Пятая научная конференция "Культура Белозерья Х-ХХ веков", приуроченная к 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла 10-11 сентября в г. Кириллове Вологодской области, в конференц-зале музея.
Перед открытием форума участникам были показаны отреставрированные памятники архитектуры – караульные кельи Казанской башни и Домик келаря. Также к 85-летию музея в его стенах были представлены фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и иконы из частного собрания коллекционера В. Гулько.
Директор музея Галина Иванова, посвятившая свой доклад "итогам и перспективам" музея, отметила, что "про итоги не надо рассказывать, их надо смотреть", а о перспективах "говорить сложно". Тем не менее она рассказала о новых экспозициях музея, в частности, посвященных археологическим находкам. Что касается "перспектив", то директор отметила "чувство безвыходности", поскольку все более ощущается "государственное негативное отношение к музеям". Она напомнила, что в правительстве подготовлен проект закона о передаче Церкви имущества религиозного значения. "В целом, отметила Г. Иванова, закон не вызывает возмущения и отторжения". Беспокойство вызывает непроработанность некоторых формулировок, положений, касающихся музейных фондов. "В законе вообще не проговаривается будущее музеев, которые находятся в храмах или монастырях, сказала директор. – Не говорится о том, что им должны быть предоставлены другие помещения или условия существования". И если вдруг, предположила Г. Иванова, завтра возникнет вопрос передачи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Церкви, то в условиях города Кириллова прочие коллекции девать будет некуда. И потому, подчеркнула она, "закон настораживает, даже пугает". И хотя музейное сообщество России ставит эти вопросы, ответа на них по-прежнему нет. Уповать приходится "только на добрую волю владык": там, где отношения музеев и епархиальных управлений складываются благополучно, может не произойти негативных явлений, связанных с уничтожением музеев. В этом смысле Кирилло-Белозерскому музею повезло: с архиепископом Максимилианом, который много лет возглавляет Вологодскую епархию, сложились сотруднические отношения; такие же отношения складываются и с Кирилло-Белозерским монастырем, действующим сейчас на территории музея. "Все, что возникает с той и другой стороны, разрешается путем простого обсуждения, мы находим общий язык", рассказала Г. Иванова. Однако когда "законодательно мы не защищены, зависим только от персон, это очень опасно", подытожила директор. Она рассказала также о бюрократических препятствиях, возникавших в процессе реставрации памятников зодчества, в частности, в связи с реставрацией деревянной церкви Ризоположения.
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, поздравив с 85-летием музея-заповедника его сотрудников, отметил большую работу, проделанную директором. Он выразил понимание озабоченности, высказанной в связи с проектом закона. "Это болезненный процесс, считает архиепископ. – В свое время отняли у Церкви, теперь хотят отнять у музеев. Мне кажется, если была допущена одна ошибка, надо делать выводы, и не допускать повторной ошибки в другом направлении". По его словам, он и руководитель музея неоднократно обсуждали эти проблемы. Подчеркнув, что музеи и Церковь выполняют разные функции, он в то же время отметил, что их многое объединяет: в частности, стремление сохранить лучшие образцы искусства. Архиепископ Максимилиан выразил радость в связи с тем, что "у нас доброе сотрудничество, которое зависит от внутреннего устроения той и другой стороны". В коллективе работников музея архиепископ видит единомыслие – единомыслие людей, которые "родились, выросли на вологодчине, и думают о том, что будет после нас". Одним из главных критериев духовного устроения является мир. "Благодарю Бога, что у нас на вологодчине есть и мир, и согласие", завершил свое выступление глава Вологодской епархии.
Участников конференции приветствовали также представители исполнительной и законодательной власти Вологодской области, городской и районной администрации, учреждений культуры, Каргопольского, Ростовского и Вологодского музеев, реставрационных организаций, в частности, московского Государственного НИИ реставрации, сотрудники которого более сорока лет выполняют работы по реставрации объектов и экспонатов музея. После пленарного заседания работа конференции проходила в секциях.
На конференции с докладами выступили З. Дмитриева ("Итоги и перспективы издания документальных материалов из архива Кирилло-Белозерского монастыря XVI-XVIII вв"); М. Корогодина ("Особая редакция Кормчей книги из Кирилло-Белозерского монастыря"); М. Серебрякова ("О некоторых особенностях захоронений на территории Кирилло-Белозерского монастыря в XVII веке" ); А. Мельник ("Почитание русских святых в Кирилло-Белозерском монастыре XVI веке"); В.Липовецкий ("Святоотеческое наследие преподобного Нила Сорского: актуальность для современников"); Е. Белякова ("Паисий Ярославов и распространение Кормчих в Белозерье"); Е. Ройзман ("Складни в русской иконописи"), Н. Афанасьева ("Природные условия строительства и сохранения храмов Белозерья") и другие.
Справка (по материалам изданий музея): Кирилло-Белозерский монастырь был основан в конце XIV века на землях бывшего Белозерского княжества, его основатель – Кирилл – происходил из знатного боярского рода Вельяминовых. В конце XIV – начале XVI веков Кириллов стал центром движения нестяжателей, в монастыре подвизались известные представители этого течения, в частности, Нил Сорский. На церковном соборе в 1503 году нестяжатели потерпели поражение. В XVI веке духовный авторитет старцев монастыря привлекает в него богомольцев. Уже в конце XVI века на берегу Сиверского озера возник монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевой лаврой. Хорошо укрепленный монастырь рано стал местом ссылки в России, в частности, во времена Ивана IV (Грозного). Здесь провел 15 лет опальный патриарх Никон.
Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. В дальнейшем, после реформ Петра и выхода России в Балтийское море, монастырь был отстранен от участия в военной и политической истории. Сократилось количество насельников; во второй половине XVIII века монастырь стал сдавать опустевшие здания в аренду. Почти сто лет на территории монастыря размещалась кирилловская городская уездная тюрьма. В 1914 году епископ Кирилловский Иоанникий поставил вопрос перед Новгородской духовной консисторией о капитальном ремонте сооружений монастыря, однако начавшаяся война не позволила осуществить намеченные планы.
В 1918 году в Кирилловском уезде началась национализация монастырских земель и церковного имущества. Архимандрит Варсонофий, пытавший уберечь монастырь от разграбления, был расстрелян. В 1924 году монастырь был закрыт, а на части его территории создан музей. "Судьба музея, штат которого первое время состоял из директора и двух-трех сторожей, много лет была не менее сложной и драматичной, чем монастыря в последние годы его существования", пишет исследователь И. Смирнов в очерке, посвященном истории монастыря. В 1919-1940 годах проводился комплекс противоаварийных и восстановительных работ, благодаря которым были спасены многие памятники монастыря. В 70-е годы был разработан генеральный проект реставрации и проведены первые опыты реконструкции памятников.
В 1997 году Президентским указом архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей в составе Кирилло-Белозерского музея-заповедника вошли в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Источник: Благовест-инфо