ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хантингтон оказался прав

Станислав Минин :: 05 августа 2009

Эра новой глобальной цивилизации наступила: ни одна локальная проблема уже не является локальной. Новые средства коммуникации стирают границы, информация распространяется мгновенно, и вот уже на гибель уйгуров в ходе беспорядков в Урумчи моментально – и гневно! – реагирует весь мусульманский мир. Турецкое правительство выдвигает инициативу "не покупать китайское". Движение ХАМАС призывает Пекин наладить отношения с уйгурами. В Джакарте радикально настроенные демонстранты требуют объявить Китаю джихад. Наконец, "Аль-Каида" в исламском Магрибе" угрожает местью тысячам китайцев, работающих в Северной Африке. Эксперты отмечают, что "Аль-Каида" никогда прежде не интересовалась происходящим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

К прогнозам ученых-футурологов аналитики и журналисты относятся скептически-снисходительно. Общим местом стало упоминание о том, что Элвин Тоффлер нарисовал увлекательную картину "дивного нового мира", но ни словом не обмолвился о мобильном телефоне. Тем не менее некоторые футурологи оказались довольно проницательны в своем предугадывании. Например, глобализация уйгурской проблемы – яркая иллюстрация к концепции "столкновения цивилизаций" Сэмюеля Хантингтона.

О Хантингтоне, скончавшемся в декабре прошлого года, обычно вспоминают, когда западный мир сталкивается с миром ислама. Когда европейские националисты требуют запретить возведение громадных мечетей в Вене или Кельне или когда на улицах Исламабада или Тегерана жгут датские флаги в знак возмущения газетными карикатурами. Однако "Запад против ислама" – упрощение концепции Хантингтона. Цивилизаций, по мнению американского футуролога, порядка восьми, и все они сталкиваются друг с другом в современном мире. Китайская цивилизация – одна из активных участниц этих столкновений.

С точки зрения Хантингтона, основным определяющим признаком цивилизации является религия. Китайская цивилизация, несмотря на руководящую роль Коммунистической партии, остается конфуцианской. Именно религиозный фактор позволяет так называемым стержневым странам (Китаю, США, Индии) осуществлять глобальные проекты. Именно религия придает остроту войнам "по линиям разлома", то есть конфликтам цивилизаций, и оформляет новые глобальные community и новую глобальную солидарность мегаобщин. Возможным столкновение цивилизаций, безусловно, сделало новое информационное общество, сближающее лондонского врача Али, тегеранского рабочего Махмуда и египетского радикала Абдуллу, позволяющее им идентифицировать себя друг с другом "здесь и сейчас".

Между центральной властью Китая и мусульманским меньшинством образовался "цивилизационный разлом"?

Фото Reuters

"Аль-Каида", о которой, разумеется, ничего не говорится в "Столкновении цивилизаций" (книга Хантингтона увидела свет в 1996 году), стала настоящим порождением эпохи новых войн мегаобщин. Сам факт существования этой глобальной террористической сети по понятным причинам вызывает скепсис у некоторых серьезных аналитиков: нелегко признать, что новый мир, в котором та или иная цивилизация может сподобиться на подобный проект, стал реальностью.

Бывший пакистанский министр по делам религии Мухаммад Иджаз-уль-Хак в своем интервью "НГР" в 2006 году однозначно осудил теорию Хантингтона. Это не случайно: у Хантингтона именно исламский мир выступает как главное действующее лицо в истории новых цивилизационных войн. Американский ученый приводил статистику: так, в 9 из 12 конфликтов в 1992 году мусульмане столкнулись с немусульманами. Хантингтон также отмечал высокую степень милитаризации исламских государств, учитывая при этом процентное соотношение вооруженных сил и так называемые индексы военных усилий (соотношение вооруженных сил с поправкой на национальное богатство страны). Хантингтон наряду с другими учеными (Джеймсом Пэйном, Рут Леджер Сивард) сделал вывод о том, что ислам – фактор агрессии.

Почему двигателем войн по линии разлома стала именно исламская цивилизация? Сэмюель Хантингтон вывел шесть причин. По его мнению, ислам изначально был "религией меча". Кроме того, экспансия исламского мира в отличие от западного была сухопутной, и это привело к тесному "физическому соседству" мусульман и немусульман. Также ислам, пишет Хантингтон, является наиболее "абсолютистской" религией, абсорбирует политику, проводит жесткую грань между мусульманами и немусульманами и с трудом "переваривает" другие цивилизационные матрицы.

Четвертую причину выдвинули сами мусульмане: Запад воспринимает мир ислама как отсталый, а его жителей как "новых краснокожих", потенциальных жертв экспансии, и это приводит к конфликтам. Хантингтону это объяснение кажется недостаточно убедительным. Куда более значительными он находит два других фактора (соответственно пятая и шестая причина). А именно: в исламском мире отсутствует "стержневая страна", доминантный центр, в нем есть лишь соперничество Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана, Турции и Индонезии за влияние. Наконец, шестое объяснение современной агрессивности ислама – это демографический взрыв в исламском мире, высокая доля безработной молодежи, склонной к радикализму.

К третьему десятилетию XXI века это поколение должно постареть. Если этот процесс будет сопровождаться экономическим ростом в мусульманских странах, войны по линии разлома пойдут на убыль, полагал Хантингтон.

Мир ислама и китайская цивилизация уживаются плохо, отмечал ученый. Стоит привести развернутую цитату из "Столкновения цивилизаций": "Этнические китайцы, например, являются экономически преобладающим меньшинством в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Они успешно ассимилировались в обществах буддистского Таиланда и католических Филиппин; в этих странах практически не наблюдалось значительных случаев насилия, направленного против китайцев, со стороны большинства. Напротив, антикитайские беспорядки и/или акты насилия имели место в мусульманской Индонезии и в мусульманской Малайзии, и положение китайцев в этих странах остается потенциально взрывоопасным".

Китай, по мнению Хантингтона, исторически воспринимал Синьцзян как часть "внутренней азиатской зоны", населенной уйгурами, монголами, тибетцами, маньчжурами и тюрками. Эту зону необходимо сдерживать из соображений безопасности. Лучший метод сдерживания – цивилизационная экспансия, которой как раз и противятся мусульмане-уйгуры. Точно так же экспансии православной цивилизации противятся чеченцы и татары, китайской – буддисты-тибетцы, а протестантской – радикально настроенные католики-ирландцы в Ольстере. И нынешняя ярость демонстрантов в Джакарте вполне объяснима: Индонезия, по Хантингтону, является основной силой сдерживания китайской экспансии в Юго-Восточной Азии.

"В то время как на глобальном, или на макроуровне, мировой политики основное столкновение цивилизаций происходит между Западом и остальным миром, на локальном, или на микроуровне, оно происходит между исламом и другими религиями", – писал Сэмюель Хантингтон. Рецептов прекращения войны между исламской и конфуцианской цивилизациями – два. Первый рецепт – ждать, пока стороны истощат свои силы. Второй рецепт – переговоры. Однако возможны ли они в случае с исламским миром, агрессивным и децентрализованным.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама