ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью в концертном зале "Витебск". Ответы на вопросы

29 сентября 2009

28 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со студентами высших учебных заведений и молодежью Витебска. В заключение Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы учащихся.

― Ваше Святейшество, если бы у нас в стране проводился конкурс "Имя Белоруссии", кого из великих личностей Вы бы поддержали в белорусском проекте и почему?

– Спасибо, очень хороший вопрос. Я бы так сказал: удивительно, что и в России, и в Украине люди избрали в качестве своего национального героя, национального символа, назвав именем своей страны, людей одного порядка. Потому что оба великих князя (Александр Невский и Ярослав Мудрый – Ред.) принадлежали нашей общей истории, оба были людьми, так много сделавшими для формирования наших национальных черт, нашего, как теперь говорят, профиля – духовного и культурного. Оба сделали очень многое для того, чтобы спасти Отечество.

Но ведь Белая Русь ― органическая часть этого пространства. И я думаю, что для Белой Руси и Ярослав Мудрый, и Александр Невский – это тоже имена, с которыми связана судьба страны. Но есть, конечно, и свои замечательные герои. Так, я совершенно по-особому воспринял личность Евфросинии Полоцкой. Конечно, я читал о ее жизни; но когда я посетил Полоцк, перед моим мысленным взором представилось такое ангелоподобное существо, красивая молодая женщина, которая имела такую огромную любовь в сердце, такую высочайшую культуру, такую горячую веру. Ведь прошло 800 лет, даже больше, а мы все ее помним. К ее мощам стекаются люди. Я не могу себе представить, чтобы так кто-то приходил к останкам древнего героя, если бы этот герой не был святым.

Может быть, Евфросиния могла бы быть лицом Белоруссии, потому что это тоже личность того же самого порядка. Но самое важное – героем страны не может быть прагматичный политик и жесткий деятель, тиран, как это было, допустим, в случае с Иваном Грозным или даже с Петром I, когда люди, подчеркивая значение их личности как управленцев, как полководцев, одновременно не приняли их, потому что личная жизнь этих людей была неприемлема. А вот сочетание мудрости, служения, направленного на благо Отечества, с высоким уровнем духовной жизни, со святостью – это то, что делает образ людей бессмертным, превращает человека в легенду.

Может быть, кто-то из вас знает, что мне пришлось защищать имя Александра Невского (в проекте "Имя России" – Ред.). Некоторые мои оппоненты говорили: "Но это же человек из легенды; неизвестно, что там было". А я сказал: "А разве может человек не легенда стать именем России?" Человек, ставший легендой, историческая личность, ставшая легендой, может быть таким символом.

Ну а все остальное, конечно в руках белорусов, если такой конкурс у вас будет. Спасибо.

– Ваше Святейшество, в этом году мы отмечаем 65 лет освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Следующий год – год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На Ваш взгляд, возможно ли сохранить мирное неба над головой и не допустить повторения ужасов войны?

– Я думаю, что в каком-то смысле я пытался ответить на этот вопрос в своем выступлении. Ад на земле ― это, в том числе, и ужасы войны. Все ведь начинается не в окопах, не в кабинах танков и самолетов, не в штабах – все начинается в человеческих сердцах. Для того, чтобы напасть на соседей, употребить силу для достижения своих идеологических, политических, экономических целей, нужно быть зверем, нужно быть человеком с утраченной нравственной основой. Как можно сказать: "Я хочу взять страну или дом или жизнь другого человека или его деньги для того, чтобы самому стать счастливым"? Ведь именно так затевались все войны ― чтобы расширить пространство, стать сильнее, богаче, могущественнее, чем сосед. Если человек живет нравственным чувством, если он стремится жить по закону Божиему, он же знает, что это грех, что так нельзя. Поэтому такие страшные события, прецедентом которых была Великая Отечественная война, возможны, если мы и дальше будем попирать нравственное чувство.

И что удивительно (хотел бы еще раз об этом сказать) – под знаком свободы мы раскрепощаем в себе инстинкты, зверя раскрепощаем, но одновременно стараемся путем некоего законодательства обеспечить международный мир. И говорим: безопасность, безопасность. Как в Священном Писании сказано: когда будут говорить "безопасность", тогда и наступит напасть (см. 1 Фес. 5:3). Потому что словами и даже письменными договорами невозможно установить вечный мир – до тех пор, пока зло остается в сердце человека. Вот почему воспитание внутреннего человека ― это задача, связанная не только с личным счастьем, личным благополучием. Это то, что связано с судьбой человеческой цивилизации.

Сегодня вопросы нравственности ― это не личные вопросы, как нас пытаются в этом убедить, в том числе, западноевропейской либеральной философской парадигмой. Это вопросы, которые имеют жизненно важное значение: будет существовать род человеческий или в условиях современного вооружения он существовать не будет. Поэтому нравственное воспитание личности является краеугольным камнем вообще во всех усилиях людей, направленных, в том числе, на обеспечение мира между странами, между народами, мира во всем мире. Ради этого и работает Церковь.

― Ваше Святейшество, как Православные Церкви смотрят на военно-политическое столкновение между своими странами, и, в частности, как отреагировала Грузинская Православная Церковь на военный конфликт?

― Зло существует в мире, и нередко в это зло вовлекаются и страны, и народы. Но ведь кто-то должен провозглашать Божию правду даже в самый разгар конфликта, когда затрагиваются чувства людей, когда каждая сторона считает, что она поступает правильно, но когда в результате погибают люди, разрушаются братские отношения между народами.

У меня совершенно конкретный взгляд на то, что произошло. Я глубоко убежден в том, что эта война была следствием губительной политики грузинского руководства. И я говорю так с полной открытостью к грузинскому народу, с горячей любовью к Грузинской Церкви.

Но даже в тот момент, когда начались сражения, Русская Церковь и Грузинская Церковь находились в постоянном контакте. Я несколько раз, будучи в то время еще митрополитом, звонил Патриарху Грузинскому, и думаю, в результате этих переговоров нам что-то удалось сделать, помочь страждущим.

Сегодня Грузинская и Русская Церкви – это единственная нить, соединяющая по-настоящему две страны. Конечно, народы соединены общей верой, смешанными браками, общностью культуры, традициями, а вот государства оказались разделены. Так вот, усилия, которые предпринимают две Церкви, направлены на то, чтобы преодолеть последствия этой страшной катастрофы, когда одни православные люди стали стрелять в других православных людей.

Я глубоко убежден, что у Церкви не может быть другой позиции. Потому что Церковь в момент конфликта должна делать все для того, чтобы его приостановить. И я благодарю Бога за то, что обе Церкви оказались верны своему призванию и не дрогнули перед внешними обстоятельствами.

― Ваше Святейшество, нас, молодых людей, волнует следующий вопрос. На ваш взгляд, каким должен быть образ настоящего современного верующего молодого человека?

―Есть вопросы, на которые так сходу и не ответишь. Я не могу, наверное, в двух словах сказать. Если позволите, я, может, поразмышляю вслух. Мне кажется, слово "современный" предполагает адекватное участие человека в современной жизни. Человек, неспособный устанавливать связи с социумом, неспособный реализовывать себя в современной ему социальной среде, – такой человек несовременный. Значит, это предполагает, что современный человек должен иметь определенный уровень образования, должен быть способен устанавливать коммуникации с другими.

Но что означает тогда "православный современный человек"? Православный современный человек точно так же должен быть современным человеком, способным жить в социуме. Но есть, я думаю, одна черта, может быть, не только одна, которой все-таки определяют специфику этого участия в социуме. Нельзя быть православным дома и перестать быть православным в студенческой аудитории. Нельзя быть православным в церкви и перестать быть православным на студенческой вечеринке.

Православие ― это не молитва, в лучшем случае, один раз в неделю в церкви. Это образ жизни и, в первую очередь, это система мотивации поступков. Человек, бессмысленно совершающий поступки, называется дураком. К сожалению, дурь эта не сразу видна. Иногда она видна тогда, когда люди поженились, и вдруг в совместной жизни выясняется, что один из них, к сожалению, не умеет мотивировать свои поступки. Для православного человека должно быть свойственно мотивировать свои поступки своими убеждениями. А это значит, что такой человек должен быть нравственным. Для него дружба должна быть дружбой, любовь должна быть любовью. Особенно это важно в то время, когда люди достигают возраста, достаточного для того, чтобы вступить в брак. От того, как формируются отношения между молодыми людьми, почувствовавшими влечение друг ко другу, любовь друг ко другу, во многом будет зависеть благополучие всей жизни. Здесь-то и должна быть христианская мотивация. От чего разрушаются наши брачные союзы? От того, что каждый на себя одеяло тащит, начинает жить своей жизнью. Союз брачный и любой другой союз, в том числе политический, сохраняются тогда, когда в этом союзе каждая из сторон готова что-то отдать для другого. Когда есть это желание отдать – не по принуждению, а по любви – вот тогда семья становится очень крепкой. Когда муж видит, что жена живет ради него, когда жена видит, что муж живет ради нее и детей, дети, видя эту красоту отношений, эту гармонию, начинают тоже стараться отдавать себя родителям. А как это важно, когда родители достигли преклонного возраста!

Можно продолжать и дальше, но я глубоко убежден, что быть православным человеком и уметь мотивировать своей верой поступки, в том числе очень важные поступки в жизни, это и значит быть современным православным человеком.

Источник: Патриархия.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама