Презентация книги Михаила Попова "Свиток" состоялась на днях в областной библиотеке имени Добролюбова. "В нашей гостиной опять аншлаг" эти слова прозвучали из уст работников библиотеки: в литературной гостиной яблоку негде было упасть.
Новый роман известного архангельского писателя, над которым он работал с 1999 года, посвящен жизни нашего великого земляка М. В. Ломоносова. Собственно говоря, в книге два главных героя великий помор и его тезка, наш современник, моряк и писатель Михаил Русанов. В фамилии персонажа слышится слово "Русь". И это, думается, не случайно: по отзывам тех, кто уже успел прочесть новое произведение Михаила Попова, роман проникнут любовью к великой и малой Родине. Михаил Константинович знает по именам семь поколений пращуров, которые происходят из онежского села Турчасово, основанного еще новгородцами. Патриотизм автора не казенный, корневой; устами своего героя Русанова писатель восклицает: "Чего ж мы жмемся в приемной у Москвы?" Увы, столичной элитой жители провинции воспринимаются исключительно в качестве налогоплательщиков и электората на очередных выборах. Между тем "живое слово исходит из провинции, а не из столиц" (Елена Галимова, филолог, исследователь творчества писателей Поморья). Пример тому новый роман, "русская по духу книга" (Елена Кузьмина, поэт, заместитель руководителя областной писательской организации).
Любителей мистико-эзотерических исканий наверняка заинтересует тема Гипербореи легендарной северной цивилизации, которой касается автор в своей книге. Само название романа при всей его простоте весьма многозначительно и многозначно: "свиток" это и традиционное поморское полотенце, и апокалипсическое "небо, свернувшееся в свиток", и старинный пергаментный свиток:
Отрывок из романа, посвященный отроческим годам Ломоносова, был опубликован пару лет назад. Многие из читавших избранные главы наверняка отметили некоторую предвзятость автора по отношению к старообрядцам, с которыми тесно общался юный Михайло Ломоносов. Между тем на формирование личности будущего "разумного и великого" архангельского мужика значительное влияние оказало его пребывание в юные лета в "столице" старообрядчества Выгореции. Есть косвенные свидетельства того, что и будучи в Москве Ломоносов общался с древлеправославными христианами, которые помогли ему обустроиться в незнакомом городе. Читатели "Архангельска", возможно, помнят опубликованную в свое время в газете статью Владимира Виткова о связях Ломоносова в старообрядческой среде. Впрочем, книга Михаила Попова не историческое исследование, а художественное произведение, так что и судить о его достоинствах и недостатках следует по законам жанра.
По материалам источников: Пресса Архангельской области