ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Канон или клише?

Лубенников Иван :: 25 сентября 2009

Сейчас принято говорить о возрождении церковного искусства. В подтверждение этой мысли обычно следует радостный рассказ об очередном отреставрированном или вновь расписанном храме. Но есть у медали и обратная сторона...

Несмотря на то что сегодня существует множество возможностей для оформления церковного пространства, большинство художников все-таки пытаются работать по уже существующим образцам, стилизуя пространство храма под XVII или под XIX век и так далее. Я не говорю, что это невозможно. Традиция в таком деле необходима. Но в итоге избирается наиболее легкий путь компиляций, а произведение утрачивает живое дыхание художника. Я сужу даже по своим студентам из Суриковского института: те, кто не справляются со светскими заказами, у кого нет индивидуальных идей, продуктивных для современной архитектуры, свободно начинают работать в храмах, потому что там протографы и достаточно лишь раскрыть нужные книжки, чтобы сделать все на нужный манер. К тому же храмовая роспись – это квадратные метры, за которые платят: чем больше "закрасит" художник, тем больше заработает, вот и имеем в итоге на стенах иллюстрации из книжек, хуже или лучше сделанные, да пугающее изобилие орнамента.

Но традиция традицией, историческое наследие историческим наследием, а ведь никто не запрещает художнику верить по-своему, по-своему любить Творца, Спасителя. Для меня православная вера – олицетворение некоей внутренней свободы, а не заталкивание человека в какие-то узкие рамки. А значит, и все вокруг должно быть безусловно радостным, все должно делать жизнь человека, ставшего на этот путь, гораздо более наполненной. Так почему же художники начинают зацикливаться на уже готовых образцах? Разумеется, их надо изучать, это только на пользу, но жить следует все-таки по-своему. Ведь наше время – это наше время. И мы не можем мыслить другим языком кроме того, на котором разговариваем. Мы не имеем права прикидываться, подстраиваться. Посмотрите, византийское искусство получило свое особое развитие, стало абсолютно духовным в России благодаря таким мастерам, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий... Но этого колоссального взлета не было бы, если бы они просто копировали ранние византийские образцы, делали "как надо", а ведь это сейчас и происходит.

Главное – не то, как изображать те или иные образы, а как в целом трактовать церковное пространство. И здесь, мне кажется, кроме существующих традиционных форм могут быть и другие возможности. В византийских храмах, особенно в тех, которые возводились в Константинополе, основное внимание уделялось Небу, тому, что над человеком, затем – полам. А зона обитания человека была достаточно демократичной, украшалась отделочными материалами. Есть потрясающие примеры древних каппадокийских храмов, в которых белые известковые пространства по граням расписаны красной охрой. И когда их стали раскрашивать "как положено", они многое потеряли в смысле духовного воздействия. Белая стена зачастую более духовна, чем раскрашенная, потому что она дает храму форму. А изображение форму снимает, превращая весь храм, в том числе и то место, которое положено для людей, – в Небо. В результате часто страдает образ в целом. Поэтому я бы резко сократил усилия художников по работе в архитектуре. Тем более если она хороша. Другое дело, что храмовое строительство – это отражение той архитектуры, которая присутствует в нашей жизни. И получается, что храмы, которые возводятся заново, на пустом месте, не всегда настолько хороши, чтобы о них можно было говорить всерьез. Материалы – новые, а архитектурная мысль на их основе – довольно заскорузлая, потому что возникает она из работы по каталогам, а в итоге все делается путем наименьшего сопротивления. А ведь храм, который может и должен быть расписан фресками или отделан мозаикой – это все-таки строение с хорошим кирпичом под известь, со сводчатой кладкой и прочими сложностями, к которым мы не привыкли. Сегодня мы всё отливаем из бетона, а бетон – мертвый материал, который практически ничего не приемлет: он несовместим ни с мозаикой, ни с фреской.

Конечно, существует такое понятие, как канон. Но канон не ограничивает творческий порыв художника, а во многом облегчает его труд. А вот работать в замкнутых рамках клише – дело неблагодарное, художнику тяжело, он начинает утрачивать вдохновение и даже веру. Если человек начинает делать по готовым образцам, то теряется внутреннее видение.

Я глубоко убежден, что работа в православном храме – это стиль жизни. Перед художником стоит здесь задача не формальная, а духовная. Поэтому я редко и с опаской берусь за церковные объекты. Вообще, в идеале этим должны заниматься монахи. Но где взять столько монахов-художников?!

Если бы церковное искусство было делом моей жизни, я бы работал над тем, какое место Небо занимает в пространстве храма, какое оно, какого цвета. Тотальное убеждение, что оно голубое или синее, – это клетка, в которой трудно пошевелиться. А небо может быть каким угодно: золотым (как, например, в византийских храмах, хотя это подходит лишь для мозаики), белым, черным... Но это и есть Небо, у которого существует свое место – сверху, и спутать его с полом вряд ли возможно. Кстати, и полу в византийских храмах уделялось особое внимание: на полу изображались животные, птицы, пейзажи, что довольно верно с психологической стороны, поскольку прихожане в основном смотрят в пол. А сегодняшний максимум – выложить пол мрамором.

Безусловно, строить храмы надо по велению сердца, а не только по желанию заказчика. Зачастую зодчие предлагают сегодня по десять вариантов проекта. Но ведь не может человек десять вариантов сделать качественно! Когда я вел работу по проекту храма в Переделкине, то настоятель храма Преображения Господня архимандрит Владимир (Зорин) попросил меня представить пять-шесть вариантов ограждения территории и ворот. На что я сказал, что сделаю только один, так как могу разработать один вариант очень хороший, другой хуже, третий еще хуже. И у меня нет гарантий, что выбран будет лучший, а не самый плохой. А отвечать мне. И отец Владимир согласился.

Если человек берется за храм, он должен отдавать себе отчет, что с этим храмом связана конкретная история, конкретные святые, надо изучить материал, понять, сопоставить. А дальше – работать. Работать так, чтобы это вызвало доверие, а не стало бы иллюстрацией из книжки, плохо понятым и плохо исполненным образцом. Только боюсь, что к той поре, пока созреет какое-то оформленное отношение к церковной архитектуре, оформленный язык, – не останется храмов для творческого осмысления, потому что их в спешном порядке все расписывают. И когда наконец-то появятся какие-то новые концепции, все будет уже раскрашено. И раскрашено в основном весьма сомнительно

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама