17 ноября в Киеве состоялась первая за довольно долгое время неофициальная встреча двух старообрядческих митрополитов – Московского и Всея Руси Корнилия и Белокриницкого Леонтия (Румыния). Как сообщили потом источники с российской стороны, переговоры между митрополитами ничем не закончились, хотя проблем и претензий у сторон накопилось достаточно много. Общий смысл высказываний по поводу киевских переговоров сводился к тому, что не поругались, и то хорошо.
Для внешнего наблюдателя постоянные претензии Браильского владыки к Москве кажутся странными. Действительно, в Румынии не так много древлеправославных християн как в России, не говоря уже об остальных странах дальнего зарубежья, которые окормляет митрополия в Румынии. Москва состоялась как центр русского старообрядчества, а Белая Криница на Украине в соответствии с каноническими правилами относится к юрисдикции Московской митрополии.
Но если посмотреть на конфликт с Браильской митрополией сквозь призму системных проблем русского старообрядчества, то притязания соседней Церковной области могут объясняться слабостью Московской митрополии.
При митрополите Корнилии, к сожалению, в Церковной жизни все более присутствует тенденция к свертыванию гласности в обсуждении и принятии решений, о чем мы уже писали. Но при этом, теперь нет уверенности, что в отсутствие информационной открытости Московская митрополия не пойдет на уступки "румынам". Сама возможность умаления гласности стала возможной только в условиях неразвитости институтов Церковной демократии. Дело тут не в конкретной фигуре митрополита или кого бы ни было другого.
Еще одна системная проблема связана с демографическим кризисом в России. Естественная убыль населения не в последнюю очередь сказывается на старообрядцах, немалая часть которых традиционно селилась в сельской местности. С этой проблемой сопряжена и дальнейшая секуляризация российского общества. Число выросших в Старой вере постоянно снижается, а новопришедших – невелико.
Наконец, с сожалением приходиться признать, что в Церкви сегодня нет тех духовных авторитетов, к голосу которых могли бы прислушаться простые прихожане. Старообрядческие священники не выполняют этой роли. Мало того, ощущается серьезная недостача кадров священнослужителей, поэтому говорить о "качестве" священства не приходится. Богословскую нишу все больше заполняют неофиты, пробывшие в лоне Старой веры всего по нескольку лет. Многие из этих новообращенных пришли в Церковь с негативными ментальными установками, пришли протестовать, а не спасаться. Умеренного богословского крыла в РПСЦ как будто вовсе не наблюдается.
В этих печальных условиях системные проблемы Церкви, которые не решишь одним махом, на наш взгляд, пока будут только углубляться. А руководство румынской церковной области получит в свои руки еще более козырей для наступления на Москву.