Удорский край занимает крайне западное положение в республике Коми по современному административному делению. "Удорою называется волость, находящаяся в северной части Яренского уезда, на границе Архангельской губернии, по рекам Мезени и Вашке"{1} читаем мы в "Вологодских епархиальных ведомостях". В интересующий нас период Удора входила в Яренский уезд Вологодской губернии. До недавнего прошлого Удорский район был одним из наименее изученных в Коми крае. В последнее время этот некогда изолированный от остальных территорий район становится объектом исторических, этнографических, фольклорных, диалектологических исследований.
Следует обратить внимание, что большая часть населения Удоры в конфессиональном отношении представляла собой старообрядцев. Вопрос о быте и культуре удорских старообрядцев занимает большое место в отчетах миссионеров великоустюжского православного Стефано-Прокопьевского братства.
Становление рукописно-книжной традиции на р. Вашке в Коми крае связано с появлением старообрядчества в этой местности. "Окраинное положение и малозаселенность, отсутствие каких-либо крупных промышленных и культурных центров привлекали сюда...староверов, а сохранение патриархального быта... создавало благодатную почву для распространения их учения".{2}
В документах сохранились сведения о появлении старообрядцев на Вашке. В сообщении 1896 г. в совет великоустюжского православного Стефано-Прокопьевского братства священника Важгортской церкви Павла Колмакова отмечалось, что раскол в Удорском крае появился примерно в начале XIX в.{3} Распространителями этого движения на первых порах были некоторые представители местного .населения, посещавшие другие области России, где старообрядческие течения были наиболее развиты. Так, в отчете 1899 г., представленном в совет Стефано-Прокопьевского братства, удорский окружной миссионер Василий Вишерский писал, что раскол в
Удорском крае появился в деревне Усть-Кульской Важгортского прихода в самом конце XVIII в. Завез его из Москвы некто Поганев уроженец этой деревни, часто ездивший в столицу по торговым делам. Там он познакомился со старообрядчеством и увлекся этим учением, примкнув к последователям филипповского толка.{4}
По другим данным раскол в эти места был занесен из Сибири. В своих воспоминаниях о путешествии в Удорский край в 1888 г. исследователь истории и культуры Великого Устюга В.П. Шляпин говорит о селе Важгорт как о центре удорского раскола. Главным расколоучителем здесь считался местный крестьянин Петр Афанасьевич Бозов.{5} Родился он в 1777 г.{6}, во время поездки в Сибирь столкнулся с учением старообрядцев и, вернувшись на родину, стал страстным распространителем этой веры. С течением времени раскол так называемого бозовского согласия пустил в Важгорте глубокие корни.
Несколько позднее, примерно в 60-х годах XIX в., распространилось на Вашке старообрядческое учение бегунов. В отчете о поездке вологодский епархиальный миссионер отмечал, что по рассказам старожилов, лет сорок тому назад (миссионерская поездка состоялась в 1902 г.) чупровский торговец, ездивший по делам в Архангельскую и Олонецкую губернии, увлекся идеологией странников. Возвратившись в свою деревню, он продал имение и ушел навсегда в Каргопольские скиты. Связи с родиной новый бегун не порвал, он вместе с товарищами-раскольниками часто бывал в родных местах, сея среди земляков зерна новой веры.
Распространение раскола непосредственно связано и с притоком крестьянского населения с Пинеги и Северной Двины. Вероятно, одной из причин переселения этих людей в Удорский край могли быть переписи населения и гонения на старообрядчество со стороны официальных властей и церкви.. Русские переселенцы-старообрядцы смешались с местным населением, во многом сохранив определенный уклад жизни. Сохранили и продолжили они и рукописную книжную традицию, на основе которой со временем складывается своеобразная удорская традиция. Сейчас известны фамилии нескольких местных писцов: Тукоева, Коровиной, Рахмановых-Матевых, чье рукописное наследие являет ся своеобразной вершиной книжной культуры Удоры.
Особенно прочно раскол утвердился в таких селах и деревнях, как Важгорт, Чупрово, Муфтюга, Верхозерье, Выльгорт, Остров, Тойма, Кирик. Миссионерские отчеты позволяют установить, на какие направления или толки делилось удорское старообрядчество. Все местные староверы были беспоповцами.{8} Беспоповщина на Вашке реализовалась в двух ее демократических формах: филипповском толке и секте бегунов или странников. Большинство старообрядцев в Удорском крае принадлежало к филипповскому толку и находилось на территории Воскресенского Важгортского прихода. Наименование "филипповцы" в отношении к последователям этого толка было мало знакомо местному населению Удоры: их здесь называли "бозовыми" по имени местного наставника и руководителя этого старообрядческого течения Михаила Петровича Бозова.{9}
Михаил Петрович родился в 1827 г.{10} Он был сыном ранее упомянутого нами П.А. Бозова. Продолжив дело своего отца, Михаил Бозов силой своего нравственного авторитета и своим капиталом добился в среде старообрядцев-филипповцев огромного влияния. В этом отношении показательны факты, когда в беседах с местными старообрядцами миссионеры часто слышали от последних слова о желании перейти в лоно православной церкви, но только после смерти своего влиятельного наставника слепого старика Бозова.
Доказательством особого положения М.П. Бозова в местной крестьянской среде также может служить сообщение удорского окружного миссионера В.Вишерского за 1897 г. Говоря об удорских старообрядцах, он разъясняет, что все они веры беспоповской, что существуют так называемые "попы", но из простых мужиков, и, что самое интересное, во главе всего этого старообрядческого течения стоит архиепископ Бозов."
Самоуверенный и независимый, чувствующий свое безграничное влияние на единоверцев, Михаил Бозов зачастую мыслил и действовал даже вопреки основным законам и требованиям своей веры. И как следствие несколько свободного отношения его к некоторым взглядам филипповцев явилось образование на Удоре особых толков. Отколовшись во второй половине XIX в. от бозовского согласия, эти вновь образованные толки стали называться также по фамилии своих руководителей вера Южина, Созонова, Рахманова{12} . Расхождения между удорскими наставниками касались не столько существа веры, сколько некоторых тонкостей беспоповского учения, на которые каждый смотрел по-своему. Южин, например, был сторонником заключения брака без освящения православной церковью. "Созонов проповедовал безбрачие, а Рахманов допускал обряд самокрещения".{13} К концу XIX в. рахмановская и созоновская веры прекратили свое существование, а Южин в конечном счете просто вернулся вместе со своими приверженцами в лоно бозовского согласия.{14}
Следует отметить тот факт, что беспоповщина, некогда сильная количеством своих последователей, во второй половине XIX в. ослаблялась в высшей степени внутренними раздорами и дроблением на мелкие толки. Этот процесс стал характерным не только для отдельных местностей, в частности для Удорского края; к концу XIX в. он распространялся на все новые территории России. Так, в своем отчете по православному ведомству обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев отмечал: "...Все толки и согласия, на которые подразделяется современная беспоповщина, трудно даже и перечислить. Здесь всякий мало-мальски начитанный старик или старуха легко могут стать духовными руководителями в... простонародной среде, образовать отдельный толк и дать ему свое имя. Но эти раздоры по вопросам внутренней жизни не мешают, однако, беспо-повцам дружно соединяться между собою, чтобы общими силами ратовать против православной церкви".{15}
