ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Большевики и антибольшевики

Сергей Белозерский :: 23 сентября 2009

Большевики и антибольшевики

Полемика, развернувшаяся вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова: "Трагедия России: "запретные" темы истории XX века", во многом показательна как свидетельство определенного состояния умов и нравов, и можно, отчасти, признать правоту автора в том, что большевизм оказала глубокое развращающее влияние на весь строй нашей культуры. Однако преодоление большевизма должно состоять не только в изъявлении всяческой ненависти к коммунизму его вождям, но и к изживанию тех ложных моральных (или вернее, аморальных) установок, которые он принес в жизнь русских людей.

"Герои или предатели?" задается вопросом протоиерей Георгий, и именно эту постановку вопроса, в основном, повторяет последующая полемика, достигающая высоких степеней ожесточенности. Однако сама постановка вопроса исходит из того, что картина должна быть предельно ясной – тут герои, тут предатели, одним орден, другим петлю, и чего тут рассусоливать. У предателей не может быть никаких смягчающих обстоятельств, у героев – ничего, что пятнало бы их хрестоматийный образ.

По ходу книги протоиерей Георгий, вполне справедливо охарактеризовав большевизм, впадает в такую апологетику по отношению к тем, кто сражался на стороне нацистов, что трудно не испытывать чувство неловкости. Самый поверхностный обзор фактов убеждает в том, что ни Власов, ни Краснов, ни уж тем более фон Паннвиц, не были образцами русских патриотов и православных христиан. Власов не принимал решения мужественно выступить против большевизма – он попал в плен и сломался под угрозой лютой смерти, как и многие его соратники. Образцами чести и верности – и по отношению к своей стране, и даже по отношению к своим семьям – эти люди вовсе не были.

У кого еще мы видим это решительное игнорирование неудобных фактов, яркую черно-белую картинку, веру в то, что война против "правильного" противника покрывает все грехи? У апологетов сталинизма. Если для протоиерея Георгия то обстоятельство, что Власов и Краснов сражались против чудовищного большевизма, снимает с них все обвинения, то для сталинистов Сталина полностью извиняет и оправдывает война против нацизма.

Мы можем сказать сталинистам: победа над нацизмом – это очень важно, но это никак не снимает со Сталина и его банды ответственности за бесчисленные злодеяния против русского и других народов. Мы можем точно также сказать – большевизм чудовищен, но само по себе это никак не делает ни Власова, ни Краснова, нравственно привлекательными личностями.

Яд большевизма особенно опасен еще и потому, что его могут воспринимать и люди, которые относятся к большевикам с крайне непримиримостью. Некий итальянский политик вскоре после войны горько пошутил, что фашисты в Италии делятся на две категории – фашисты и антифашисты. Большевистский стиль мышления может проявляются и у пламенных антибольшевиков. Что бы мы могли выделить в качестве отличительных особенностей этого стиля? Большевизм уничтожает простую разницу между "хорошо" и "плохо". Один сталинист в сетевой дискуссии выразил одну из них чеканным большевистским афоризмом: "похвально всё, что служит достижению цели". Достаточно нам убедить себя, что каким-то непостижимым образом бутовские расстрелы служили индустриализации и грядущей победе, и все в порядке – убивать невинных людей можно. Также для большевизма характерна ссылка та "тяжелую борьбу", которая "требует суровых мер"; эта самая тяжелая борьба со страшным врагом оправдывает любые мерзости и беззакония, даже если совершенно невозможно объяснить, каким это образом эти мерзости помогают победить врага.

Но за апологией Власова стоит точно такая же логика – большевизм есть абсолютное зло, приемлемо, и даже похвально все, что служит падению большевизма, даже измена присяге, ложь и сотрудничество с безжалостными иноземными захватчиками. Чудовищность врага и напряженность борьбы все оправдывает и все покрывает – и в этом наши антисталинисты, увы, бывают полностью согласны с нашими сталинистами.

Для большевизма характерно полное отсутствие интереса к реальности, жизнь в мире мифа. В самом деле, если мы посмотрим на известные, общепринятые, никем не оспариваемые факты советской эпохи, мы обнаружим, что органы госбезопасности при Сталине последовательно возглавляли люди, впоследствии разоблаченные советским же судом как вредители, предатели и иностранные шпионы – Ежов, затем Берия. Можно ли считать лидера, при котором органами госбезопасности в течении десятилетий, пользуясь его полным доверием, один за другим руководят агенты иностранных разведок, "мудрым", "проницательным", "великим" или хотя бы минимально соответствующим занимаемой должности? А если это не агенты, то можно ли считать советский суд той эпохи сколько-нибудь заслуживающим доверия?

Но "власовский миф" предлагает там такое же игнорирование реальности. Эио заметно, когда человек, который пишет воззвания, в которых уверяет "В союзе и сотрудничестве с Германией русский народ должен построить новую счастливую родину в рамках семьи равноправных и свободных народов Европы", хотя ему не могло не быть известно подлинное отношение нацистов к русскому народу, предлагается нам как образец чести.

Невозможно бороться с сталинским мифом при помощи противоположного по знаку, но во многом повторяющим его власовским. С мифами можно бороться только правдой. А правда не обязана быть ни удобной, ни однозначной, ни черно-белой. Христианин строит свое видение мира не на ненависти к большевизму, а на любви ко Христу; и именно это помогает ему отвергать большевизм, даже когда он выглядит пламенным антибольшевизмом.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама