В Москве в особняке на Спиридоновке открылся Дом иконы. Он стал второй в России после Частного музея русской иконы Михаила Абрамова постоянно открытой для публики частной коллекцией икон. Организатор Дома иконы и владелец большей части выставленных в нем произведений Игорь Возяков хочет превратить дом в уникальный культурно-просветительский центр. На открытии побывала ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Новый Дом иконы открылся в особняке на Спиридоновке там, где год назад закрылась галерея "Новый Эрмитаж", принадлежавшая председателю клуба коллекционеров Валерию Дудакову и занимавшаяся русским авангардом. Игорь Возяков тоже коллекционер в его собрании около 2,5 тыс. икон, два года назад он устраивал их выставку в Голландии. Впрочем, на открытии Дома иконы Игорь Возяков уточнил, что в экспозиции Дома икон в настоящий момент представлены произведения из пяти частных коллекций. Название Дом иконы придумано организаторами по аналогии с Домом книги, Домом учителя и Домом работника кино. То есть Дом иконы замыслен не галереей или частным музеем, а универсальным культурно-просветительским центром.
Функции здесь распределены по этажам. На первом этаже висят иконы, по выражению Игоря Возякова, "начального художественного уровня, предназначенные для пребывания в доме". По большей части это произведения конца XIX-XX века, доведенные реставрацией до глянцевого товарного вида. По сведениям "Ъ", они будут продаваться, и первый этаж Дома иконы это антикварный магазин.
На втором и третьем этажах произведения, отнесенные организаторами к коллекционному уровню. Один из залов, "академический", вместил дайджест истории развития христианской живописи от фаюмского портрета (можно поручиться, что в российских коллекциях такие крайне редки) к европейской живописи XVI-XVII веков (среди картин работа итальянского художника Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьомбо) и русской иконе. Здесь же примеры икон, сопровождавших христианина в жизни: писавшаяся по росту новорожденного мерная икона, венчальная пара, образ Богородицы "В родах помощницы". На стене напротив редкие иконографические изводы.
"Музейный зал" на третьем этаже вместил самые редкие образцы русской иконописи. Именно здесь хоругви семьи Романовых, Божия Матерь Казанская и Благоверный князь Александр Невский. После революции их вывезли из Феодоровского собора Царского Села; глава Дома иконы Игорь Возяков выкупил их из частной европейской коллекции, ввез в Россию и в начале сентября возил на два дня в Екатеринбург. Как рассказала "Ъ" Ольга Никольская, эксперт Росохранкультуры, здесь собраны уникальные памятники русской иконописи. Среди них образ Святителя Николая в житии, подписанный художником из Мстеры Стефаном Сусловым, редкий образ Святителя Николая, так называемый Никола круглый, написанный во второй четверти XVIII века, самый ранний из известных примеров такой иконографии. Самая древняя в экспозиции Богоматерь Одигитрия первой половины XVI века московского письма.
На самом верхнем этаже Дома иконы расположены реставрационные мастерские. Организаторы обещают, что вход в Дом иконы будет абсолютно свободным.
До настоящего времени в Москве была только одна постоянно доступная публике частная коллекция иконописи это коллекция Михаила Абрамова, уже пятый год существующая как Частный музей русской иконы. В будущем году этот частный музей, к настоящему моменту владеющий 4 тыс. экспонатов, должен переехать с далекой Верейской улицы на центральную Гончарную, где он, очевидно, станет гораздо более доступным. Таким образом, по степени популяризации частных коллекций икона теперь твердо занимает в России второе место после современного искусства.
Источник: Коммерсант