Приверженцев другого влиятельного старообрядческого беспоповского толка бегунов или странников на Удоре обыкновенно называли скрытниками. Как отмечалось в миссионерских отчетах, к концу XIX в. влияние скрытников на местное удорское население значительно усилилось. Особенно это стало заметным после появления в крае нового наставника бегунов Прохора Филипповича Ильина, впоследствии заместителя главы Каргопольского предела истинно-православных христиан-скрытников, выделявшегося среди других начетчиков своими знаниями. Сам П.Ф. Ильин был уроженцем деревни Муфтюга, что находится в Чупровском приходе Удорского края. Еще 12-летним мальчиком он оставил свой дом, уйдя вместе с отцом в раскольничьи скиты. Вновь на Удоре Прохор Ильин" появился со своими товарищами-скрытниками. Прибыли они из Каргопольского уезда, откуда были выселены полицией в рамках противораскольнической деятельности официальных властей. Развив широкую пропаганду скрытнического образа жизни, новый начетчик очень скоро приобрел в среде местного крестьянского населения высокий авторитет и массу сторонников.{16}
В "Отчете о состоянии раскола в Вологодской губернии" за 1901 г. отмечалось, что в Удорском крае Яренского уезда скрытники подразделяются на брачников, иерархитов и толоконников.{17} Необходимо заметить, что удорское странничество, как и филипповский толк, не было единым, монолитным течением в старообрядчестве. Оно также со временем разделилось на множество согласий. Упомянутые удорские брачники, толоконники и иерархиты, по-видимому, относили себя соответственно к Артемову согласию, согласию Василия Толоконникова и к статейникам, иначе согласию Никиты Семенова.{18} Принципиальных расхождений между их учениями не было; разные взгляды на проведение некоторых обрядов, на организационную структуру бегунских обществ и послужили основной причиной размежевания. Наиболее широкое распространение учение бегунов или странников получило на территории Спасского Чупровского прихода, а село Чупрово в конце XIX в., по мнению окружного миссионера В. Вишерского, представляло собой одно сплошное гнездо странноприимцев.{19}
Огромным авторитетом в среде старообрядцев пользовались наставники и начетчики. Это были люди весьма грамотные, начитанные, рьяно выступавшие с апологией своей веры. Местные староверы относились к своим "отцам духовным" с большим почтением и всегда защищали их, намеренно скрывая от православных их недостатки. Каждый начетчик имел свой небольшой округ одну-две деревни, в пределах которого им совершалось богослужение и исполнялись необходимые старообрядцам требы.
Нужно заметить, что при собеседованиях с приезжавшими миссионерами старообрядцы в присутствии своих начетчиков теряли всякую самостоятельность. Вызвать их в это время на рассуждения было очень трудно. Полностью полагаясь на знания и опыт своих духовных наставников, староверы отдавали последним право вести спор с таким сильным соперником, как миссионер.{20} Этот незначительный сам по себе факт является убедительным доказательством большого влияния начетчиков на своих единоверцев.
Удорские наставники нередко поддерживали связи со старообрядцами других местностей. Так, в отчете окружного миссионера за 1901 г. отмечалось: "Какую важную роль играют здешние расколоучители, это можно видеть из прилагаемого к отчету частного письма, которое мне попало случайно от местного фельдшера... Некто Степан Иванов Уткин из Устьважки Архангельской губернии обращается к чупровским расколоучителям Степану Васильевичу и вышеупомянутому Прохору Филипповичу и просит научить его жить по Закону и послать какую-нибудь книжку... Значит, удорские расколоучители известны и в Архангельской губернии. Село Устьважка в Архангельской губернии от села Чупрова отстоит в 125 верстах".{21}
Отчеты миссионеров перед великоустюжским православным Стефано-Прокопьевским братством дают возможность установить имена наиболее известных на Вашке начетчиков. Так, начетчиками филипповцев были в Важгорте Михаил Васильевич Бозов и Михаил Лукин, в Пучкоме Иван Иустинов, в деревне Остров Роман Сезонов и две наставницы Елизавета и Евдокия, в Выльгорте Степан Южин и Гликерия Рахманова.{22} Главными наставниками бегунов на Удоре являлись в селе Чупрово Степан Васильевич Екимов и Михаил Иванович Козырев, в деревне Муфтюга Никифор Семенович Коровин, в Верхозерье Афанасий Герасимович Коровин.{23} Широкую популярность в местной старообрядческой среде имели и периодически посещающие Удорский край начетчики и пропагандисты раскола из соседних губерний, например, Архангельской и Олонецкой.{24}
Удорское старообрядчество, размежевавшись по своему учению на многочисленные толки и согласия, делилось между собой и по образу жизни. Православные и вообще все те, кто так или иначе не разделял религиозных взглядов старообрядцев, именовались здесь "мирскими". Между мирскими, по словам устюжских миссионеров, истинно православных христиан было крайне мало: подавляющее большинство их находилось в уверенности, что истина находится на стороне староверов. А так как на старообрядчество смотрели . как на некоторый иноческий подвиг, то единственной причиной, не позволявшей им приобщиться к истинному учению, являлась излишняя духовная слабость, преодолеть которую не всякий может.{25}
В качестве подтверждения огромного старообрядческого влияния на местное население можно привести свидетельства приходских священников. Так, в "Ведомости о численности раскольников и склонных, к расколу лиц в приходах Великоустюжского викариатства Вологодской епархии" указано, что на территории Яренского уезда старообрядческие учения утвердились в Чупровском и Важгортском приходах и строго православных здесь насчитывается менее 1/3 всего взрослого населения.{26}
В вопросах быта староверы также резко отличались от остального населения. "Весь общественный и семейный уклад их строился на враждебном отношении к "мирским" и самоизоляции".-''Любой старообрядец, например, имел свою чашку для еды; для "мирских" в каждом доме была заведена отдельная посуда. Осуждалось вступление в брак с представителями другой веры. Налагался запрет на употребление кофе и чая. И особенно тяжким грехом у староверов считалось курение табака.
И тем не менее представлять удорское старообрядчество как совершенно изолированную от остального населения группу людей было бы не совсем верно. Всевозможные контакты между староверами различных толков и "мирскими" были просто необходимы. Это, в свою очередь, отражалось на численности старообрядческого населения: иногда православные целыми семьями "уходили в раскол", в то время как охладевшие к "древлему благочестию" возвращались в лоно православной церкви. Остается только добавить, что удорский старообрядец отнюдь не был суровым аскетом, отрекшимся от всех мирских благ. Вологодский епархиальный миссионер во время своей поездки в 1902 г. сделал ряд интересных замечаний, касающихся старообрядчества в Удорском крае. Среди них есть такое: "Вообще, удорские филиппане, несмотря на монашеский характер их секты, не проявляют наклонности к аскетизму даже наружно, они все, не исключая наставников, едят мясо, что составляет отличительную черту удорских раскольников от их братии, живущих в других местах России".{28} Относить подобные характеристики ко всему удорскому старообрядчеству, конечно, нельзя. Можно предположить, что в отличие от филипповцев бегуны вели более строгую жизнь, ибо таковая им предписывалась основными постулатами скрытнического учения. Более конкретно рассмотреть этот вопрос представляется сложным ввиду малоразработанно-сти источников, касающихся местной проблематики.
Церквей и особых молелен на Удоре старообрядцы не имели. Обычно для проведения богослужения и исполнения треб выбирались обыкновенные жилые дома. Для этих целей староверы сходились в доме какого-нибудь наставника, который сам и проводил службу.
Интересной особенностью жизни удорских старообрядцев являлось устройство ими поминальных трапез, так называемых "каризн". Собрания эти проводились периодически и приурочивались ко дню поминовения усопших, например, к родительским субботам. Обычно "каризна" начиналась заупокойной молитвой, в которой участвовали все присутствующие. После нее следовал довольно продолжительный обед. Он приготавливался или родственниками покойного, когда "каризна" устраивалась в их доме, или состоял из приношений каждого явившегося на собрание старообрядца, когда "каризна" проходила в доме какого-либо наставника. По завершении обеда также следовала молитва {29} . На "каризны" собирались не только одни "истинные" старообрядцы, сюда допускались и "мирские" местные жители, которые, однако, участия в трапезе не принимали. До сих пор традиция проведения поминальных трапез ("каризн") жива в Удорском крае. Это удалось зафиксировать фольклорно-археографическим экспедициям Сыктывкарского государственного университета.
Необходимо привести некоторые данные, характеризующие количественный состав удорских староверов. По сведениям помощника епархиального миссионера Стефана Клочкова, их насчитывалось в 1899 г. 231 человек.{30} Эта цифра, конечно, не соответствовала истинному положению вещей. В действительности старообрядцев в крае было гораздо больше.
В целом удорское старообрядчество обладало типичными чертами старообрядческих течений, рассредоточенных по территории Российской империи. Вместе с тем специфика Удорского края, межэтнические взаимоотношения в рамках данного региона накладывали определенный отпечаток на местную культурную традицию. Феномен Удорского района проявился в том, что здесь старообрядческая культура существовала при очень своеобразном двуязычии: разговорным, бытовым языком для удорских старообрядцев был коми, а религиозные службы отправлялись на русском языке, вся религиозная литература была на старославянском языке.
Яркими представителями школы удорских писцов являются переписчики из рода Рахмановых-Матевых. Свой талант, любовь к книгам, знания и навыки они передавали последующим поколениям своей фамилии.
Собрание Рахмановых-Матевых-Палевых в составе Вашкинской коллекции научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета насчитывает на сегодняшний день около 30 рукописных и 50 старопечатных книг. Оно частично описано, описание будет опубликовано в каталоге-путеводителе "Памятники письменности в хранилищах Коми АССР", вып. 3.
Репертуар местных рукописных памятников включал в себя как старообрядческие сборники историко-полемического, богословского, церковно-правового характера, так и сборники духовных стихов, демократической литературы. Каждый переписчик обладал индивидуальным почерком и вкусом при оформлении своих рукописей. Все это свидетельствует о незаурядных способностях носителей старообрядческой книжности в Удорском крае.
Книжная культура на Вашке, несомненно, носила демократический характер. Произведения, которые переписывались удорскими писцами, были необычайно популярны в среде местного крестьянства, о чем свидетельствует большое количество рукописных памятников, хранящихся в настоящее время в частных архивах удорцев.
[1] Суворов Н. Где находилась Удора? //ВЕВ. 1868. № 22. Прибавление. С.642.
[2] Гагарин Ю.В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление. Сыктывкар,1971. С.35.
[3] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 12, л.7.
[4] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 95, л.62.
[5] Шляпин В.П. Из воспоминаний о путешествии в Удорский край в 1888 T.I I За работу! 1921. № 2. С.75.
[6] Центральный государственный архив Коми АССР (далее ЦГА Коми АССР), ф.293, оп.1, д.№ 3, л.1127.
[7] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера в 1902 T.I I ВЕВ. 1903. № 6. Прибавление. С.149.
[8] ВУФ ГАВО, ф.364, оп.1, д.№ 7218, л.14.
[9] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера... С.151.
[10] ЦГА Коми АССР, ф.293, оп.1, д. № 4, л.566.
[11] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, № 40, л,27.
[12] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера... С.148.
[13] Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973. С.32.
[14] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера... С.148-149.
[15] Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 год. Спб., 1905. С.175.
[16] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера... С.153.
[17] Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии за 1901 г. //ВЕВ.1902. № 19. Прибавление. С.553.
[18] Субботин Н. Нечто о "странниках", по случаю присоединения к церкви одного из наставников секты //ВЕВ. 1868. №12. Прибавление. С. 309.
[19] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 95, л.б4.
[20] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 60, л.4.
[21] ВУФ ГАВО, ф.265. оп.1, д. № 144, л.67.
[22] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 135, л.5.
[23] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 95, л.64.
[24] .ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 60, л.8.
[25] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 60, л.З.
[26] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 59, л.5.
[27] Гагарин Ю.В. Старообрядцы. С.35.
[28] Следников Н. Поездка вологодского епархиального миссионера... С.152.
[29] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 135, л.9.
[30] ВУФ ГАВО, ф.265, оп.1, д. № 135, л.4.
По материалам источников: "Самарское Староверие"