ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ревнители чистоты крови и веры

Националисты пытаются создать "истинно русское" православие

Владислав Мальцев :: 16 сентября 2009

Существуют ли в наше время "традиционные", знакомые нам из истории ХХ века православные черносотенцы? Этот тип, доминировавший первое послесоветское десятилетие в лице "Памяти" и вышедших из нее Русского национального единства (РНЕ) и "Черной сотни", а также Союза православных хоругвеносцев и возрожденного Союза русского народа, ныне почти исчез. Численность состоящих в этих организациях людей исчезающе мала, к тому же каждая из них пребывает в затяжном расколе.

Не будучи изначально православными, националисты постсоветской России искали в истории Церкви тенденциозно выделенные моменты: антисемитизм, одобрение погромов (хотя почитаемый народом Иоанн Кронштадтский в 1903 году прямо осудил кишиневский погром), апология воинственности и крестовых походов (хотя это скорее характерно для Запада, но смешение западной и православной религиозности характерно для современных националистов). Не найдя соответствия этому идеалу среди священников РПЦ, они занялись поисками хотя бы отдельной видной личности, разделявшей их взгляды (такой как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), умерший в 1995 году. Его похороны, на которые местное отделение РНЕ привело целую колонну своих сторонников, стали для националистов и похоронами надежд на обретение "своих" людей в епископате РПЦ. Другой такой фигурой, хотя и многократно меньшего масштаба, был иеромонах Никон (Белавенец), активно сотрудничавший с националистами и уволенный в 1999 году Патриархом Алексием II за штат. Cейчас Никон служит ризничим в московском храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста (где регулярно совершаются богослужения с участием монархистов).

В 1990-е годы РНЕ и Русский национальный союз (РНС), основанный выходцем из "Памяти" Константином Касимовским, ориентировались также на Русскую Православную Церковь за рубежом (РПЦЗ). Однако с началом процесса воссоединения РПЦЗ с РПЦ националисты обратили свои симпатии в сторону старообрядчества. Так поступило пермское отделение РНЕ, реорганизовавшееся после раскола этой организации в Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД), и московская группа "Спас" (боевики которой организовали в 2006 году взрыв на Черкизовском рынке).

Еще одной проблемой оказалась "смена поколений" – православным националистам не удалось в 2000-е годы привлечь в свои ряды молодежь (для молодых прихожан храмов они выглядели слишком радикальными, для скинхедов, поклонников рок-групп и футбольных фанатов – слишком благообразными). РНЕ, бывшее в 1990-е сугубо "молодежной" группировкой, к середине 2000-х превратилось в основном в клуб "ветеранов" русского нацизма.

Исключением из этого правила стал лишь Русский общенациональный союз (РОНС), основанный еще в 1990 году Игорем Артемовым. В 2000-е годы он не только не утратил позиций, но и усилился: Артемов дважды избирался в Законодательное собрание Владимирской области (и занимал второе место в выборах депутатов в Госдуму от этого региона). РОНС сформировал отдельную колонну на марше националистов в Москве 4 ноября 2005 года и стал инициатором целого ряда акций по срыву гей-концертов и разгона гей-парада в Москве в мае 2006 года.

Первая и очевидная причина этой жизнеспособности – Владимирская область долгое время была одним из центров "низовой" оппозиции официальной линии РПЦ. Для приходов и монастырей Владимирской епархии РПЦ характерно уклонение от принятия ИНН и обмена паспортов старого образца. Идеология и деятельность РОНС вполне соответствовали образу мыслей местных православных верующих.

Причина популярности этой организации у нынешней праворадикальной молодежи – в ее подчеркнуто воинственном имидже (периодически появляющиеся в московском метро стикеры содержат изображение воина, рубящего дракона, и призыв "Пора сражаться!"). РОНС организует выезды молодых националистов в летние лагеря, где их обучают обращению с оружием и занимаются их спортивной подготовкой. Правда, после того как в августе 2006 года Артемов на какое-то время был объявлен в федеральный розыск, а в следующем году после массовых беспорядков в Ставрополе арестован лидер местного РОНС Черноволов, активность организации пошла на спад и сейчас малозаметна. Об открытой поддержке со стороны православных священников, как это было в 1990-е годы, уже не слышно. Характерная деталь: иркутский священник, совершающий ежегодно в присутствии местного актива РОНС панихиду по адмиралу Колчаку, в последние годы просит при публикациях на эту тему не называть его имени.

Известны попытки националистов создать свое так называемое "параллельное православие" (так названа вышедшая в 2002 году книга одного из идеологов этого течения Анатолия Макеева). Начало этому процессу было положено еще в 1990-е годы не нашедшими себе места в РПЦ радикально-правыми националистами. В 1998 году при распаде откровенно нацистского Русского национального союза (в октябре того же года суд признал ее газету "Штурмовик", пользовавшуюся огромной популярностью у скинхедов, экстремистской, по решению суда газета была закрыта, а ее главный редактор и лидер организации Константин Касимовский был осужден на два года условно) из РНС выделилось "Опричное братство Иосифа Волоцкого". "Опричники" начали в 1999 году издавать газету "Царский опричникъ" (затем в ближайшие годы последовали аналогичные по характеру издания "Русский партизанъ" и "Европеецъ"). Содержание их сводилось (как и в "Штурмовике", девизом которого было "Чистота крови и чистота веры") к псевдохристиански оформленному расизму и нацизму. В то время на фоне раскола и идейного упадка РНЕ "Опричное братство" стало своеобразным ориентиром для христиански ориентированных нацистов – так, пермское отделение РНЕ переметнулось к "опричникам", перед тем как в 2001 году преобразоваться в Русское православное национал-социалистическое движение.

Впрочем, к РПЦ ни "опричники", ни Русское православное национал-социалистическое движение отношения не имеют – идейное их окормление осуществляет так называемая Катакомбная Церковь истинно-православных христиан. Эта секта создана в 1994 году Алексеем Смирновым (называющим себя "графом Амвросием фон Сиверсом"). В предыдущее, "перестроечное" десятилетие Смирнов подвизался в Троице-Сергиевой лавре, а после неудачной попытки получить сан от РПЦЗ провозгласил себя "епископом Готфским" Катакомбной Церкви Истинно-Православных Христиан. Его "ставленную грамоту" сочли подделкой и катакомбники, и старообрядцы. Согласно идеологии ИПХ, русские люди давно утратили "чистоту крови и чистоту веры", за исключением самих "истинно-православных", которые должны объединиться в закрытые общины. В "епископы" Смирнов посвятил главу РПНСД Владимира Носкова, в "иереи" – лидера "Опричного братства" Романа Бычкова. Обоими деятелями совершаются "панихиды" по русским эсэсовцам, которых "истинно-православные" вместе с Адольфом Гитлером включили в свои "святцы".

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама