ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Всеволод Чаплин: "Господь действует в истории"

Сергей Волобуев :: 01 сентября 2009

Казалось бы, логично предположить, что высокий уровень ВВП является

Божией милостью для народа, а стихийное бедствие – Божиим наказанием. Так ли все просто на самом деле?

Обычный современный россиянин воспитан на школьном обществоведении, которое пытается обойтись без "гипотезы Бога" и все в истории объясняет через совокупность природно-материальных факторов. Такому человеку, естественно, трудно принять христианский взгляд на общество и историю, согласно которому жизнь общества управляется Богом. Еще труднее согласовать это утверждение со свободой и ответственностью человека, о которых также учит христианство...

Мы продолжаем беседовать с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

– Отец Всеволод, в православной традиции встречается понятие кары Божией, когда речь идет о целом народе и о стране. Есть также понятие милости Божией. Что означают эти понятия?

– Они означают, что Господь действует в истории. Посылает и милость Свою народам, и наказывает их. Отношения между Богом и народом не сводятся только к Его отношениям с отдельными личностями. Это мы очень хорошо знаем по ветхозаветной истории и по истории христианских народов. В то же самое время, и вина, и добродетель связаны прежде всего с личностями, слагающими народ, которые через свой свободный выбор, через свои свободные действия формируют добрый или злой облик народа. Бог не имеет отношений с землей, территорией. Он имеет отношения с людьми и за их добродетели воздает награду, а за их грехи наказывает.

– Можно ли идентифицировать по каким-то признакам, что в какой-то период народ был покаран Богом, или наоборот испытывал милость от Господа?

– Все-таки это область тайны. В православной мысли часто говорится о том, что Господь благословил или покарал тот или иной народ. Так бывает. И часто можно видеть, когда Господь благословляет народ миром, когда Господь спасает "от нашествия иноплеменных и междоусобная брани", от других бед и трагедий. Так проявляется любовь Божия к этому народу. Я считаю чудом, что Россия прошла рубеж 80-х – 90-х годов без большой крови. Да, распалось единое государство, которое когда-то было исторической Россией. Да, мы пережили множество политических и экономических кризисов. Но, тем не менее, дело не дошло до гражданской войны, а она могла бы быть. Многие люди были способны пойти на нее. То, что мы прошли этот исторический момент без большой крови – это чудо, это милость Божия. Таких милостей в отношении нашего народа можно много перечислить. Но опять же, наказание Божие и милость Божия не всегда бывают очевидными. Вряд ли можно составить шкалу, согласно которой, например, уровень ВВП всегда можно считать Божией милостью, а стихийное бедствие – Божиим наказанием. Такой твердой шкалы нет. Но Господь дает людям знаки, которые позволяют им видеть: вот это событие – не случайность, это Его милость или Его наказание...

– А демографические тенденции? Ведь они, в отличие от колебаний экономической конъюнктуры, более устойчивы и вместе с тем красноречивы...

Народы рождаются, живут и умирают. Видеть в оскудении того или иного народа особую Божию кару вовсе не всегда стоит. Но очевидно, что эгоизм и безнравственность порождают такое явление как демографическое оскудение народа. И это может быть не столько Божия кара, сколько естественная расплата за греховный выбор людей.

– Но в любом обществе существует неравенство между людьми. Получается, что за греховный выбор людей, обладающих высоким статусом, расплачивается все общество?

– Да, решения государственных, духовных или интеллектуальных лидеров народа очень сильно влияют на его историческую судьбу. Очень часто от решений одного человека зависит судьба нации. И не случайно Господь говорит: "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 48). Эти решения налагают на человека огромную ответственность. Он о ней должен помнить. Люди равны только в смысле своей ценности в очах Божиих. Господь любит каждого из нас. Но по влиянию на исторический процесс они часто бывают не равны. И в этом неравенстве нет ничего противоестественного. Оно связано с элементарными

различиями между людьми. Эти различия никто не отменял. Кто-то может руководить миллионами, кто-то этого не может. Кто-то умеет сколотить богатство, кто-то может только расточать. Кто-то более талантлив в той или иной области. Эти различия навсегда останутся на земле, не только между людьми, но и между народами.

– И все-таки, существуют ли коллективные грехи, которые требуют коллективного (или, как иногда говорят, всенародного) покаяния? Должны ли мы, например, каяться за грехи предков?

– Человек отвечает перед Богом за свои собственные грехи, в которых должен каяться на исповеди и изживать из своей жизни. Я не думаю, что есть непреодолимая мистическая связь между грехами предков и личными грехами человека. Но их последствия, конечно, сказываются на жизни общества, народа, на жизни будущих поколений. Покойный Святейший Патриарх Алексий II много раз вспоминал слова руководителя клиники, где лечат тяжело больных детей, что основная причина болезней детей – это грехи родителей: пьянство, наркомания и так далее. Уже на этом конкретном примере видно, что грехи одних людей могут влиять на других. Если страна жила долгие десятилетия в атмосфере безбожия, нравственного релятивизма, лицемерия – это влияет на нас, сегодняшних. То, что миллионы людей были уничтожены в советское время, – это тоже влияет на нас. Но покаянием народа за эти грехи должно стать не какое-то специальное ритуальное действие, подменяющее собой Таинство Покаяния, а исправление жизни, исправление исторических путей народа.

– А вообще, зачем Бог карает или милует народы?

– Господь может через те или иные явления призвать людей к Своей Истине, призвать их слушать Свое Слово. Так было много раз в истории ветхозаветного народа, когда он погружался в идолослужение. Повторюсь, вовсе не во всяком бедствии нужно искать Божие наказание, не во всяком земном процветании искать признаки Божией милости. Если Господь наказывает народ, нехристианский в том числе, может быть Он таким образом призывает его изменить свои исторические пути и прислушаться к Его Слову.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама