ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Омут, в который легко упасть

Церкви неохотно вспоминают о Второй мировой войне

Станислав Минин :: 16 сентября 2009

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 8 сентября опубликовал отзыв на книгу протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. Запретные темы истории XX века". Среди "запретных тем", затронутых в книге, – личность генерала Андрея Власова, перешедшего на сторону Гитлера. Для русского Зарубежья, говорится в отзыве, Власов "остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России".

Это заявление вызвало резонанс в российских СМИ и заставило реагировать представителей Московского Патриархата. Кто-то (протодиакон Андрей Кураев) раскритиковал отзыв Синода РПЦЗ, назвал его "радикальным обелением мундиров" Власова и его сподвижников. Кто-то (протоиерей Всеволод Чаплин) заявил, что в Русской Церкви "есть разные взгляды на исторические события". Кто-то (Владимир Легойда) посчитал отзыв "зарубежников" поводом для серьезной дискуссии.

РПЦ приходится вести сложную игру, одновременно спасать и собственный имидж патриотов, и имидж долгожданного объединения с "зарубежниками", которое два года назад позиционировалось как событие со всех сторон позитивное. Уже тогда было ясно, что этот союз – минное поле, и вот мина взорвалась. Причем в самый неподходящий для РПЦ момент, когда общественная дискуссия вокруг Второй мировой войны достигает точки кипения.

Между тем тень Второй мировой войны легла и на Ватикан. Польские СМИ обратили внимание на то, что 1 сентября, когда Европа отмечала 70-летие начала войны, со стороны Святого Престола не прозвучало ни слова, ни полслова. На следующий день во время генеральной аудиенции Бенедикт XVI упомянул о войне, обращаясь к польским паломникам на польском языке, как будто речь шла о трагедии сугубо национальной. Лишь в воскресенье, пять дней спустя, Папа во время проповеди в итальянском городе Витербо осудил "варварские зверства" нацистов и заявил, что религия должна бороться с расизмом.

Понтифик опоздал: в Польше к тому времени уже начали поговаривать о том, что Папа – немец, вспоминать о службе молодого Йозефа Ратцингера в рядах вермахта. Мигом выветрились из памяти поездка Бенедикта XVI в Освенцим в 2006 году и образ Понтифика, пожилого немца, отказавшегося въезжать в ворота бывшего концлагеря на автомобиле, "потому что так делали нацистские надзиратели". Тема войны по-прежнему остается актуальной, "больной", и Ватикан, конечно, допускает ошибку, пытаясь встроить печальный юбилей в повседневный график папских аудиенций и проповедей.

Впрочем, это едва ли можно считать случайностью, и дело тут вовсе не в немецком происхождении Бенедикта XVI. Ни Католическая, ни Русская Православная Церкви не чувствуют себя уверенно, когда речь заходит о Второй мировой войне. Почему? Во многом потому, что речь идет о "живой истории". Ватикану куда проще даются юбилеи Соборов и понтификатов, а также моральная оценка инквизиции и крестовых походов. РПЦ же куда охотнее манипулирует мифологическими образами Александра Невского или Дмитрия Донского.

Любая война испытывает человека на прочность, смелость, моральные качества. Вторая мировая война стала грандиозным, беспрецедентным испытанием для всего человечества – и для христианских Церквей в том числе. Любая Церковь состоит из людей, и эти люди по-разному выдержали испытание войной, ее беды и ужасные соблазны. Православные священники на оккупированных территориях вели себя по-разному: кто-то собирал средства для Красной армии и добывал сведения для партизан, а кто-то сотрудничал с нацистами и даже бежал вместе с ними. Также и среди католического духовенства были те, кто спасал евреев в годы войны и погибал в концлагерях, а были те, кто участвовал в уничтожении сербов, евреев и цыган на Балканах.

Церкви привыкли позиционировать себя в истории как нечто монолитное. Именно поэтому им легче обращаться к делам "давно минувших дней", седых веков и сложнее – к событиям, которые наглядно представляют человечество во всей его трагической противоречивости. Война обнажает слабость Церкви. Судьба Церкви, как и любого другого образования, распадается на отдельные судьбы, отдельные поступки, отдельные случаи морального выбора. В котле войны Церковь перестает быть чем-то "надмирным", но, напротив, сливается с миром – в героизме и злодеяниях.

Ни РПЦ, ни Католическая Церковь не научились с этим жить. Они либо молчат, либо выгораживают и стремятся обелить себя как структуру. Отсюда попытки Московского Патриархата как-то переварить, смягчить суть заявлений "зарубежников". Отсюда стремление ватиканского официоза L’Osservatore Romano возложить часть вины за Холокост на США и Великобританию, которые якобы "все знали, но молчали", и тем самым выгородить Папу Пия XII, которому историки и публицисты также инкриминируют "преступное молчание".

Зарубежная Церковь лукавит, призывая отказаться от "черно-белого толкования исторических событий". Конечно, историк должен быть непредвзятым, добросовестным и объективным. Но ведь РПЦЗ не демонстрирует этих добродетелей. Она трактует историю однобоко, руководствуясь при оценке личности генерала Власова одной ключевой схемой: "потерянная Россия против безбожных большевиков". Все остальное нанизывается на этот стержневой тезис. Или уходит на задний план. Уходит, в частности, то обстоятельство, что для большинства советских граждан война не была столкновением идеологий. Равно как и шансом восстановить "Россию, которую мы потеряли". Война была для них защитой собственного дома. Отсюда, а вовсе не из любви к Сталину и советской власти проистекает негативная общественная оценка генерала Власова.

Сегодня Католическая Церковь под руководством Бенедикта XVI восстанавливает отношения с традиционалистами, последователями архиепископа Марселя Лефевра. Среди них довольно активны те, кто отрицает Холокост. Что может дискредитировать религиозную организацию в глазах западного мира больше, чем союз с отрицателями Холокоста? Пожалуй, ничто. Как отмечает известный французский философ и историк Ален Безансон, память об уничтожении евреев – это память о Зле, которая не только объединяет евреев, но и через чувство вины и коллективной ответственности формирует новую идентичность западной цивилизации.

В свою очередь, Русская Православная Церковь под руководством Алексия II и Кирилла I восстанавливает отношения с "зарубежниками". Среди них – и это следует из заявления Архиерейского Синода РПЦЗ – довольно активны те, кто считает генерала Власова героем, патриотом, почти персонажем житийной литературы. Что может дискредитировать религиозную организацию в глазах российского общества больше, чем союз с теми, кто оправдывает предателей и коллаборационистов, видит в них положительный символ? Пожалуй, опять же ничто.

Сам Патриарх Кирилл высказался о попытках реабилитировать генерала Власова в ходе недавнего визита в Архангельск: "Некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен: "Это был их выбор, они свободны. Вот и выбрали эти люди не защиту Родины, а борьбу со своей Родиной вместе с оккупантами". Наивные люди, воспитанные в традиции, говорят: "Да постыдитесь вы греха, ведь они же предатели!" А им отвечают: "А что такое предатели? Это свободный выбор человека. Сегодня у нас разные точки зрения, плюрализм мнений". Патриарх посетовал, что таким образом окончательно размывается граница между добром и злом.

О Второй мировой нельзя молчать. Дежурные фразы, сказанные о войне, выдают равнодушие. Войну также нельзя втискивать в примитивные повествовательные схемы. Война – это повод трезво, спокойно и критически посмотреть на себя со стороны, задать себе неудобные вопросы. Пока Церкви не научатся это делать, война будет оставаться для них омутом, в который страшно заглядывать и легко упасть.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама