ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Я – это я, а не то, как я выгляжу

Берл Лазар :: 01 октября 2009

В последней нашей беседе мы говорили о силе слова – силе, которую нельзя употреблять во зло. Нельзя, даже если это слово – правда или то, что кажется правдой говорящему. Злословие недопустимо и наказуемо.

Но сразу возникает вопрос: почему вообще человек проявляет интерес к злословию? Ведь Бог заложил в каждого из нас естественную склонность к добру – зачем же говорить то, что может принести зло? И зачем прислушиваться к злым словам? К сожалению, ответ прост: когда мы говорим или слушаем речи о недостатках другого человека, у нас возникает представление, что этот человек хуже нас. А мы, соответственно, лучше. Не то чтобы мы действительно стали лучше, изменились в лучшую сторону – но мы получили "доказательство" того, что другой человек хуже.

А если человек нуждается в такого рода "доказательствах", это означает только одно: у него нет уверенности в себе. Сам он вовсе не убежден, что он хорош. Практический опыт общения с ближними однозначно доказывает, что человек, уверенный в себе, не будет говорить о других плохо: он просто не нуждается в том, чтобы самоутверждаться за чужой счет.

Проблема в том, что неуверенность в себе стала одной из наиболее распространенных болезней современной цивилизации. Люди платят уйму денег психологам, психоаналитикам, психиатрам, чтобы получить ответ на вопрос кто они на самом деле. Сами они, следовательно, на этот вопрос ответить не могут. В Интернете огромным успехом пользуются сайты общения – всевозможные "Одноклассники", "В контакте": мы постоянно получаем сообщения по электронной почте, приглашающие в разные сообщества, есть даже соревнование – у кого контактов больше. Каждый пишет о себе, помещает свои фотографии на сайте, старается превратить себя в информационный ресурс, самоутвердиться...

На первый взгляд что плохого в общении? Но общение через Интернет, особенно знакомство через Интернет, имеет целью создать имидж – иными словами, убедить других, что я такой, каким себя позиционирую. Самоутвердиться в чужих глазах. А какой я есть на самом деле – либо я это пытаюсь скрыть, либо просто не знаю.

Есть хасидская притча о человеке с жаждой самоутверждения. Один еврей пришел к своему раввину и жалуется: "Ребе, в синагоге все меня толкают, все на меня, как говорится, наезжают. Повлияйте как-нибудь на людей!" А ребе ему говорит: "Проблема не в них, а в тебе самом. Ты приходишь в синагогу, встреваешь во все разговоры, пытаешься всегда быть у всех на глазах Ты находишься везде и не оставляешь места для остальных: каждый, кто хочет занять свое место, вынужден просто тебя оттолкнуть!"

Жажда самоутверждения, приобретения имиджа отчасти вызвана ложным представлением: в наш век массовых коммуникаций, когда можно по телевизору увидеть людей на другом конце планеты в режиме он-лайн, невольно возникает мысль, что и сам ты открыт для чужих взглядов. Все на тебя смотрят, и, следовательно, самое ужасное – это быть "недостаточно интересным" для окружающих. На самом деле человек интересен для окружающих ровно настолько, насколько сами они для него интересны – но стартовые условия уже заданы. И вот люди вертятся перед зеркалом больше времени, чем читают, вот они делают эпиляции и подтяжки, сглаживают морщины, тратят уйму денег, чтобы "выглядеть"... Зачем? Уж никак не для человеческого общения: друзей мы выбираем не по морщинам.

И вот тут как раз скрывается вторая причина "имиджевой мании": приоритеты потребительского общества. Потребитель должен потреблять, а поскольку реальные потребности человека в материальной сфере ограничены, его убеждают в насущной необходимости обладания ненужными вещами. Это, видите ли, улучшает имидж: каждый год новая машина, новая электроника, новая внешность... Недаром говорится, что человеку "никогда не бывает достаточно того, что ему не нужно".

Культ имиджа поддерживает мощная индустрия рекламного бизнеса, телевидение, глянцевые журналы и великая армия "визажистов" и "имиджмейкеров". Все они стараются подавить уверенность человека в себе – и одновременно сделать его поведение демонстративным, вызывающим, нескромным. Ведь только человек, твердо знающий, кто он и что он, уверенный в себе, может быть скромным. Это кажется парадоксом – обычно мы считаем уверенность в себе и скромность противоположными понятиями. На самом деле противоположны друг другу скромность и самоуверенность – а это вовсе не то же, что уверенность в себе. Самоуверенность – это "уверенность напоказ": главное, чтобы другие думали, что у меня все в порядке. Это "имидж уверенности" у человека, оценивающего себя все более и более низко. У человека, все менее и менее счастливого и потому постоянно нуждающегося в том, чтобы самоутвердиться за чужой счет.

Наверное, только верующий человек гарантирован от попадания в этот порочный круг. Верующий знает, что открыт перед Богом, и никакой имидж тут не поможет. Поэтому вера в Бога придает скромность, а со скромностью приходит уверенность в себе. Скромность верующего – это не низкая самооценка ("я – никто"), а самооценка реальная: "я – это я". Кто я есть – это не другим определять. Я – другой, не такой, как они; они – не такие, как я. Бог ставит для меня задачи и обеспечивает возможностями, чтобы эти задачи решать. Просто я должен использовать дарованный мне потенциал по максимуму.

Знаменитый цадик реб Мендл из Коцка говорил: "Если я есть я, потому что я не ты, а ты есть ты, потому что ты не я – значит, я не я и ты не ты". Эта фраза звучит парадоксом, но на самом деле в ней скрыта великая мудрость. Если "я" – это только "не ты", то есть то, что меня противопоставляет другим, – тогда у меня нет никакой самостоятельной ценности! Ценность человеку придает не то, чем он выделяется, а то, чем он является. То, каким его создал Бог.

Такой подход снимает весь комплекс проблем, связанных с потребностью в самоутверждении. Мы утверждаем себя в этой жизни, хорошо выполняя Закон и заповеди, – утверждаем перед Богом, а не перед сообществом "имиджмейкеров".

Источник: Журнал Лехаим

См. также
Берл Лазар
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама