Пить или не пить? Для России это, конечно, не вопрос. Вопрос в том, как наилучшим образом отрегулировать и четко контролировать гигантский оборот алкогольной продукции. Так, чтобы продаваемая водка отвечала высоким стандартам качества, а немалая и легко извлекаемая сверхприбыль от нее шла в нынешние трудные времена в государственный, а не частный карман. Так, как это было в царской России и в Советском Союзе. В современной же России объем розничной продажи водки на 80% превышает подтвержденный объем поставок этилового спирта производителями.
Ныне действующая система госрегулирования алкогольной отрасли не обеспечивает контроль государства
Производство легального алкоголя с конца прошлого кризисного года быстро сокращается. Падает и спрос: по данным Росстата, с января по апрель текущего года популярность легального алкоголя снизилась почти на 20%. Несложно предположить, что сбыт "паленой" водки при таких обстоятельствах будет нарастать, если государство не примет кардинальных мер. Только от потери акцизов страна уже не досчитывается десятков миллиардов рублей и буквально тонет в море некачественного контрафакта со всеми вытекающими для здоровья пьющих граждан последствиями.
Свой вариант восстановления традиционных государственных позиций в этом некогда важнейшем сегменте экономики предложила "Справедливая Россия". Недавно ее лидер, председатель Совета Федерации Сергей Миронов направил на отзыв в правительство законопроект о введении монополии на производство и оборот этилового спирта. Документ исходит из ст. 4 Закона "О государственном регулировании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой госмонополия в этой сфере может вводиться отдельным федеральным законом. По замыслу разработчиков, госмонополия может быть введена уже с 1 января 2011 года. Производить и поставлять этиловый спирт, согласно законопроекту, смогут только организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации составляет более 50%. Правительство должно будет четко зафиксировать их перечень. Все остальные участники рынка алкоголя смогут только закупать спирт и хранить его в целях производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как считает Сергей Миронов, ныне действующая система госрегулирования алкогольной отрасли не обеспечивает контроль государства. Лидер "эсеров" обеспокоен не только "выпадением доходов" из государственного кармана, но и социальными последствиями бесконтрольного оборота этилового спирта. "В стране как минимум 5 млн. хронических алкоголиков... Ежегодно 40 тыс. наших сограждан умирают от алкогольной интоксикации", – подчеркнул он, назвав массовую алкоголизацию одной из главных причин "ужасающего демографического кризиса". Восстановление твердого госконтроля в алкогольной отрасли привлечет дополнительные средства в бюджет, которые, по мнению Миронова, должны быть целевым образом направлены на проекты оздоровления граждан России.
Чему в этом вопросе учит история? Наиболее последовательные усилия властей установить водочную монополию имели место на рубеже XIX и XX веков. Госмонополия по-царски реализовывалась не как одноразовый указ, а как поэтапная реформа. На протяжении целых восьми лет (с 1894 по 1902 г.) Россия последовательно реформировалась – вначале обе столицы, затем периферия и окраины. И лишь с 1902 года имперская водочная монополия воцарилась повсеместно.
Производство легального алкоголя с конца прошлого кризисного года быстро сокращается
Конец XX и начало XXI веков можно охарактеризовать как период разброда и шатаний в этом вопросе. В 1992 году указом президента Ельцина была отменена государственная монополия на алкоголь (на производство, ввоз, продажу, цены). Но уже в следующем году новый ельцинский указ восстановил монополию на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству РФ было поручено сформировать соответствующую Государственную инспекцию по ее обеспечению. Но на рынке уже вовсю действовали независимые и к тому же по многим признакам криминальные производители. Проконтролировать их деятельность оказалось для коррумпированных чиновников неподъемной задачей. Упомянутая Госинспекция, ставшая затем федеральной службой, потом госкомитетом, в 1998 году была упразднена за очевидной бесполезностью.
В постсоветской истории общественная дискуссия по алкогольной теме шла постоянно, находя отражение и в партийных платформах, но закон о госмонополии так и не был принят. В начале 2005 года министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил создать государственную акционерную компанию, которая на монопольных основаниях закупала бы спирт у производителей и перепродавала потребителям. Идея эта не получила поддержки.
К середине 2006 года безрезультатные споры о введении госмонополии обострились. Спикер Госдумы Борис Грызлов предложил в октябре 2006 года ввести некую "супермонополию" – не только на оборот спирта, но и на алкогольную розницу. В конце 2007 года в Госдуму был внесен законопроект о создании госмонополий на алкоголь в регионах, разрешающий местным властям создавать компании с исключительным правом продажи алкогольной продукции. Законопроект не был принят.
В апреле 2008 года Госдума отклонила законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", мотивировав это тем, что его нормы ударят по рядовым гражданам.
Непросто складывается судьба плохо продуманной и еще хуже отлаженной ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы по контролю за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). В Федеральной налоговой службе вообще считают, что ЕГАИС принципиально не способна решать задачи контроля и может служить лишь информационно-аналитическим инструментом. ФНС еще в 2007 году предлагала передать на уровень региональных властей весь контроль в этой сфере, отменив разрешительно-запретительные функции ЕГАИС. Целесообразность такого шага объяснялась и тем, что акцизы на алкогольную продукцию полностью направляются в бюджеты субъектов РФ. В ФНС предлагают ввести обязательство платить акциз (по единой ставке) не после реализации продукции, а перед, перенеся уплату акциза на производителей спирта.
Только от потери акцизов страна уже не досчитывается десятков миллиардов рублей
В сентябре 2009 года правительство представило президенту Дмитрию Медведеву доклад по оптимизации работы ЕГАИС. Доклад свидетельствует о том, что государство готово не только вернуться к прежним принципам работы ЕГАИС, распространявшимся на оптовое звено, но и включить в нее розничную продажу алкоголя. Возникают, однако, большие сомнения: если ЕГАИС так и не справилась с оптом и вызвала жесткую критику налоговиков, как же она "оприходует" розницу с десятками тысяч хозяйствующих субъектов? После трех лет попыток внедрения ЕГАИС Медведев признал, что система не работает.
В этом плане представляется более реалистичным упомянутый законопроект "Справедливой России", поскольку он предлагает сосредоточиться на основном звене проблемы – производстве и поставке этилового спирта. Четкие и ясные нормы закона, предлагаемого "эсерами", вполне реализуемы силами новой Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Именно она консолидировала весь контроль за рынком, который ранее был раздроблен по разным ведомствам (Минсельхоз, Минфин, ФНС, Федеральная служба по тарифам). Силами этой службы государство и намерено максимально легализовать сверхприбыльный алкогольный рынок.
Помимо всего прочего Росалкогольрегулирование самостоятельно определяет минимальные цены на водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, российскую и импортную, и минимальные цены на этиловый спирт. Суть этой меры в том, чтобы установить цену водки, меньше которой продукция стоить не должна. Цена ниже официального минимума сразу укажет на нелегальное производство. Внедрение многострадальной ЕГАИС также вошло в компетенцию службы, которая по широте функций и полномочий фактически является еще одним министерством. Важно, чтобы этот единый регулятор одного из самых специфических рынков функционировал на базе четких, легко трактуемых и реализуемых на практике законов. Вооруженное ими Росалкогольрегулирование должно выработать и предложить обществу разумную государственную политику в сфере алкоголя.
Источник: Новая политика