ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Тупики "русского национального ислама"

Новообращенные мусульмане сотрудничают с ультраправыми движениями

Владислав Мальцев :: 16 сентября 2009

Принятие ислама теми, кто не относится к "этническим мусульманам", в наши дни уже не является чем-то особенно выдающимся – но подавляющую часть новообращенных и в Западной Европе, и в России составляют жены мусульман, которым по ханафитскому мазхабу разрешено брать в жены христианок ("женщин Писания"). Известны случаи принятия ислама солдатами в плену у моджахедов, в Афганистане и Чечне. Наконец, в ислам обращаются богоискатели либо не нашедшие себе места в жизни люди, многие из которых потом оказываются в рядах террористов – такие примеры известны и на Западе, и в России. Наиболее ревностные новообращенные часто разрывают связи со своей "старой" жизнью и окружением, принимая идентичность исламской уммы в лице принявшей их общины и постепенно растворяясь в ней. Но это в случае индивидуального обращения.

Совсем другое дело – "групповой" переход в ислам с сохранением своей национальной идентичности и даже активного национализма, которые новая вера должна лишь еще ярче подчеркнуть и проявить. Это характерно как раз для "русских мусульман", причем образованная ими в 2004 году Национальная организация русских мусульман (НОРМ) поставила своей задачей обращение всех русских в ислам.

Идею "русского ислама" сформулировал еще в 1990-е годы Гейдар Джемаль. По оценке ученого-исламоведа Романа Силантьева, высказанной им в 2007 году, "за прошедшие 15 лет в ислам перешли менее трех тысяч русских. Амбициозный проект "Русский ислам" имел гораздо меньший успех, чем секта "Аум Сенрикё". Существующие де-факто этнически русские мусульманские общины, авторитетнейшей из которых является созданная в 2000 году община "Прямой подход" (ее сопредседатель – известный переводчик Корана Иман-Валерия Порохова), этнический подход к обращению открыто осудили: "Ислам не может быть ни русским, ни татарским, ни арабским, ни каким-либо еще по национальному признаку. Ислам – один, и он дан всему человечеству".

Но у исламистов был еще один вариант – пополнение рядов за счет праворадикальной молодежи, и Гейдар Джемаль (изгнанный в 1988 году из "Памяти" Дмитрия Васильева с формулировкой "за фашизм") им не пренебрег. Однако тут надо было решить важную проблему – ислам представляется националистам исключительно чужой религией, религией "черных", и этим во многом объясняется его отторжение со стороны националистов. В 2001 году Джемаль подобрал для своего проекта яркий привлекательный образ (каким является князь Святослав для язычников). "Александр Македонский осуществил союз военных элит индоевропейцев", он "описывается в Коране под именем Зулькарнайн как один из пророков Всевышнего, ему отводится статус судьи Запада и охранителя потомков пророка Ноя от разрушительных орд Гогов и Магогов, которые некоторые исследователи вслед за Фирдоуси отождествляют с Тураном", – писал Джемаль в национал-патриотической прессе.

Правда, Джемаль не упомянул, что по легендам Зулькарнайн пришел с юга к Дербентскому проходу, за которым к северу обитали языческие племена Яджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог). Для защиты Ближнего Востока от них он и построил там крепость; у средневековых мусульманских хронистов русы называются маджуси. Но ультраправые этого не знают, зато им не могли не лечь на душу образы статьи – "союз военных элит индоевропейцев" (то есть ариев) и противопоставление "судьи Запада и охранителя потомков пророка Ноя" Турану (то есть жителям Средней Азии, которые являются объектами их наибольшей ненависти).

Время для публикации было выбрано не случайно – праворадикальное движение в 1999–2000 годах переживало кризис и разброд. Распалось на части, растеряв при этом большую часть своих соратников и сочувствующих, мощнейшее Русское национальное единство (РНЕ), лидеры которого публично обвиняли друг друга во всевозможных прегрешениях. Новая попытка националистов объединиться на платформе Национально-демократической партии России (НДПР) завершилась крахом после отказа Минюста в ее регистрации в мае 2003 года.

В августе–сентябре 2003 года в Москве группа из десяти националистов (включая бывших членов РНЕ) во главе со знакомым Джемаля, ранее много лет действовавшим в разных националистических организациях, Виктором Сидоровым (принявшим в 2003 году ислам под именем Харун ар-Руси) объединилась в "Джамаат русских мусульман "Бану Зулькарнайн". Согласно их обнародованному в марте 2004 года заявлению, "среди прочих Арийских народов мы представляем Русский народ. На Русских как на передовом бастионе Арийской расы в полной мере лежит миссия Зулькарнайна, соорудившего железные ворота для сдерживания инфернальных орд гогов и магогов".

Впрочем, дальше вступления в различные объединения дело на практике у них не пошло, но в Интернете они развили бешеную активность, апеллируя перед праворадикальной аудиторией к участию мусульман в частях СС в годы Второй мировой войны.

О причинах своего обращения к исламу Сидоров честно сказал в одном из своих интервью в июле 2005 года: "Где-то с возраста 18–19 лет моей религией уже в чистом виде был национализм. То есть лозунг "Все для нации, ничего против нации, нация превыше всего!". Однако в 1999 году, когда национальное движение потерпело очередное и сокрушительно поражение, связанное с приходом к власти Путина, я оказался полностью разочарован в своей нации, скепсис в отношении которой у меня накапливался и существовал за долгие годы до этого, по мере критического осмысления русского прошлого и настоящего, а также выводов о неутешительности русского будущего. По сути, я могу сказать, что именно в 1999 году по иллюзиям огромного количества националистов был нанесен удар, и люди стали разбредаться кто куда". Разве что в нацизме Сидоров не разочаровался...

"Арийский ислам", как и "арийское язычество", – это, по сути, открытое признание ультраправых в "разочаровании" в русском народе, который оказался "недостоин" их, не принял их радикальных идей и не поднялся на "национальную революцию". Зато уже нескрываемые симпатии у них вызывают чеченские боевики, которые "смогли заставить эту власть с собой считаться". Правда, представители мусульманских организаций отказались считать НОРМ за своих – муфтий Нафигулла Аширов осудил их в 2006 году за "русский шовинизм", поэтому друзей пришлось искать на Западе – в 2007 году они вступили в международное сообщество "Мирабитун", проповедующее на Западе (в США и Европе) суннизм распространенного исключительно в Северной Африке маликитского мазхаба и состоящее из аналогичных мелких джамаатов "новообращенных" из неисламских наций по всему миру. Сидоров в начале 2008 года стал главой его российского отделения. Закономерный итог – они оказались чужими и для русских, и для российских мусульман, превратившись в карликовую пронацистскую секту...

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама