ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сеанс массового гипноза

Николай Романов :: 07 октября 2009

верю в чудеса.

Король (замахивается кинжалом): Что? Не веришь в чудеса? Возле самого трона человек, который не верит в чудеса? Да ты материалист!

Евгений Шварц. "Голый король".

В пьесе Шварца речь шла о ткани, которая "только дураку и видна". Так сообщили королю два плута, которые не соткали ткань, а наплели про её диковинное свойство. Король позарез нуждался в чудесах, в реальной жизни переживая кризис. Их величество нажали на придворных своим авторитетом, и они сделали вид, что поверили. Сложно спорить с тем, у кого на голове – корона, а в руке – кинжал.

Масштабы сказочного королевства оказались тесны ткачам. Вот ловкачи и переместились на Первый телеканал. Здесь они работают с масштабом, плетя небылицы для огромной аудитории. Приём остался тот же: мы вам рассказываем о чудесах, а кто не поверил – тот ясно кто. И многие согласились поверить.

Милей нам даже льстящий нам обман,

Чем истина любви без разделенья –

так написал поэт-петрашевец В.В. Толбин. Давно написал, а ничего не изменилось в людском сознании. ТВ удовлетворённо потирает антенны: дело сделано!

Первый канал выдал подряд серию документальных фильмов. О ленте про Порфирия Иванова и проповедь водных процедур с сектантским уклоном "ЛГ" уже писала. Но Первый вновь подбросил тему, показав фильмы "Я – Вольф Мессинг" и "Великий самозванец. Граф Вронский".

Названные телеработы объединяет одно: как те ткачи из сказки Шварца, герои сочиняют истории, предлагая поверить им на слово. Во всех фильмах присутствует множество рассказов "учеников" и родственников. Все они ссылаются опять же на рассказы самих героев, заведя утомительное шаманское камлание: "По словам самого Вронского..." и "Как рассказывал Мессинг...".

Содержание рассказов заставляет вспомнить другого сказочного героя – Гудвина, великого и ужасного – персонажа сказки "Волшебник Изумрудного города". В зависимости от фантазии своих поклонников он казался им морской девой, страшным зверем или огненным шаром. "Это только маски", – скажет Гудвин разочарованной девочке Элли.

– Разве вы не великий волшебник?

– Обо мне составилось мнение, что я великий волшебник.

– А на самом деле?

– На самом деле... увы, на самом деле я обыкновенный человек, дитя моё!

Реальные "гудвины" превратились в заложников собственной фантазии. Отсутствие официального признания на уровне Академии наук или хотя бы участкового инспектора Первый канал выдаёт за "великую тайну".

Никакой тайны нет, если вдуматься во фразу о Мессинге: "Долгие годы он был одинокой и яркой звездой на сером небосклоне нашей "правильной" жизни, где отсутствовало чудо". Вот и весь секрет: люди хотят чуда. Когда чуда нет, его придумывают те, кто решается свою жизнь сделать заложницей самотворного "феномена".

Желание клиента – закон для телеремесленника. В рекламном анонсе фильма о Мессинге очень толково разбросаны по тексту громкие имена: "Гитлер за его пророчества объявил на него охоту", "Его испытывал Сталин". То же и в анонсе фильма о "графе Вронском": "К его услугам прибегали такие известные люди, как Фёдор Шаляпин и Александр Алёхин, Марлен Дитрих и Грета Гарбо, Жорж Помпиду и Мао Цзэдун".

Тем же приёмом однажды воспользовался историк-фантазёр Виктор Суворов, в одной из своих "художественных" книг сделав Мессинга прототипом сверхсекретного личного советника Сталина. Магия громких имён из прошлого сработала безошибочно и в наши дни. Кто знает, как там было, в давние времена? Попробовал бы кто-нибудь сегодня заявить, что пользует методами биоэнергетики действующего президента или премьер-министра России! Приоткрою тайну: уже сегодня идёт борьба в рядах "паранормалов" за то, чтобы однажды, по прошествии времени, объявить себя "кремлёвским целителем и прорицателем". И пойдут анонсы новых телефильмов: "Он предсказал Вторую чеченскую...", "Она предупреждала о Саяно-Шушенской...", "Его аура отвела от президента свиной..." – и т.п. Была бы катастрофа – пифии найдутся. Потом, разумеется.

Нынешние пифии предпочитают отделываться от публики прогнозами на отдалённое будущее. Они следуют примеру Ходжи Насреддина, пообещавшего эмиру научить ишака говорить, кажется, лет за двадцать. Ходжа следовал простой логике: "За двадцать лет либо эмир помрёт, либо ишак сдохнет". Пророчества на ближайшее будущее – штука опасная и грозит потерей доверия уважаемой публики. Что сейчас поделывает П. Фельгенгауэр, напророчивший много чего относительно русско-грузинского пограничного инцидента?

Из героев трёх названных фильмов лишь один Порфирий Иванов вызывает сочувствие хотя бы тем, что не сочинял небылиц о личных встречах со Сталиным и Гитлером. И честно сообщал, что его не пустили в Кремль, как он туда ни рвался. А мог бы по простоте душевной поведать, как окатывал Сталина из ведра ледяной водой во дворе Кремля, рядом с Царь-пушкой, а сеансы прервал только потому, что у вождя народов трубка погасла...

Едва ли сильные мира сего вообще догадывались о существовании Мессинга и "графа Вронского". Одно дело – развлекать публику сочинениями на тему "Как я предсказал войну". Другое дело – заниматься войной.

Сказочный Гудвин нашёл в себе силы признаться: "Нелёгкое занятие – морочить головы людям... Если мои превращения не всегда бывали удачны, страх посетителей не давал им заметить недостатки".

Нет страха у зрителей фильмов на Первом. Но толику благоговейного ужаса обеспечивает модный кинематографический жанр, именуемый "докудрама" – игровая картина на документальной основе и с документальными фрагментами. То ли полудокументальная, то ли недоигровая лента, в которой присутствие хроники обеспечивает антураж подлинности.

Действительно, здесь без этого приёма не обойтись. В природе не существует ни фильмов, ни фотографий, где Мессинг и "граф Вронский" были бы изображены вместе со Сталиным или хотя бы с Берией. Что уж говорить о коллективном фото с Гитлером! Но в игровых кадрах удалось совместить героев фильмов и исторических персонажей.

Кстати: следующим шагом должно стать создание полнометражного худфильма, чтобы окончательно убедить публику. Так оно и есть: уже снят сериал о Мессинге и вот-вот выйдет на телеэкран.

Что дальше? Памятник на площади? Кто знает...

Помимо громких имён в фильмах использован стандартный набор приёмов по одурачиванию почтеннейшей публики. Вступление к фильму о "графе Вронском" напускает туману: "Много загадок и противоречий в его фигуре", "Одна – из самых больших загадок прошлого века" – и пр. Нам не предлагают обоснование того, почему "граф" удостоился чести попасть на главный телеканал страны, если не считать обоснованием рассказы "графа" о самом себе.

Поневоле придёшь к выводу, что подлинно великий самозванец – это Григорий Отрепьев. Вот уж кто действительно оставил след в истории!

Самая большая загадка прошлого века – не "граф Вронский", а то, как мы в России дошли до жизни такой, что надеемся не на собственные руки и голову, а на чудо. А также на Шамбалу, пирамиды Кольского полуострова и круги Аркаима...

Фильмы эти – даже не докудрама, а псевдодокументальное кино, на манер российской кинокартины "Первые на Луне". Там тоже полно документальных кадров, подыгрывающих актёрам. Но если "Первые на Луне" сняты как бы понарошку, то фильм о Мессинге претендует на полную "взаправду". Иллюзия реальности, созданная кинохроникой, переплетается с мастерством реального иллюзиониста Мессинга. Хотите плакать – смотрите как мелодраму. Хотите смеяться – наслаждайтесь как пародией.

Первооткрывателем жанра псевдодокументалистики – сам того не желая – стал Сергей Эйзенштейн. Кадры "штурма Зимнего дворца" из легендарного "Октября" многие зрители и сейчас считают документальными. Срабатывает эффект привыкания: кто-то сказал, что страус от страха зарывает голову в песок, – и в это поверили. Так рождается и живёт "устоявшийся миф".

Используя творческий метод фильмов Первого канала, сошлюсь на рассказ моего деда. Он присутствовал на выступлении Мессинга в клубе железнодорожников. По словам старшего родственника, "в зале царила атмосфера лёгкого обмана". Зрители понимали, что их дурят, но дурят профессионально. Ни о чём сверхъестественном и речи не было. Поэтому в своём рассказе о выступлении Мессинга дед несколько раз использовал старорежимное выражение "эстрадный концерт".

Наивному зрителю фильмы эти способны внушить надежду на то, что где-то живут люди, которые предсказывают войны и исцеляют неисцелимых, но зловредные власти чинят препятствия их доброму делу, и оттого несть числа страданиям народа. Песня не новая, но в современной технической аранжировке и с текстом, рифмующим астрологию и "биорадиологию". Критика, ясен день, в фильме не допускается. Научный подход к россказням героев фильмов выглядит в глазах их поклонников дремучей ересью. Закадровый вопрос в ленте о Вронском – "Но почему в его слова верят профессионалы?" – звучит риторически: мнение независимых профессионалов в фильме не прозвучало.

У меня нет желания разоблачить фокусы. Это сделано до меня. Но хочется понять причины популяризации мифов.

Возможно, мы имеем дело с кампанией в пользу учреждения секции "биорадиологии" в Академии наук. В частном разговоре один такой "биорадист" жаловался: почему РПЦ будет раздавать госдипломы по богословию, а "радиологам", которые "ближе к науке", этого не позволили? Постановка вопроса сама по себе любопытна.

А может быть, дело в том, что в трудные времена всегда большой спрос на пророков? Папюс перед Первой мировой войной, Эрик Ян Хануссен перед Второй мировой, а после неё – богатые индийские гуру и старушка Ванга.

Фильмы прямо намекают властям, что не грех прислушиваться к мнению "паранормальных" представителей человечества. Не прислушались вот к сообщению "графа Вронского" о точной дате начала войны, и что вышло...

Это называется телекиноз – сеанс массового гипноза, устроенный нам Первым каналом. Если это только ради рекламы (количество которой во время показа фильмов ошарашивало), тогда можно посочувствовать бедствующему "Останкино".

Совет Первому каналу: чем снимать ерунду, сделали бы серию фильмов о настоящих профессионалах: "Один день учителя (прораба, врача, работника аварийной службы горводопровода)". Последним в отличие от мифических подвигов Мессинга и "графа Вронского" приходится ежедневно демонстрировать паранормальные способности для поддержания в порядке системы городского водоснабжения.

В пьесе Шварца первый министр короля, уличённый в материализме, оправдывается: "Я хотел сказать: я не верю в чудеса, говорит безумец в сердце своём. Это безумец не верит, а мы только чудом и держимся!"

Верить в чудо проще, чем совершать его. Слава тем, кто не только верит, но и делает!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама