ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-Религии": Андрей Зайцев. Вера - удел слабых. Атеизм представляет собой реальную оппозицию нынешней власти, считает председатель Атеистического общества Москвы Александр Крайнев

03 октября 2003

Что такое современный атеизм? Чем живут атеисты в наши дни и для чего они создали свое общество? На эти вопросы нашему корреспонденту ответил председатель Атеистического общества Москвы (АТОМ), инженер-физик Александр Крайнев.

-Александр Маркович, что значит "быть атеистом"?

- "Быть атеистом" значит не принимать "гипотезу Бога", - сказал в свое время Лаплас. Атеист - это тот, кто не вводит в свое мышление никаких вымышленных объектов или субъектов, кто не поклоняется никаким кумирам. Вместе с тем атеизм бывает разный: я лично в какой-то мере считаю себя агностиком. Я не могу на все сто процентов отрицать теоретическую возможность существования "высшей силы". Но поскольку пока нет никаких весомых доказательств ее существования, то я почти абсолютно уверен, что и самой этой силы нет.

- С какой целью был создан АТОМ?

- Последние десять лет со стороны Церкви идет серьезная атака на науку и здравый смысл. Прежде всего это связано с деятельностью Русской Православной Церкви, которая входит в коалицию с государственными чиновниками и пытается навязать свои взгляды большей части нашего общества. После распада общества "Знание" у атеистов не было своей организации, мы практически не могли выступать в средствах массовой информации, а наши оппоненты постоянно называли нас дегенератами и людьми безо всяких моральных принципов. В последние годы ситуация несколько улучшилась, в том числе и благодаря деятельности нашего общества.

Мы отстаиваем права атеистов и призываем к соблюдению Конституции, в которой ясно написано, что Церковь отделена от государства и школы. Мы также ведем просветительскую работу, чтобы люди могли свободно выбирать религию или атеистическое мировоззрение.

- На каких принципах вы строите свою деятельность?

- Мы опираемся на достижения естественных и гуманитарных наук, прежде всего истории. Конечно, существуют догматические атеисты, которые просто "верят в то, что Бога нет" и не утруждают себя поиском каких-то обоснований. Но мы предпочитаем основываться на реальных теориях и опыте человеческого развития.

- По-вашему, верующий человек не может быть подлинным ученым?

- Нет, может, но это скорее исключение. Среди представителей естественных наук я практически не встречал таких людей. Хотя бывает всякое. Например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом, писал научные работы и стал епископом уже в советское время. Но, когда он трудился над монографиями, он забывал о религии, а когда служил в Церкви - не думал о науке. Когда настоящий ученый занимается исследованиями - он всегда атеист.

- Однако невозможно отрицать влияние религиозных взглядов на человеческую историю, культуру и науку. Или вы считаете, что оно носит только негативный характер?

- Я очень неоднозначно оцениваю роль религии в истории. Наверное, можно говорить о каких-то положительных моментах, но постоянная борьба с "ересями", костры инквизиции и репрессии против ученых свидетельствуют о том, что вера тормозила развитие науки. Я рассматриваю любую религию как обман. Поскольку существование богов должно быть подкреплено очень серьезными доказательствами, которых, на мой взгляд, пока нет, служители культа, пытаясь навязать людям веру в вымышленные объекты, попросту обманывают людей.

- Но ведь последователи каждой религии всегда предъявляют некие доказательства своей правоты. Неужели все свидетельства существования, например, Иисуса Христа - подделка?

- Чтобы не быть голословным, я сошлюсь на мнение академика Владимира Вернадского. Он считал, что никаких весомых свидетельств существования Иисуса Христа нет. Скорее всего все эти "доказательства" могли быть подтасованы, поскольку основной принцип любой религии звучит так: "Если это полезно для веры в Бога, то это хорошо". Думаю, что образы "основателей религий" и их жизнеописания возникли из народного фольклора.

- Практически все религиозные учения говорят о жизни после смерти. А как воспринимают смерть атеисты?

- Смерть - это абсолютный конец человека как личности. У меня нет оснований полагать, что после смерти человека будет жить его душа. Атеист всегда реалист. Он надеется, что люди будут помнить его дела. Людям не хочется умирать, и они изобретают для себя различные паллиативы, но только мы принимаем реальность такой, какая она есть на самом деле. Атеист живет набело, он не может "покаяться" и продолжать совершать неблаговидные поступки.

Наши оппоненты часто ссылаются на Федора Достоевского, который сказал: "Если Бога нет, то все позволено". На самом деле все обстоит совершенно иначе: "Если Бог есть, то очень многое позволено". Атеист не может спрятаться за авторитет Церкви. За свои поступки должен отвечать только он сам, а это гораздо более высокий моральный принцип.

- Правы ли те, кто считает, что атеист - человек более свободный, чем любой верующий?

- Абсолютно правы. Атеизм предполагает очень большую свободу выбора. Человек не имеет каких-либо ограничений "сверху", кроме собственной совести. Он может выбирать любые ценности и разделять любые научные или иные взгляды без оглядки на традицию или догматы. Атеизм - это мировоззрение свободных людей. Не случайно нынешняя власть так его боится, поскольку только атеизм представляет собой реальную оппозицию нынешней власти. И многие люди выбирают это мировоззрение, поскольку устали от фальшивой моды на религию и растущей клерикализации общества.

- Человек, называющий себя атеистом в России, должен помнить о варварских разрушениях храмов, о гонении на духовенство. Как вы относитесь к нашему недавнему прошлому?

- Советская власть при всех ее недостатках реально заботилась о просвещении народа и освободила науку от влияния религии. До революции число грамотных людей в России было ничтожно, и всего за несколько десятилетий эту ситуацию удалось преодолеть.

К разрушению храмов мы относимся отрицательно. Мы также не одобряем репрессивные методы в отношении верующих и оскорбление религиозных чувств. В частности, ни одна атеистическая организация не была причастна к выставке "Осторожно, религия!", хотя и здесь Церковь излишне драматизирует ситуацию.

При этом мы считаем, что масштабы гонений на верующих при советской власти были сильно преувеличены. Конечно, отдельные случаи гонений имели место, но подавляющее большинство священников было репрессировано не за веру, а за свою политическую деятельность. Кроме того, в те годы расстреляли и немало атеистов, в том числе членов "Союза воинствующих безбожников". Так что атеистам не в чем "каяться" перед верующими. Церковь ведь не вспоминает о казнях старообрядцев и о дискриминационной политике в Российской империи...

- Если религия это обман, то почему до сих пор во всем мире так много верующих людей?

- Мне кажется, что подлинно верующих не так уж и много. Во все времена их число не превышало десяти процентов, остальные просто отдавали дань моде. Наверное, можно говорить о какой-то генетической предрасположенности к вере. Есть и более резкие суждения. Зигмунд Фрейд считал религию формой психоза. Обычно вера - это костыль для хромого, ведь люди приходят в Церковь в критической ситуации. Сильный же человек, на мой взгляд, не нуждается в религии.

"НГ-Религии", 1 октября 2003 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама