ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В поисках постсекулярного

Шишков Андрей :: 28 сентября 2009

Вечером 21 сентября в клубе "Русского института" состоялась встреча, основной темой которой стал вопрос: "Реален ли постсекулярный мир?". Как сообщил собравшимся шеф-редактор "Русского Журнала" Александр Павлов, дискуссия о постсекулярном мире, начавшаяся на страницах журнала "Логос" и нашедшая свое продолжение в "Русском журнале", потребовала, наконец, живого обсуждения. Живой диалог участников встречи позволил выразить мысли, существующие лишь на уровне интуиций, и проговорить те рабочие моменты, которые требуют критики и дальнейшего осмысления.

Что же такое постсекулярный мир? Задаваясь этим вопросом, мы встаем перед затруднением – дело в том, что религиоведы до конца не знают, что это такое. Один из главных докладчиков вечера главный редактор журнала "Религиоведческие исследования" Павел Костылев отметил, что, говоря о постсекулярном, мы не понимаем, что это за мир, но вместе с тем у нас есть потребность как-то назвать его.

Проблема названия, как и проблема языка описания этого явления действительно очень актуальна. Ведь прежде чем говорить о предмете, надо сначала определить хотя бы в общих чертах, чем он является. Очевидно, что постсекулярное по своему названию противостоит секулярному. Но по тому наполнению, которое придается этому понятию, такое противопоставление совсем не очевидно.

Светский мир уходит, но сменяет его совсем не то, что можно было бы ожидать от пары антонимов религиозное/секулярное. По мнению Павла Костылева, на смену секулярному приходит фрагментированное религиозное сознание типа Нью-эйдж и господство идеологий. Похожая мысль промелькнула в словах журналиста Александра Морозова: "говоря о феномене постсекулярного, мы одновременно должны употреблять выражение пострелигиозное". То есть на смену религиозности и секулярности приходит некая третья сила, которая, по мнению участвовавшего в дискуссии политолога, главы "Фонда эффективной политики" и "Русского института" Глеба Павловского, вполне может оказаться язычеством, которое, будучи суеверием, т.е. ложным знанием вещей невидимых, противостоит вере.

Павел Костылев считает, что "было бы ошибкой смешивать понятия секуляризация и дехристианизация. Мир, который становится нехристианским, не делается при этом нерелигиозным". Справедливое замечание – в Западной Европе на смену христианству приходят ислам, буддизм и другие культы. И вот в чем вопрос, достаточным ли условием для постсекулярного мира является религиозность человека? Другими словами, может ли человек, принадлежащий к той или иной религии иметь вполне секулярное сознание? Да, может.

Протопресвитер Александр Шмеман, например, описывает такого секулярного "христианина" в книге "Святая святым" : "Секулярист" может быть вполне "религиозным" человеком, преданным своей церкви, регулярно молящимся, посещающим богослужения и щедрым на пожертвования. Он торжественно обвенчается в церкви, освятит свой дом, исполнит религиозные обязанности – и все с вполне искренней верой. Но все это ни в коей мере не отменяет того очевидного факта, что его понимание всех аспектов жизни – брака, семьи, дома, работы и, наконец, самих его религиозных обязанностей – проистекает не из веры, которую он исповедует в Церкви, но из своего рода "философии жизни", то есть идей и убеждений, которые фактически не имеют ничего общего с этим вероучением, если не прямо враждебны ему". Ключевым словом, которое определяет благожелательное отношение такого "христианина" к Церкви, является "помощь" – "раз религия помогает, раз она такой полезный фактор в личной и социальной жизни, то и ей самой следует оказать помощь". Именно элемент общества потребления по отношению к Церкви отделяет современного секуляриста от человека церковного.

Увлечение буддийскими практиками или исламским суфизмом, посещение церкви или паломничество по святым местам – все, что религиовед может принять за выражение религиозности – может входить в "образ жизни" секуляриста. Поэтому простое повышение религиозности не дает повода говорить о переходе в постсекулярное общество. Качественная же оценка секуляризации затрудняется отсутствием описания секулярного опыта. Этот вопрос также поднимался участниками встречи: у нас вообще нет, как отметил Глеб Павловский, воспоминаний и записанного опыта возвращающихся из принудительной секуляризации советского прошлого.

Действительно, Россия, по выражению Александра Морозова, стала чемпионом мира по секуляризации, но до сих пор нет никакого анализа в научном сообществе того 70-летнего эксперимента по разрушению религии, который проводился в нашей стране. И именно российское религиоведение могло бы внести значительный вклад в исследование феномена секулярного и постсекулярного обществ, но пока этого не происходит. Плюс к этому, мы не знаем ничего, что происходит, скажем, у синтоистов, в Индии или Африке, сказал Роман Сафронов – выпускающий редактор "Религиоведческих исследований".

И если повышение религиозности не может считаться достаточным критерием противопоставления секулярному, то церковность, по крайней мере для христианства, – может. Не стоит забывать, что понятие секуляризация появилось в христианском мире. Если мы рассмотрим истоки секулярности, то увидим, что ее корень лежит не столько в антирелигиозности, сколько в антицерковности. Общество после Вестфальского мира, который часто называется исследователями рубежной датой в истории секуляризации, не перестало быть религиозным, но нецерковным именно в своей секулярной части стало.

Если мы говорим о постсекулярном, то нельзя это игнорировать. Различение религиозности секулярной и религиозности церковной требует отдельного исследования со стороны религиоведов. И здесь можно рассчитывать на плодотворное сотрудничество религиоведов с богословами, число которых, надеемся, увеличится на следующих встречах.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама