Предстоящая в конце этой недели поездка митрополита Корнилия в Киев для свидания с митрополитом Леонтием внесла сумятицу в долгосрочные прогнозы развития двусторонних отношений. Постоянно ухудшающийся их общий фон, казалось, в недалеком будущем привел бы к полному усыханию взаимного интереса. Дело шло к холодам. И вдруг – резкое притяжение друг к другу, всплеск активности, прилив неотложного желания увидеться. Что это? Возвращение в лето, или новая уловка зимы?
В начале века, когда Румыния стала готовиться к вступлению в НАТО и Евросоюз, Браиловская Митрополия стала предъявлять к Москве территориальные требования. Сначала дело касалось только церкви Рожества Христова в Сиднее, прихожане которой хотели сохранять духовные и административные связи с Россией, несмотря на то, что Брэила объявила Австралию своей епархией. Затем Браилу стало раздражать нежелание Московской Митрополии ограничить свою юрисдикцию современными государственными границами России. Явочным порядком были присоединены к Браиловской Митрополии страны Прибалтики, Грузия. На территории России была создана так называемая Русская епархия для того, чтобы собрать в ней всех, кто недоволен московским старообрядческим первосвятителем. Предложения о переходе под управление Браилы неоднократно делались и епископу Аугсбургскому Амвросию, и архиепископу Киевскому Савватию.
Но самыми болезненными в двусторонних отношениях стали притязания митрополита Леонтия на обладание Белой Криницей. Насколько это село Черновицкой области Украины для него оказалось важным можно судить по тому, с какой твердостью, родившись и всю жизнь прожив в Румынии, совершая богослужения в кафедральном храме в Брэиле, он защищает свой титул митрополита Белокриницкого.
Дело дошло до того, что в свои деяния Московский Освященный Собор 2004 года был вынужден отдельным пунктом внести указание, что Белая Криница является неотъемлемой частью Украинской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В "ответном слове" последовавший в 2005 году Собор Браиловской Митрополии включил Белую Криницу в состав своей Тульчинской епархии.
Это совершенно антиканоническое решение не осталось незамеченным. Русская Православная Старообрядческая Церковь на сентябрьском сего года Соборе в Белой Кринице приняла обращение к братской Браиловской Митрополии, в котором вновь призвала не подвергать сложившиеся старообрядческие епархии переделу.
После этого оставалось ждать ответа. Было очевидно. что он будет дан на состоявшемся в Брэиле в начале ноября Освященном Соборе. Была надежда, что Собор старообрядцев в Румынии прислушается к церковному канону запрещающему односторонние действия в этих вопросах. К сожалению, до сих пор нам в России не известно, каков оказался соборный ответ. Более того, большинству участников Освященного Собора это тоже неизвестно, так как его текст соборно не обсуждался. Заседания Собора прошли под диктовку ближайшего окружения митрополита Леонтия, ему же и было поручено составить ответное послание, что повергло в глубокую задумчивость многих румынских старообрядцев – от мирян до архипастырей.
Затянувшееся ожидание повисло по обе стороны Дуная, разделяющего приходы двух Митрополий. Насколько сегодня Брэиловская Митрополия следует общей западной политике в отношении России, или она наперекор политической тенденции попытается сохранить братскую дружбу? Опустится ли новый железный занавес между братьями, или будет продолжено взаимное общение, которое, по слову апостола Павла, не следует оставлять?
Киевская встреча старообрядческих митрополитов, безусловно, может дать ответ на этот и другие вопросы, встающие на пути старообрядчества в XXI веке.
Иустин Понедельников,
обозреватель недели
По материалам источников: "Правда Старой Веры"