Недавно Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за Границей (РПЦЗ) выступил с отзывом на книгу протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века", в котором, в частности, были сказано: "В Русском Зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, ген. А.А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России". Даже в русском зарубежье отношение к Власову было, как теперь говорят, неоднозначным, но нам действительно важно разобраться с этой страницей нашей истории. Как бы мы могли взглянуть на них с христианской точки зрения?
В человеческих поступках есть объективная и субъективная сторона; или, говоря по другому, мы должны разделять личность и поступок. Субъективно многие люди в СССР имели самые веские основания ненавидеть Сталина и, на его фоне, рассматривать любую антисталинскую силу как освободительную. Сталин был бесчеловечным тираном, одним из самых страшных тиранов в человеческой истории. То, что так много неожиданно много советских граждан перешли на сторону врага, есть прямой результат сталинской политики коллективизации и репрессий, беззаконных казней и гонений на Церковь, насаждения тотальной лжи, доносительства и раболепства. Безбожный большевизм, упомянутый в письме синода РПЦЗ, был настолько чудовищен, что многие люди и в самом СССР, и беженцы из него, были готовы приветствовать любую антикоммунистическую силу, которая могла бы дать надежду на освобождение от безбожной тирании.
В то время люди еще не знали и не могли знать что Гитлер окажется еще худшим тираном, и гитлеровские злодеяния надолго затмят сталинские. Заблуждение тех, кто готов был видеть в Гитлере "освободителя" можно было понять в историческом контексте зло большевизма было им знакомо, в то время как злу нацизма еще предстояло проявить себя. Это сейчас нам очевидно, кто такой был Гитлер, тогда, особенно поначалу, это могло быть неясно. Попав в плен, многие советские воины могли столкнуться перспективой неизбежной голодной смерти и соблазниться на предложения вступить в антисоветские вооруженные формирования. В любом случае, эти люди жили, страдали и умирали в страшное время, и нам лучше предоставить судить их Богу.
Однако есть объективная сторона поступков. Дурное дело, совершенное под давлением невыносимых обстоятельств или под влиянием заблуждения, ложных надежд и ожиданий, не перестает быть дурным. Одно дело воздерживаться от суда над людьми, другое над поступками. Человека можно пожалеть, ему можно искать извинений и смягчающих обстоятельств; оправдывать сам поступок значит отсюда, из нашей безопасности признавать его приемлемым. А то, что сделал Власов и иже с ним неприемлемо. Они перешли на сторону врага, который вовсе не думал освобождать Россию от большевизма, а думал ее уничтожить, врага, уже развернувшего геноцид на оккупированных территориях, врага, который, как ни трудно было в это поверить, был хуже Сталина.
Объективно их поступок был предательством не по отношению к Сталину, а по отношению ко всем тем людям, которых нацисты пришли убивать в видах расчистки "жизненного пространства" для "высшей расы". Поэтому помолиться об упокоении душ этих людей, жертв страшной исторической трагедии можно и нужно. А вот пытаться обелять то, что они сделали нет.
Мы можем с пониманием и сожалением отнестись к тем, кто оказался в эпицентре невиданной до тех пор исторической катастрофы, к тем, кто в беспросветной ситуации поддался ложным надеждам, к тем, кто не смог противостоять давлению невыносимых условий, и мы можем почтить их память как память жертв войны и тирании. Но мы не можем почитать их как героев героями они не были. Они заслуживают сострадания но никак не восхищения. Яростная полемика, в которой одни, из ненависти к большевизму, призывают почитать власовцев как героев, другие проклинать их как предателей, предлагает нам ложный выбор. Этих людей не следует ни прославлять, ни проклинать; их ужасную судьбу следует оплакать.
Не нам судить людей, которые совершили ложный выбор но нам следует признать, что этот выбор был ложным. Из людей военных для нас символами исторической России для нас могут быть святые Александр Невский и Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и Нахимов, но никак не генерал Власов.
Россия нуждается в осуждении большевизма, в ясном и недвусмысленном признании злодеяний того времени злодеяниями, в том, чтобы с наших площадей и улиц исчезли наконец, имена кровавых злодеев и террористов. Но этому необходимому делу может только помешать попытки сделать генерала Власова его символом.
Источник: Радонеж