В знаменитом Крутицком подворье после долгого перерыва возобновились реставрационные работы. Мастерам удалось обновить роспись на стенах Успенского собора, а также отреставрировать один из изразцов, которыми украшен Крутицкий терем. Полное восстановление фасада займёт не менее шести лет.
Как будто застывшее в далеком прошлом, Крутицкое подворье сегодня магнитом притягивает художников, фотографов, кинорежиссёров. Потому что на фоне иных московских разрушений удивительно даже: XVII век, подлинный, нетронутый сохранился. Малый Успенский собор, Митрополичьи палаты, церковь Воскресения, теремок над Святыми воротами архитектурные жемчужины, некогда составлявшие центр Крутицкой епархии.
"Крутицкая епархия была равна Франции по размерам, и отсюда велось управление епархией. Когда Екатерина II произвела секуляризацию земель, и многие монастыри были превращены в обычные приходские храмы, была упразднена и Крутицкая епархия", рассказывает настоятель Крутицкого патриаршего подворья протоиерей Сергей Шастин.
На фоне скромных красно-каменных стен о былом величии лучше всего напоминает Крутицкий теремок. Его украшают уникальные многоцветные изразцы. Всего 1170 и только один переливается на солнце яркими красками. Совсем недавно его расчистили и отреставрировали методом холодных глазурей это значит, никуда изразец не перемещая. Тут же посчитали, что на восстановление всего фасада потребуется лет 6, не меньше. Но в масштабах долгой реставрационной истории подворья это, в общем-то, не срок. В 1947-м сюда пришёл академик Пётр Дмитриевич Барановский и буквально спас памятники их едва не разрушили военные, превратившие храмы и палаты в казармы. Барановский работал на Крутицах 30 лет.
"Когда-то этот комплекс задумывался Петром Дмитриевичем Барановским как пособие для реставраторов, на котором всё видно все следы реставрационных работ. Мы можем видеть по цвету кирпича, по его состоянию, какая кладка подлинная, а какая сделана позже", объясняет главный архитектор проекта института "Спецпроектреставрация" Нина Быковская.
Нина Быковская была ученицей Барановского, впервые на Крутицком подворье оказалась в 1972-м. Теперь сама руководит реставрационными работами. Они, наконец, возобновились, после долгого перерыва. И когда она говорит про пособие по реставрации, то подразумевает придел Сергия Радонежского. Здесь отчётливо видно, где кирпичи XVII века, где штукатурка XIX-го, а где кладка ХХ столетия. Это Барановский восстанавливал средневековые формы придела.
"Поначалу центральное окно было превращено в портал, потому что формы портала тоже древние", подчёркивает Нина Быковская.
Крутицкое подворье сейчас делят Русская православная церковь и Государственный исторический музей. И реставрацией занимаются вместе. Бюджетные средства пополняют пожертвования прихожан научные работы стоят очень дорого. Но они того стоят. Росписи на стенах Успенского собора раскрывали в течение двух с половиной лет.
"Мы стали размывать, сняли побелку, под побелкой шпаклёвка, её почистили и вот фигуру Христа отреставрировали и оставили, чтобы можно было понять, какая работа была проведена", рассказывает протоиерей Сергей Шастин.
Эту фреску, которая, в лучших традициях Барановского тоже пособие по реставрации настоятель решил оставить так, до конца не восстанавливая. Ведь в ней вся жизнь собора, долгая и сложная. Но всё равно очень счастливая, потому что Крутицкому подворью повезло оказаться в руках не равнодушных к истории людей.
Источник: Вести