Композитор гусарским жестом бросил цветы под ноги певицам, расцеловался с хормейстером-дирижером, а публика продолжала стоя аплодировать. Фестиваль современной музыки "Московская осень", 28-й по счету, начался. Начался не с приветствия Путина (которое тоже имело место), а с мировой премьеры.
Родион Щедрин, написавший в мюнхенском уединении оперу "Боярыня Морозова", первое концертное представление дал в Москве в Большом зале Консерватории. Да и где, как не в Москве, в которой три с лишним века назад разыгралась кровавая драма раскола, исполнять эту оперу? В ней нет надрыва, нет исступления, как в суриковской "Боярыне Морозовой". Тема решена минимальными, даже аскетическими средствами эффект поразительный. Вместо оркестра три музыканта труба, ударные и литавры. Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина и безупречно подобранные солисты в полном соответствии с авторским замыслом воплотили на сцене БЗК жанр "русской хоровой оперы".
Композитор сам написал для нее либретто по двум знаменитым литературным памятникам "Житию протопопа Аввакума" и "Житию боярыни Морозовой". Звучат тексты устрашающе современно. Да и стиль Варлама Шаламова не от протопопа ли Аввакума идет, а методы дознания НКВД, кажется, прямо переняты у царя Алексея Михайловича. "Како веруешь?" вопрошает тишайший государь знатную боярыню, конфисковав у нее восемь тысяч крестьянских душ и поместья, где "павлины, по двору гуляти". Какая правителю разница, двумя перстами или тремя крестится его подданная? Но не в перстах же дело, а, выражаясь на нынешний лад, в образе мыслей, который должен быть у всех одинаков. За свою веру боярыня Морозова и сына потеряла (царские лекари отравили), и любимой сестры лишилась (не вынесла пыток). После зверских истязаний, которые подробно перечисляет хор (а царь добавляет: "Нагих по снегу, по снегу. Мучить и бити немиластивна!..") страдалицу бросили в земляную яму и уморили голодом.
"Выпросил у Господа светлую Россию сатона, поет хор, да очервленит кровию мучениской". Сколько раз после этого враг рода человеческого выпрашивал себе на расправу Россию, сколько пролилось мученической крови.
Александр Солженицын утверждает, что не будь гонений на старообрядцев, возможно, не случилось бы и революции 1917 года: истребляли самую жизнеспособную, самую жизнестойкую часть русского народа. О чем и напомнил Родион Щедрин на открытии "Московской осени" 2006 года.
По материалам источников: Московские новости