На этой неделе закончился визит Святейшего патриарха Кирилла в Белоруссию, начатый в прошлую пятницу. Минск Полоцк Витебск молитвы, службы, поклонение святыням, многочисленные встречи, начиная от Президента страны и кончая студентами. Наш корреспондент рассказывает незамеченные подробности визита.
Поездка журналистов с Патриархом по жанру напоминает жизнь удава из мультфильма "38 попугаев": голова уже в гостях, а хвост еще только подтягивается. Причем журналисты как раз в роли последнего. То до тебя долетает окончание речи, начало которой очень бы хотелось услышать. То ты, заранее доставленный на место встречи в компании самого экзарха и 8 тысяч благодушно настроенных минчан, часа два ждешь Патриарха, которого задерживает на встрече Президент страны.
Особенно нелегко сопровождать Патриарха православно верующим журналистам потому что купить свечу, подать записку на Сорокоуст и поклониться мощам любимейшей святой, попасть на исповедь и причаститься можно только чудом. Сценарий Патриаршего визита так деловито плотен, что много рассказывающие о своих нечеловеческих по длине рабочих днях крупные и некрупные бизнесмены просто отдыхают. Благословить, освятить, выступить, отслужить, сказать проповедь... Бросается в глаза очень хорошая интеллектуальная и физическая форма Первосвятителя, его кажущаяся бесконечной публицистическая и риторическая энергия.
Патриарх ни на секунду не расслабляется, хотя визит совершается в наиболее союзнически настроенную к России страну. Здесь нет раздирания Церкви никаких политических сценариев по расколу, разделу, сливанию, присоединению к чужой церковной юрисдикции. Факультет теологии открыт в рамках Госуниверситета, Президент, приветствуя Патриарха, говорит, что он приехал на "нашу", а потом добавляет на "свою" землю.
Но речи Патриарха все равно ни разу не перешли в жанр благодушия. Он всякий раз искал проблемные точки точки возможного несогласия, не забывая о вопросах, ответ на которые мы как будто отложили (то ли для того, чтобы глубже подумать, то ли для того, чтобы пока забыть) о достижениях советского времени и либеральных ценностях, о памяти и верхоглядстве, о преступных режимах и человеческой чистоте.
Сама Белоруссия оставляет двойное чувство чистоты. Сначала это уже много раз назидательно указанная России чистота сплошь чем-то засеянных полей и выметенных улиц, а затем невероятная чистота человеческих лиц, будто смотришь хороший старый советский фильм. "Вы тут на случай чрезвычайных ситуаций"? уточняешь у не теряющих строй в толпе ожидающих Патриарха молодых курсантов с надписями на форме "МЧС". "Нет, мы тут для морально-нравственного воспитания", с легкой улыбкой, но без малейшей язвительности отвечают они.
Журналистский пул активно обсуждал комментарий протоиерея Владимира Вигилянского, который, имея репутацию человека образованного и свободолюбивого, сказал, что Белоруссия положительным образом иллюстрирует мысль Константина Леонтьева о том, что иногда обществу полезна "подмороженность" как спасение от разложения.
Приходит мысль о консервации положительного. Того, что попадает в зону риска, пояснил свою мысль отец Владимир. В Белоруссии заметно отсутствие некоторых экономических реформ и не так радикально поменялся политический стиль, но зато заморожены советские традиции и вместе с ними атмосфера чистоты дружба здесь по-прежнему дороже денег, и нет диктатуры денежного мешка. Разве это плохо? Хотя мне тут один ваш коллега-журналист уже возразил, что в Северной Корее тоже очень чисто...
Из выступления Патриарха Кирилла перед молодежью в концертном зале "Витебск":
Я хотел бы свое выступление начать цитатой из замечательного французского физика-классика и одновременно философа Блеза Паскаля. Он сказал замечательные слова: "Между нами и адом, между нами и небом только жизнь, самая хрупкая вещь на свете".
...Жизнь не только хрупкий сосуд, но и очень скоротечная временная система, быстро меняющаяся и быстро проходящая. Но как здесь ухватить смысл, как понять, что же главное?...Хорошо, если все гладко получается: хорошая семья, хорошее детство, хорошая учеба в школе, хорошее образование, удачный брак, хорошие дети, хорошие внуки, хорошая старость, хорошая пенсия. А если совсем не так? А статистика показывает, что совсем не так и к внешне благополучным людям себя может отнести лишь меньшинство...
Жизнь не является той лучезарной розовой картинкой, которая всегда рисуется в воображении молодого человека. Когда молодой человек вырастает в этих цветочных грезах, в этом розовом мире, а потом соприкасается с реальностью, которая может разрушить хрупкость жизни, тогда происходит жизненная катастрофа. Никто не может гарантировать благополучных внешних условий на протяжении всей человеческой жизни. Самая благополучная жизнь несет в себе некие драмы и, даже может, быть катастрофы. Но для того, чтобы жизнь была благополучной даже при сложных внешних обстоятельствах, для того, чтобы человек был счастливым, для того, чтобы он имел возможность пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь внутри себя. Я называю это внутренним человеком. Внутренний человек это наше самосознание. Это мы, это наша душа. Если этот внутренний человек правильным образом сформирован, даже внешне катастрофические условия жизни неспособны разрушить того, что человек называет счастьем.
Источник: Российская газета