ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Островок северной традиционной культуры за пределами Севера

Бывшая Карельская волость Костромского края

К. Е. Корепова (Нижний Новгород) :: 23 ноября 2006

В нынешнем Ковернинском районе Нижегородской области (бывшем Ковернинском уезде Костромской губ.) есть компактно расположенная группа деревень, которая до 1923 года образовывали Корельскую волость и которую в народе до сих пор зовут Корелой001. В XIX веке в некоторых названиях деревень этой волости было уточнение: Федорово Корельское, Прудовка Корельская. Здесь же находилась деревня Чудово002 – топоним редкий для Нижегородского Поволжья.

Жителей Корелы называют кореляками, корелянами, реже корелой. В старых документах (челобитных XVIII в.) к именам жителей Корелы нередко добавляли: "Иван Корелянин", "Алексей Корельский" и т.п.003

Малую этническую группу – корелян / кореляк объединяет, во-первых, вера – это старообрядцы (поморцы брачного согласия), и, во-вторых, происхождение, историческая родина. Образование Корелы в лесном Заволжье по реке Узоле и ее притокам относят к концу XVII – нач. XVIII в., когда после ряда неурожайных лет на Севере сюда перебрались из Выговской общины старообрядцы004, пришли с Олонецкой земли, "из Свейского рубежа", как говорится в одной челобитной (1701 г.). Точнее родина переселенцев не называется. К сожалению, антропологическое, этнографическое и диалектологическое изучение группы корелян не проводилось. Община разрасталась, и в 1718 году в Корельской волости насчитывалось 12 селений, в них 273 двора, мужчин 1162005.

Нижегородские историки видят в корелянах этнических карел, хотя веских оснований для этого нет. Нам представляется, что мигрантами могли быть и русские олонецкие крестьяне.

Кореляне принесли на новую территорию высокую древнерусскую культуру знаменитого Данилова монастыря на Выге и сохраняли ее вплоть до 20-х годов прошлого века. Здесь жило старинное церковное пение – древнерусский знаменный распев, иконопись, литература, в начале XX века издавались даже журналы ("Голос Корелы", "Вехи").

Что касается фольклорной культуры, то в Кореле сложился своеобразный очаг ее, выделяющийся на фоне всей нижегородской, в том числе заволжской (ветлужской, керженской) традиции. В основу местной фольклорной традиции легла северная культура (одна из локальных традиций ее, возможно, заонежская). Оторванная от своей культурной метрополии, она развивалась в консолидации с другими традициями, принесенными также мигрантами из других областей. Из исторических источников известно, что вместе с корелой или чуть раньше пришли на Узолу крестьяне с правобережья Волги (из Юмохонской волости Суздальского уезда), а в одной из челобитных (1706 г.) говорится о переселенцах, что "от скудности своей и хлебной недороды вышли они из Ярославского, из Углецкого, из Олонетцкого, из Городецкого и иных разных городов из его государевых дворцовых волостей и сел и деревень"006. То есть рядом с корелянами проживали на Узоле также выходцы и с Верхней Волги.

Очаг сложившейся приузольской традиции оказался шире территории Корелы и включает фактически весь Ковернинский р-н, а некоторые, характерные для него явления, выходят далеко за границы района. Наиболее устойчивым компонентом в северной основе оказалась семейная обрядность, может быть, потому, что старообрядцы отличались особым консерватизмом в быту. В пределах Нижегородского края только на Узоле существовали старушечьи поседки, по содержанию очень похожие на "старушечьи бесёды" Заонежья. Ковернинский краевед М.Зимин так писал о них: "Много можно услышать интересных рассказов на поседках у старух. Они собираются со всей деревни и даже из других деревень в один домик и прядут при лунном свете <...> К ним приходят старики, девчонки и парни. Рассказов, всевозможных сказок, легенд и воспоминаний – масса. Иногда расскажут какую-нибудь страшную небылицу или "сбыль" (быль)..."007. Ср. описание "старушечьих бесёд" в Заонежье: "С вязанием, прядением, вышивкой собирались женщины небольшими группами <...> Многие былины и сказки были услышаны сказителями именно на таких "бесёдах", здесь пели и разъясняли духовные стихи, рассказывали молодежи о "досюльной" жизни, учили гадать. Поэтому "старушечьи" бесёды охотно посещали девушки"008. Возможно, и на Узоле в "старушечьих поседках" звучали некогда былины: былина "Илья и Сокольник", по всей вероятности, занесенная с Севера, неоднократно записывалась здесь009.

Ряд, скорей всего, генетических, а не просто типологических схождений имеет местный свадебный обряд со свадьбой карел и русских Заонежья. Так, важной частью сватовства здесь, как и в Олонецкой губернии, был обмен залогами010. Обычай давать задаток от невесты жениху при согласии выйти замуж широко распространен в нижегородской обрядности, но обмен задатками известен только на Узоле. Приведем рассказ О.К.Лаптевой, 1893 года рождения, хорошо его помнящей: "... Степаниду посылает: "Скажи, что сватать приду, пусть даст задаток". Я отказала: посмотрю, мол, на него в воскресенье. В воскресенье пошли гулять. Девки говорят: "Гляди, твой ухажер". Отводит меня. Я ему говорю: "Я тебе дам задаток, но и ты мне дай". Сама думаю: потом разменяемся"011. Правила здесь были такие: если, дав задаток, девушка затем отказывалась выходить замуж, задаток оставался у парня. Если же задаток давали оба, то в случае, когда сватовство расстраивалось, происходил обмен задатками и "никто не был в убытке".

Так же, как в русской заонежской и карельской свадьбе012, здесь устраивались преграды свадебному поезду. Если обычно в нижегородском крае, дорогу женихову поезду преграждали по пути к невесте, то в Ковернинском крае это делалось, как в Олонецкой губернии, на пути от невесты в дом жениха и, главное, способ преграждения был не типичен для Поволжья – здесь на протянутой через дорогу веревке вывешивали различные вещи. "В каждой деревне вешали "флаги": протягивали веревку и вешали на ней самые дороги платки, полотенца"013; "от венца дорогу перегораживали полушалками и отрезами, <...> и жених выкупал путь"014; "шалями загораживали путь"015.

На Узоле, как и у русского населения Олонецкой губернии016 и у карел017, был своеобразный обычай величать новобрачных и участников свадьбы – их качали, причем качание сопровождалось и на Севере, и на Узоле одинаковым выкриком: "Ура!", не встречающемся в других локальных нижегородских традициях: "Качали молодых на досках"018; "народ на мосту качает молодых на "ура". Потом качают отца с матерью... Потом качают всех, кто просит"019. За качание принято было расплачиваться – "приходилось давать по трешке или пятерке"020.

К северной основе с некоторой вероятностью можно отнести обычай бани молодых. Баня здесь была очень важным звеном в обряде, основным структурным элементом второго дня свадьбы (предсвадебная баня отсутствовала). Баню топила сваха, во время бани устраивался шумовой "концерт" (стрельба, стучание по бане и т.п.), молодой давал выкуп после бани, иначе его и молодую жену не выпускали. Молодых в баню и из бани обязательно везли. Но поездка разыгрывалась в комедийном плане: впрягались в сани (кошовки) или в санки участники свадьбы. Они изображали лошадей, особенно при катании молодых после бани. "Лошади" фыркали, били ногами, заворачивали к колодцу, чтобы их напоили (здесь им подносили вина). Принято было и катание свадебников по своей и соседним деревням ("Молодых сажают в повозку, окутывают чем-нибудь и везут в другие деревни. А сваха у них в повозке пляшет и трясет веником с лоскутами <...> В каждой деревне поезд останавливается <...> Бросают конфеты, орехи, семечки, деньги"021). В некоторых селениях после молодых в баню водили родителей, сваху, дружку. Ареал обряда свадьбы молодых в Нижегородской губернии выходит за пределы Поузолья и охватывает междуречье Оки и Волги, но по своей наполненности ритуалами выделяется именно Поузолье, где находилась Корела.

Что касается поэтического репертуара, то он един для Поволжья выше Нижнего Новгорода, а также соответствующей части Заволжья, включая Узолье и Городецкий р-н. Вероятно, репертуар формировался на другой локальной основе, возможно, верхневолжской. Элементы верхневолжского обряда включились и в ритуальную часть свадьбы на Узоле, например продажа елочки-красоты. Вошли в нее какие-то элементы из локальных традиций Поветлужья (например, чин помощника дружки Афоньки и диалоги дружки с ним022).

Таковы некоторые тенденции формирования вторичной локальной традиции на основе "выброса" северной фольклорной культуры на новую территорию023.


001 См. об этом: Аветисян В. Корела // Родина хохломы: очерки истории Ковернинского края. Н.Новгород, 2000. С.44-49; Сироткин С. Карельская волость в XVIII в. // Там же. С.49-53.

002 См. карту "Корела": Аветисян В. Корела. С.46-47.

003 Там же. С.48.

004 Известно, что руководитель Выговской общины Андрей Денисов побывал на Узоле незадолго до переселения поморцев. Об этом сохраняется память в семейных преданиях.

005 Сироткин С. Карельская волость... С.52.

006 Там же, с.50.

007 Зимин М. Ковернинский край (Наблюдения и записи) // Родина хохломы: очерки истории Ковернинского края. Н.Новгород, 2000. С. 19, 20.

008 Калашникова Р.Б. Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск, 1999. С.19.

009 Корепова К.Е. Новые записи былин в Горьковской области // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский науч. сб. Уфа, 1981. С.32-34.

010 Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX – начало XX в.). Л., 1977. С.83-85.

011 Архив Нижегородского государственного университета, колл.37, ед.хр.1, №12. (Ковернинский р-н, с.Успенское. Зап. Корепова К.Е. в 1976 г.). (Далее: ННГУ. Колл., ед.хр., номер через дефис).

012 Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность... С.164.

013 ННГУ, 37-15-159. (Ковернинский край, д.Большие Круты. Зап. Миляшевская И. от Столетовой Н.И., 1913 г.р. в 1976 г.).

014 ННГУ, 37-1-185. (Ковернинский р-н, д.Радость. Зап. Кирюхина Е. от Клячевой Е.И., 1908 г.р. в 1976 г.).

015 ННГУ, 37-15-159.

016 Коренной П. Село Космозеро. Свадебный день в деревне // Олонецкие губернские ведомости, 1910, №22.

017 Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность... С.180-181.

018 ННГУ, 37-2-82. (Ковернинский край, д.Скоробогатово. Зап. Миляшевская И. от Красильниковой М.В., 1900 г.р.).

019 ННГУ, 37-13-122. (Ковернинский р-н, д.Рыбное. Зап. Свербиевой Е. в 1976 г. от Сперанской А.И., 1887 г.р.).

020 ННГУ, 37-12-46. (Ковернинский р-н, д.Чудово. Зап. Корепова К.Е. в 1976 г. от Стяпиной Н.И., 1895 г.р.).

021 ННГУ, 37-11-13. (Ковернинский р-н, д.Кошелево. Зап. Мякиш Е. в 1976 г. от Вохминой Ф.М., 1930 г.р.).

022 Ср.: ННГУ, 37-1-36. (Рассказ Малышева Л.И., 1892 г.р. Ковернинский р-н, д.Щегольное,); Архив Российского этнографическорго музея, ф.7, оп.1, д.567. (Ветюгов М.С. [Этнографические сведения о крестьянах Костромской губернии, Варнавинского уезда, с. Медведиха]).

023 Следы северной культуры, но другой локальной традиции – каргопольской – искусствоведы прослеживают в ветлужской вышивке (Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 188, 189). Представляет интерес сравнительное тзучение этих двух локальных традиций на фольклорном материале.


Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции "Рябининские чтения-2003". Сборник научных докладов. – Петрозаводк, 2003

По материалам источников: "Самарское Староверие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама