28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения академика Лихачёва, русского интеллигента, человека, которого называли "совестью страны".
Говорят, что народная культура мертва. А вы-то ее застали?
Это было месяца через два после окончания войны. Наш поезд, состоявший из товарных вагонов, пришел в Новгород. Стали выходить местные жители эвакуированные, крестьяне окрестных сёл. Они-то ведь ждали, что увидят старый свой родной город...
Но вместо города они оказались в поле ни вокзала, ни домов ничего кругом не было! Крапива, чертополох да какие-то бугры остатки окопов... И начался плач весь поезд стал плакать... Они плакали, как об умершем человеке: "Батюшка ты наш, Новгород ты наш! Что же с тобой сделали? Что же от тебя осталось?" Так могли плакать только люди, близкие народной культуре.
Как вы полагаете, можно ли сегодня возродить народную культуру?
Культура, быт, уклад это все на основе доброй памяти создается. На основании забот о том, чем жили наши отцы и деды, новая культура не сменяет старую, а обогащает её, приобщает к нашему времени.
Мы должны ценить всё, что связано с прошлым, что отразилось в нашей современности, что до нас дошло. Потому что нравственность не бывает старой, она одна, она традиционна и не может быть создана заново!
И мы должны эту старую правду сохранить для наших детей и внуков, чтоб им было чем гордиться, чтобы они любили нашу страну.
Где, в каких проявлениях жива ещё сегодня старая культура?
Древняя русская культура действительно сохраняется в современности. И в патриаршей православной Церкви, и, конечно же, в старообрядческой Церкви.
Старообрядчество это удивительное явление русской жизни и русской культуры. Жизнь и культура в данном случае очень тесно связаны. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде.
Но разве Север не был глухой окраиной России, краем безграмотности?
Мы совершенно неверно привыкли считать, что Север был страной сплошной неграмотности. Ведь те переписчики, которые приходили на Севере в крестьянские избы и требовали чтения по новым книгам, записывали старообрядцев неграмотными, потому что они просто отказывались читать печатные книги. Он читали только свои рукописные!
Известно, что к середине XIX века среди гонимых старообрядцев было много крупных капиталистов. В чём причина этого феномена?
В старообрядцах замечательно то, что ради идеи, вовсе для них материально невыгодной, они шли буквально на костёр. Они предпочитали сжигать себя, но не соглашаться на идейные уступки. Это поразительное явление в истории культуры человечества такая нравственная стойкость! Нравственная стойкость в Вере вела к тому, что и в труде старообрядцы были нравственно стойкими. Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России и очень богатый, и очень щедрый.
Добрая репутация старообрядцев и сегодня помогает им во всем мире. Они ведь живут и в Румынии, и в Болгарии, и в Австралии, и в Венесуэле, и в Америке...
Дмитрий Сергеевич, какие всё-таки взаимоотношения должны быть между Церковью и государством?
В последнее время мы приходим к сознанию того, что в дела религии, в дела Церкви и старообрядческой, и какой угодно другой, государству не нужно вмешиваться. Что всё должно идти само собой, что отношения между верующими и неверующими должны строиться на основании взаимного уважения. Ведь опыт преследования старообрядцев, опыт того, что Церковь становилась государственной и, наоборот, не поощрялась государством, показывает, что и то, и другое в одинаковой мере вредно для общества. Общество не должно быть расколото на верующих и неверующих. Ведь главное это сознание своей общности и с народами нашей страны, и с человечеством в целом. А дальше как будет складываться жизнь, у кого окажется больше об этом мы пока помолчим...
Что, по вашему мнению, главное в культуре наших предков? Что особенно стоило бы сберечь?
Великая доброта, великая нравственная сила вот что особенно ценно для нас в культуре Древней Руси. Её нужно беречь, эту великую доброту, на ней строилась Русь. На бесконечной доброте русского народа, его дружелюбии и терпимости на них держалось отношение Руси к другим народам. Я думаю, что доброта это такой неразменный рубль, который сколько ни отдаёшь, всё к тебе возвращается. И радость человека заключается в доброделании, когда он сам, по своей доброй воле, делает добро. Восстановление икон старых, книг, риз, архитектуры старой всё это проявления доброделания.
Со злобой ничего нельзя сделать. Можно только разрушить...
По материалам источников: Газета "Русский Курьер"