ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Периодизация старообрядческой книжности XVIII в.

Е. Н. Царева :: 08 декабря 2006

На протяжении трех веков между представителями господствующей церкви и старообрядцами велась активная письменная полемика, приведшая к созданию уникальных памятников письменной культуры. Наиболее интеллектуально плодотворным в культурном и идеологическом аспекте можно считать XVIII в. Если в первые полвека после раскола создаются оригинальные литературно-художественные произведения ("Житие" протопопа Аввакума) и формируется собственно само понятие "старообрядческая книга", то в XVIII в. разрабатывается доктрина интеллектуального обоснования старообрядческого движения, его идеологического начала на основе создания новых оригинальных произведений старообрядческой книжной культуры. Кроме того, активно ведется полемика и с господствующей Церковью, и внутри старообрядчества. Образуются крупнейшие староверческие скиты и поселения: Выго-Лексинский, Ветский, Керженский, Рогожское кладбище и многие другие, ставшие идеологическими и духовными центрами старообрядческой книжности. Старообрядческие скиты исполняли роль древнерусских монастырей.

В конце XVII в. из-за обрушившихся гонений старообрядцы вынуждены были бежать из Москвы и других городов на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места. Именно в тот период возникают многочисленные старообрядческие поселения: в Нижегородской и Вологодской губерниях, на Урале и в Сибири, в Польше и во многих центральных областях. Наиболее прославились своей деятельностью следующие центры: Керженец, Стародубье, Ветка, Выг и Рогожское кладбище, сыгравшие огромную роль в собирании, сохранении и распространении книжной культуры Древней Руси.

В конце XVII – начале XVIII вв. происходит окончательное оформление старообрядческой идеологии, обоснование догматической и культовой практики. XVIII в. – знаменательный этап в истории старообрядчества. Весь период старообрядческой книжности XVII-XVIII вв. можно разделить следующим образом.

1. Время начало раскола – конец восьмедесятых-90-гг. XVII – 30-гг. XVIII вв. Отношение правительства, в частности, императора Петра I к старообрядчеству происходит на фоне реформирования страны, которая преобладала в политике того времени. С одной стороны, это стремление использовать старообрядческих поселенцев как хорошо организованную рабочую силу, с другой, – борьба с традиционной древнерусской культурой, что резко противопоставило староверов правительственным структурам. В этот период старообрядческая книга проходит путь эволюции от отдельных фрагментов эпистолярного творчества до создания сборников сложного состава. Это наиболее яркий и продуктивный период в старообрядческой книжной культуре, время аккумуляции, т.е. собирания и накопление древних памятников, спасенных во времена пренебрежения к книге древнепечатной и харатейной. Происходит приобретение и копирование книги, складываются старообрядческие библиотеки. Для периода характерно цитирование подлинных памятников древнерусской книжности, хранящихся в государственных и монастырских книгохранилищах. Эти выписки фиксировались старообрядцами в сборниках. На этом фундаменте основано все идеологическое, духовное и культурное старообрядческое мировоззрение. Важное событие этого периода – почти одновременное возникновение и расцвет двух крупнейших идеологических и культурных центров "староверия". С этими центрами: Выго-Лексинским в Поморье – главой "беспоповщины" и Ветко-Стародубским – "поповщины" и связано развитие и территориальное распространение старообрядческой книжной культуры в России, когда стали возникать староверческие поселения и в других районах. Древние города центральной России, прежде всего Москва, оставались фактически всегда важнейшим источником и центром перераспределения старообрядческой книги. Накопленный книжно-рукописный материал становился основой создания авторских сочинений. Данный период завершился созданием важнейшего в истории старообрядчества произведения "Поморских ответов", которые подвели итог, продемонстрировали уровень развития, достигнутый старообрядческой книжной культурой на данном этапе. Происходит анализ творчества первых старообрядческих писателей-идеологов: их эпистолярно-публицистической переписке и документально-архивным материалам. Выделяются беспоповское и поповские согласия. Данный период (1701 г.) был характерен началом старообрядческого книгопечатания.

2. 30-60 гг. XVIII в. Период ее функционализации, приспособления, отбора. Время многочисленных "выгонок" старообрядческих поселений, связанных с усложнением общественно-политической жизни России и отразившихся на творчестве писателей-старообрядцев. Многочисленные старообрядческие книгописные центры "разоряются", а их библиотеки конфискуются. Однако, несмотря на жестокие притеснения, старообрядческое движение распространяется практически по всей стране. В эти годы на первый план выдвигаются задачи догматико-полемического творчества, необходимого в условиях напряженной и все расширяющейся полемики не только с патриаршей церковью, но и между многочисленными направлениями внутри староверия. Широко распространяется новое, критическое отношение к древнему тексту, характерное в первый период только для самых образованных авторов. На первое место при отборе выступает функция, роль данной книги и текста. Особенностями периода стало развитие и фиксация в памятниках старообрядческой письменной культуры разных эсхатологических теорий и оживленная полемика между старообрядцами различных согласий. Из-за сложившихся экономических и политических предпосылок старообрядческая печатная книга почти не издается.

3. 70-90 гг. XVIII в. Протекает на фоне отношения правительства к расколу в "духе широкой терпимости и гуманности". Период эволюции старообрядческой книги от рукописных сборников сложного состава к печатным. Связан, прежде всего с благоприятными изменениями в общественно-политической жизни и возникновением внутри старообрядчества общественно-значимых капиталов, способствующих созданию собственных старообрядческих типографий. По мнению П.И. Мельникова, "становление и подъем промышленности, и торговли в России связаны в значительной степени с деятельностью староверов". Наличие крупного капитала в старообрядческой среде привело к концентрации памятников древнерусской литературы и складыванию крупных библиотек. Духовное руководство старообрядчества сосредотачивается в экономически зажиточных центрах. Строительство крупных старообрядческих храмовых центров, наподобие Рогожского и Преображенского, требовало соответственного книжного собрания, для отправления богослужебной практики и религиозного чтения. Все старообрядческое движение переживает крупное видоизменение, по мере того как исчезает острота религиозного брожения. Раздел по идеологическим и мировоззренческим причинам на согласия и толки фактически произошел. Старообрядческая книжная культура уже не испытывает столь крупных изменений, свойственным предыдущим периодам. Старообрядческое книгопечатание переживает период бурного расцвета. Доминирующая роль культурного и книгописного центра переходит к Москве, с которой не может состязаться ни экономически захиревший Выг, ни другие аналогичные центры. Именно в Москве были сосредоточены богатейшие купеческие Рогожское и Преображенское кладбища, основанные в 70-х гг. XVIII в. Москве. Она становится средоточием религиозно-культурной жизни московских староверов беспоповского и поповского согласий. Здесь собирается уникальная библиотека "дониконовских" рукописных и печатных книг, идет переписка и комплектация старообрядческих сборников.

8-я международная научная конференция 24-25 апреля 2003 г.
"Библиотечное дело-2003. Гуманитарные и технологические аспекты развития"

По материалам источников: "Самарское Староверие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама