ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Современное православное богословие: попытка характеристики

Христокин Геннадий :: 11 августа 2009

В 2009 году исполняется 30 лет со дня смерти выдающегося православного богослова протоиерея Георгия Флоровского, ставшего основателем неопатристики – господствующего течения в современном православном богословии.

О. Георгий Флоровский в своей книге "Пути русского богословия" (1937) осуществляет деконструкцию православного академического богословия XVII-XIX вв. и русской религиозной философии XIX-XX ст. Деконструкция позволяет увидеть, что эти два вида богословско-философской мысли не придерживались нормы, необходимой для того, чтобы на самом деле быть православной теологией. А именно – православное богословие должно быть развитием предания отцов церкви. Произведения отцов церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов-догматистов, являются образцовым богословием, нормативным выражением христианского вероучения. Такая доктрина о. Георгия Флоровского предусматривает наличие принципиально единой системы богословия греческой патристики, которую, по убеждению о. Георгия Флоровского, якобы возможно и необходимо реконструировать. Удивительно, что уже полстолетия спустя после о. Георгия Флоровского и Владимира Лосского дело реконструкции системы богословия греческой патристики остается нереализованным, неопатристику продолжают развивать без такой реконструкции. Также тенденциозной является мысль о. Георгия Флоровского, что лишь система понятий, разработанная греческой патристикой, может быть основой для построения православного богословия, в том числе – современного. О. Георгий Флоровский нигде не реконструирует этой системы понятий и не доказывает ее преимущества. Убежденность о. Георгия Флоровского в нормативности для православного богословия именно терминологии греческих отцов – его личная интуиция. О. Георгий Флоровский подчеркивает, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать, оставаясь в системе понятий греческой патристики. Поэтому богослов выступает против любых попыток переформулировать догматы в категориях современных философий. Но само использование понятий и концепций современной философии стало характерным для многих представителей неопатристики, силящихся переосмыслить философские понятия, подобно тому, как это однажды сделали греческие отцы.

Что такое неопатристика сегодня? Выявление существенных признаков неопатристики приводит к выводу, что неопатристика на самом деле оказалась не тем "неопатристическим синтезом", который задумал о. Георгий Флоровский, а скорее своеобразным аналогом неотомизма.

Первая существенная черта неопатристики, аналогичная неотомизму, – это систематическое обращение к определенной средневековой теологии, считающейся образцовой. В неотомизме – это система Аквината, а в неопатристике – греческая патристика. Необходимость такого обращения в этих системах обосновывается по-разному. Неотомисты усматривают в системе Фомы образцовую теологию из-за того, что она является "вечной философией", идеально обоснованной и реалистической метафизикой. Представители неопатристики также считают, что произведения греческих отцов церкви являются образцовым преданием, т.е. традицией, которой надо быть верными, на основе которой необходимо творчески развивать современную теологию. Кстати, нормативными для многих из них являются не принципы образцовой теологии, а "дух отцов", "опыт отцов": поэтому на самом деле для неопатристики не характерна полнейшая преданность понятиям и концепциям греческих отцов, поскольку такая верность сегодня, скорее всего, невозможна.

Вторая существенная черта неопатристики, которая роднит ее с неотомизмом, – это активное использование понятий и концепций современной философии. Эти понятия и концепции становятся новой формой для выражения якобы неизменного содержания православного богословия. На самом деле использование понятий и концепций современной философии может существенно изменять содержание богословия, что очевидно в случаях с системами В.Лосского, Х.Яннараса и митрополита Иоанна Зизиуласа. Сохранение традиционного содержания при использовании новой философской теологической методологии – это, вообще, сложная задача для православных мыслителей, и с нею реально справились лишь о. Георгий Флоровский и о. Думитру Станилоае. Понятия и концепции современной философии заимствуются представителями неопатристики или непосредственно из произведений Хайдеггера, Шеллера, Гартмана, Сартра, или через посредничество выдающихся протестантских и католических теологов XX в. Результатом такого заимствования обязательно становится реформирование православной теологии путем синтеза теорий и понятий греческой патристики с концепциями и понятиями современной философии. Такие синтезы могут быть продуктивными и оказывать содействие развитию православного богословия. Они могут быть и неудачными, служить причиной формирования неправославных по сути или даже бессмысленных теологий. Лишь как исключение в неопатристике встречаем мыслителей, не использующих понятия современной философии. Полная верность понятиям и концепциям объективного идеализма греческой патристики была характерной, например, для св. Иустина Поповича.

Третья существенная черта неопатристики – постоянное стремление преодолеть некоторые (часто воображаемые) недостатки теории богопознания греческой патристики и создать более простые теории богопознания. Как и стремления неотомистов преодолеть недостатки томизма, такие попытки бывают или относительно удачными, или совсем неудачными.

Является ли неопатристика развитым и влиятельным течением в современном богословии? Если сравнить с неотомизмом, то полувековое историческое развитие неопатристики породило не такое уже и большое количество произведений. Православное богословие вообще более скромное, чем католическое и протестантское, поскольку руководство православных церквей не уделяет надлежащего внимания делу развития богословия. В самом деле, неопатристика является результатом усилий отдельных богословов-энтузиастов. Это отличает ее от неотомизма, который был и является результатом усилий не только философов и теологов, но и церковной власти римской церкви. Но отсутствие существенной институциональной поддержки не помешало неопатристике стать господствующим течением в современном православном богословии, поскольку академическое богословие также не имело такой поддержки.

Неопатристика – явление разнообразное от начала своего существования. Исторически так сложилось, что уже в период возникновения неопатристика распалась на два течения, между которыми существует принципиальная разность в методологии, онтологии, гносеологии, антропологии, а следовательно, и в теории теогносии, – объективный идеализм и экзистенциализм.

Неопатристический объективный идеализм, основателем которого является о. Георгий Флоровский, старается использовать систему понятий мыслителей греческой патристики. Такая ориентация предопределяет наследование основных черт боголовия и философии греческой патристики. Эти черты: объективный идеализм в онтологии, интеллектуальный и мистический интуитивизм в гносеологии, классический психофизический дуализм в антропологии, метафизика как способ построения знания в методологии. По мнению епископа Илариона Алфеева, потребность в неопатристике интуитивно ощущалась многими православными богословами. Фактически, о. Георгий Флоровский сумел лишь четко сформулировать новую для православия богословскую парадигму, в ключе которой уже и так начали работать некоторые богословы. Так, независимо от Флоровского начал работать как неопатролог выдающийся сербский православный богослов св. Иустин Попович, который с помощью синтеза богословских понятий греческой патристики и языка мистической поэзии сумел наиболее полно выразить православное мировоззрение. В рамках неопатристики работали другие выдающиеся богословы – греческие мыслители о. Иоанн Романидес и о. Теодор Стилианопулос, православные богословы американского происхождения – о. Джон Бэр и Джон Брек. Сразу отметим, что представители этого направления неопатристики преимущественно избегали открытой критики другого ее направления – православного экзистенциализма, но фактически выстраивали персоналистическую онтологию и гносеологию, развивая персоналистические интенции, бывшие одной из отличительных особенностей христианского неоплатонизма греческой патристики. При этом персонализм православного объективного идеализма никогда не перерастает в экзистенциализм, поскольку мыслители этого направления – от о. Георгия Флоровского и до сегодня – неуклонно держатся принципа равной фундаментальности категорий сущности и личности, постулируют их равноправие, взаимозависимость и несводимость одной к другой.

Основателем православного экзистенциализма был Владимир Лосский. Его учение стало отправным пунктом для радикального православного экзистенциализма греческого философа и теолога Христоса Яннараса. Для этого направления характерна такая же абсолютизация личного элемента и нивелирование сущностного в Боге и человеке, как и в философии экзистенциализма. Такие особенности учения В.Лосского, Х.Яннараса и митрополита Иоанна Зизиуласа можно объяснить прямой концептуальной (а у Х.Яннараса и понятийной) зависимостью от современного западного религиозного и атеистического экзистенциализма. Эта зависимость служит причиной отказа православных экзистенциалистов от основных черт учения мыслителей греческой патристики во всех сферах богословия, который невозможно скрыть с помощью заверений в верности "духу отцов".

Недостатки обеих направлений неопатристики очевидны не для всех, но непредубежденные исследователи все-таки могут их четко определить: объективный идеализм о. Георгия Флоровского и его последователей не может быть ответом на все смысложизненные вопросы современного человека, а православный экзистенциализм отходит от православных догматов, а иногда даже от христианского вероучения. Православное богословие нуждалось в принципиальном обновлении, и его смог осуществить выдающийся румынский богослов о. Думитру Станилоае, ставший основателем третьего направления в неопатристике. Его богословие построено на основе использования достижений философской антропологии Шеллера, онтологии Гартмана, католической теологии фон Бальтазара и Раннера. О. Думитру Станилоае удалось выразить традиционное содержание учения греческой патристики с помощью языка и концепций современной философии. Но особенно значительны его достижения в обновлении теории богопознания, в возвращении к учению отцов и нахождении новых философских и богословских обоснований для них.

Итак, неопатристический синтез, о котором мечтал о. Георгий Флоровский, все еще не реализован. И даже неизвестно, будет ли это достигнуто в будущем. Но вместо "неопатристического синтеза" возникла неопатристика – господствующее течение современного православного богословия. И ее основателем был именно о. Георгий Флоровский.

Источник: Киевская Русь

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама