ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Доброта – это неразменный рубль

Неопубликованное интервью Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Елена Кваскова :: 28 ноября 2006

28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения академика Лихачёва, русского интеллигента, человека, которого называли "совестью страны".


Мне в бытность кинодокументалистом посчастливилось дважды работать с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым – в 1984 и 1988 годах. Человек исключительной отзывчивости и доброты, он помогал многим. Помог и выходу на экран фильма "Радость моя": Дмитрий Сергеевич консультировал его и сам же в нем снимался. Я записывала некоторые наши беседы на диктофон, да так их и не опубликовала. Предлагаю их вниманию читателей "Русского курьера".

– Говорят, что народная культура мертва. А вы-то ее застали?

– Это было месяца через два после окончания войны. Наш поезд, состоявший из товарных вагонов, пришел в Новгород. Стали выходить местные жители – эвакуированные, крестьяне окрестных сёл. Они-то ведь ждали, что увидят старый свой родной город...

Но вместо города они оказались в поле – ни вокзала, ни домов – ничего кругом не было! Крапива, чертополох да какие-то бугры – остатки окопов... И начался плач – весь поезд стал плакать... Они плакали, как об умершем человеке: "Батюшка ты наш, Новгород ты наш! Что же с тобой сделали? Что же от тебя осталось?" Так могли плакать только люди, близкие народной культуре.

– Как вы полагаете, можно ли сегодня возродить народную культуру?

– Культура, быт, уклад – это все на основе доброй памяти создается. На основании забот о том, чем жили наши отцы и деды, – новая культура не сменяет старую, а обогащает её, приобщает к нашему времени.

Мы должны ценить всё, что связано с прошлым, что отразилось в нашей современности, что до нас дошло. Потому что нравственность не бывает старой, она одна, она традиционна и не может быть создана заново!

И мы должны эту старую правду сохранить для наших детей и внуков, чтоб им было чем гордиться, чтобы они любили нашу страну.

– Где, в каких проявлениях жива ещё сегодня старая культура?

– Древняя русская культура действительно сохраняется в современности. И в патриаршей православной Церкви, и, конечно же, в старообрядческой Церкви.

Старообрядчество – это удивительное явление русской жизни и русской культуры. Жизнь и культура в данном случае очень тесно связаны. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах – во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор – былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде.

– Но разве Север не был глухой окраиной России, краем безграмотности?

– Мы совершенно неверно привыкли считать, что Север был страной сплошной неграмотности. Ведь те переписчики, которые приходили на Севере в крестьянские избы и требовали чтения по новым книгам, записывали старообрядцев неграмотными, потому что они просто отказывались читать печатные книги. Он читали только свои – рукописные!

– Известно, что к середине XIX века среди гонимых старообрядцев было много крупных капиталистов. В чём причина этого феномена?

– В старообрядцах замечательно то, что ради идеи, вовсе для них материально невыгодной, они шли буквально на костёр. Они предпочитали сжигать себя, но не соглашаться на идейные уступки. Это поразительное явление в истории культуры человечества – такая нравственная стойкость! Нравственная стойкость в Вере вела к тому, что и в труде старообрядцы были нравственно стойкими. Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей – они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере – все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России – и очень богатый, и очень щедрый.

Добрая репутация старообрядцев и сегодня помогает им во всем мире. Они ведь живут и в Румынии, и в Болгарии, и в Австралии, и в Венесуэле, и в Америке...

– Дмитрий Сергеевич, какие всё-таки взаимоотношения должны быть между Церковью и государством?

– В последнее время мы приходим к сознанию того, что в дела религии, в дела Церкви – и старообрядческой, и какой угодно другой, государству не нужно вмешиваться. Что всё должно идти само собой, что отношения между верующими и неверующими должны строиться на основании взаимного уважения. Ведь опыт преследования старообрядцев, опыт того, что Церковь становилась государственной и, наоборот, не поощрялась государством, показывает, что и то, и другое в одинаковой мере вредно для общества. Общество не должно быть расколото на верующих и неверующих. Ведь главное – это сознание своей общности – и с народами нашей страны, и с человечеством в целом. А дальше как будет складываться жизнь, у кого окажется больше – об этом мы пока помолчим...

– Что, по вашему мнению, главное в культуре наших предков? Что особенно стоило бы сберечь?

– Великая доброта, великая нравственная сила – вот что особенно ценно для нас в культуре Древней Руси. Её нужно беречь, эту великую доброту, – на ней строилась Русь. На бесконечной доброте русского народа, его дружелюбии и терпимости – на них держалось отношение Руси к другим народам. Я думаю, что доброта – это такой неразменный рубль, который сколько ни отдаёшь, всё к тебе возвращается. И радость человека заключается в доброделании, когда он сам, по своей доброй воле, делает добро. Восстановление икон старых, книг, риз, архитектуры старой – всё это проявления доброделания.

Со злобой ничего нельзя сделать. Можно только разрушить...

По материалам источников: Газета "Русский Курьер"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама