Вечер памяти легендарной русской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной (1899-1970) состоялся 22 сентября в Культурном центре "Покровские ворота".
Мария Юдина одна из самых неординарных фигур русской и мировой музыкальной культуре ХХ века. Ее уникальность не только в оригинальных фортепианных интерпретациях, в нетрадиционной репертуарной направленности. Будучи музыкантом с мировым именем, в годы государственного атеизма в СССР она не скрывала своего христианского исповедания, за что и претерпевала гонения. "Бог послал ей особый дар для высказывания. Вера в Бога давала Марии Вениаминовне ту высоту, которая помогала все преодолевать", сказала на вечере в честь 110-летия пианистки ее ученица, музыковед Марина Дроздова.
Она напомнила об основных вехах биографии М.Юдиной вместе с ведущими вечера – представителем фонда "Христианская Россия", культурным атташе Ватикана Джованной Парравичини и искусствоведом, биографом М.Юдиной и издателем ее эпистолярного наследия Анатолием Кузнецовым.
Мария Юдина в 19 лет приняла крещение в Православной Церкви, будучи студенткой Петербургской консерватории. В начале 20-х гг. она активно включилась в концертную жизнь. Как отмечается на сайте КЦ "Покровские ворота", М.Юдина была первым исполнителем произведений таких композиторов, неизвестных тогда в СССР, как Хиндемит, Барток, Веберн, Берг, Мартину, Жоливе и др. Вместе с тем, ее прочтения сочинений Баха, Бетховена, Шуберта, Брамса, Шостаковича и Прокофьева вписаны в сокровищницу мирового исполнительского искусства. Необычайная широта ее художественных интересов и творческих свершений всегда сочетались с редкой силой духа, бесстрашием и самоотверженностью и находили опору в неколебимой вере в Бога.
Как пишет о пианистке ее биограф Анатолий Кузнецов, вера во Христа "диктовала Юдиной и основную линию ее поведения, артиста и человека – реализацию себя средствами музыки как проповедника слова Христова, а, значит, претворение "обычной" игры на рояле в "священнодействие", что так и воспринималось ее слушателями. В спорах о своем месте в искусстве Юдина подчеркивала: "Я единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках". И действительно, поздние ее трактовки простотой и строгостью напоминают евангельские притчи или библейские сцены".
Как пояснила "Благовест-инфо" Джованна Парравичини, автор изданной в Италии книги "Свободные. Истории и свидетельства о вчерашней и сегодняшней России", в которой содержится очерк о М.В.Юдиной, пианистка никогда не скрывала своих религиозных убеждений. "Удивительно, что при этом ей удалось избежать ареста, возможно, сыграла свою роль ее мировая известность", отметила Дж.Парравичини. Однако глубоко религиозного профессора уволили из Ленинградской консерватории, потом из Московской консерватории и из Гнесинского института.
Поразительным является и рассказ Д.Шостаковича, который приводится в книге и который пришел на память ее автору: услышав концерт Моцарта в исполнении М.Юдиной, Сталин велел принести ему пластинку. Юдина много играла на радио, но ее, как неблагонадежную, почти не записывали. Пришлось срочно сделать специальную запись для "вождя народов", который в знак благодарности послал пианистке большую сумму денег. М.В.Юдина ответила ему письмом, в котором писала о великих грехах Сталина, о возможности покаяния. Она поблагодарила за подарок и пообещала истратить всю сумму на ремонт храма, прихожанкой которого тогда являлась. К сожалению, это письмо не сохранилось или пока не найдено.
Неотъемлемой стороной незаурядной личности М.В.Юдиной была ее дружба с деятелями русской культуры, которые стали всемирно известными, это М.М.Бахтин, П.А.Флоренский, В.А.Фаворский, В.Мейерхольд, М.Алпатов, Н.П. Анциферов, Б.Л.Пастернак и многие, многие другие. Причем дружила Мария Вениаминовна исключительно деятельно, "спешила делать добро", помогала всем, чем могла. Так, Джованна Парравичини вспомнила встречу М.Юдиной с Мариной Цветаевой незадолго до гибели последней. Поэтесса находилась в глубокой депрессии и нищете, оказалась равнодушной ко всем предложениям М.Юдиной о переводах, о заработке. После смерти М.Цветаевой пианистка долгие годы винила себя в "недостатке любви", в том, что не смогла удержать Марину от страшного шага.
На вечере был представлен очередной – четвертый том переписки М.Юдиной с друзьями (1956-59 гг.) под общим заголовком "Жизнь полна смысла". Издатель эпистолярного наследия пианистки Анатолий Кузнецов сообщил, что готовятся к печати еще два тома писем, раскрывающие такие вехи ее жизни, как встреча с М.Стравинским, приехавшим в СССР (только этой теме посвящено 500 писем), или гонения, которым подверглась М.Юдина в 60-е гг.как "формалистка", или подготовка к уходу в монастырь в последние годы жизни.
Память о М.В.Юдиной хранится в семье потомков о.Павла Флоренского. Внучка священника Ольга Никитина (Трубачева) рассказала о духовных основах дружбы музыканта и религиозного мыслителя. Так, сама пианистка вспоминала, что в юности в желании принять крещение ее укрепило прочтение сочинения о.Павла Флоренского "Столп и утверждение Истины". По словам О.Никитиной, дружба с о.Павлом во многом способствовала формированию М.Юдиной как "музыканта-философа". Дружба с Флоренским и его семьей, помощь его жене и детям продолжалась долгие годы и после ареста и гибели священника.
Племянник М.В.Юдиной режиссер Яков Назаров представил на вечере свой фильм о великой пианистке – "Музыкант от Бога". Режиссер отметил, что не было сделано ни одной прижизненной съемки М.Юдиной. В фильме использованы ее фотографии, воспоминания близких людей и исследователей жизненного пути пианистки. На вечере прозвучали также аудиозаписи фортепианных интерпретаций Марии Юдиной. По словам А.Кузнецова, приведенным на сайте о Марии Юдиной, "пианизм Юдиной был и остается сегодня, благодаря записям, таинственным образом сохранившим все его качества, онтологическим актом. В этом его уникальность. Игра Ю. была актом религиозного переживания, актом познания и актом Любви, смело можно сказать – призывом любить друг друга, поиском "семени Истины" и прославлением Бога. Благодать звучала в каждом творческом движении ее личности".
Источник: Благовест-инфо