Конференция "Богословское наследие митрополита Никодима", приуроченная к 80-летию со дня рождения этого выдающегося иерарха РПЦ, проходит сегодня в Санкт-Петербурге, в Синем зале митрополии.
Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в Рязанской области. В 1947 году, в возрасте 18-ти лет, принял монашеский постриг из рук архиепископа Ярославского Димитрия (Градусова), а вскоре был рукоположен тем же архиереем в священный сан. Служил иеромонахом на приходах Ярославской епархии, в 1955 заочно окончил Ленингадскую духовную академию.
С 1956 по 1959 – начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1957 возведен в сан архимандрита, в 1960 возглавил Отдел внешних церковных сношений и был хиротонисан во епископа Подольского. Позже занимал Ярославскую и Минскую кафедры, а в 1963 был назначен в Ленинград и возведен в сан митрополита.
С 1963 возглавлял комиссию Священного Синода по вопросам христианского единства, с 1974 также нес служение Патриаршего экзарха Западной Европы. В 1975 был избран президентом Всемирного совета Церквей.
5 сентября 1978 года выдающийся иерарх скончался от седьмого инфаркта в Ватикане, прямо на приеме у новоизбранного Папы Римского Иоанна Павла I.
Вступительное слово в начале конференции произнес митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Он отметил, что по поводу роли митрополита Никодима в истории Церкви до сих пор бытуют "различные суждения", однако те, кого взрастил покойный иерарх, сохранили его в своей памяти как истинного человека Церкви.
Владыка Никодим, возможно, чувствовал, что его жизнь оборвется рано (он немного не дожил до своего 49-летия) и поэтому уделял огромное внимание воспитанию нового поколения архиереев, продолжил митрополит Владимир. Знаменательно, что два Патриарха РПЦ – Алексий II и ныне здравствующий Кирилл – стали архиереями благодаря усилиям митрополита Никодима.
Затем был показан документальный фильм "Служение" о митрополите Никодиме. Основной акцент авторы фильма поставили на той огромной роли, которую сыграл иерарх в спасении Русской Церкви в годы хрущевских гонений. Интереснейшим свидетельством о степени влиянии иерарха стал отрывок из докладной записки председателя Совета по делам религий Владимира Куроедова, который признавался, что он ничего не может добиться в области антирелигиозной работы, когда появлялся Никодим: люди шли в храмы тысячами. В картину включены как уникальные кадры, запечатлевшие митрополита Никодима, так и воспоминания о нем его ученика Патриарха Кирилла.
После просмотра фильма слово взял Патриарх Кирилл. Он признался, что картина глубоко тронула его, отметив, однако, и ее недостаток – "искажение до неузнаваемости" голоса митрополита Никодима, что обусловлено несовершенством звукозаписывающей аппаратуры 60-70-х годов.
Далее предстоятель РПЦ остановился на некоторых моментах, которые, по его словам, особенно важны для понимания личности митрополита Никодима.
Человек – социальное существо, отметил Патриарх, и среда в огромной степени детерминирует его поведение. Жить в согласии со средой, плыть по течению – легко и комфортно, и лишь немногие пытаются сопротивляться этому потоку.
К 60-м годам, когда владыка Никодим вышел на свое служение, церковно-государственные отношения в СССР казались полностью налаженными: никакой автономии со стороны Церкви не было, и большинство церковных людей приняли эту ситуацию. Они благодарили Бога, что прекратились кровавые гонения на веру и смирялись с закрытием храмов.
Патриарх рассказал, что когда он решил поступать в семинарию, один благочестивый ленинградский священник, друг его отца, стал его отговаривать, выдвигая такой аргумент: Церковь в Советском Союзе будет полностью уничтожена в ближайшее время.
Именно в этот момент и появился митрополит Никодим, который стал защищать Церковь, "находясь внутри потока". Патриарх Кирилл рассказал, что еще будучи молодым иеромонахом, Никодим начал активный диалог с представителями властей, убеждая их, что он такой же советский человек, как и они: он родился в советское время, не имел родственников за границей, не был связан с представителями эксплуататорских классов, и т.д. Главной целью иеромонаха, а затем и митрополита Никодима было убедить власть предержащих, что он им не враг. Но при этом он стал первым человеком, который "разрушал систему изнутри". В результате его деятельности богоборческая власть стала изменять свое отношение к Церкви. Если в начале 60-х предполагалось естественное умирание РПЦ к этому времени епископат насчитывал порядка трех десятков архиереев, большинство которых были в преклонном возрасте то трудами митрополита Никодима удалось добиться разрешения на хиротонии молодых, полных энергии архиереев.
Среди служителей Церкви, которые никогда бы не стали архиереями без усилий митрополита Никодима, Патриарх Кирилл назвал, в частности, покойных Патриарха Алексия II и митрополита Ленинградского Антония (Мельникова).
Одной из важнейших черт своего учителя Патриарх Кирилл назвал максимализм. При этом у него было удивительное свойство: митрополит практически не знал усталости, и поэтому работать с ним было очень трудно. Если после 3-4-х бессонных ночей молодые помощники Никодима буквально валились с ног от усталости, то сам митрополит выглядел бодро и весело. Чувство усталости, отметил далее Патриарх, подает организму сигнал о необходимости отдохнуть. А отсутствие этого чувства у митрополита Никодима и привело в итоге к ряду инфарктов и ранней смерти.
Хотя не все представители духовенства принимали митрополита (многим он попросту мешал спокойно жить), большинство епископата РПЦ считало его "реальным лидером нашей Церкви", подчеркнул Патриарх Кирилл.
Пламенное и жертвенное служение митрополита Никодима дает все основания считать его настоящим исповедником, убежден Патриарх.
После выступления Патриарха слово взял другой близкий ученик Никодима – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Архиерей посвятил свое краткое слово пастырской деятельности своего наставника. Он рассказал, что еще в юные годы, до поступления в семинарию он получил от духовного отца "прививку от атеизма, от отступничества и от теплохладности". И благодаря этой прививке он смог не потерять ориентиры и сохранить верность Церкви в тяжелые времена – когда, например, даже "один из преподавателей в рясе" (протоиерей Александр Осипов редакция) публично отрекся от веры.
На конференции также прозвучали доклады доцента СПБГУ Ольги Церпицкой "Митрополит Никодим и Русская Духовная миссия в Иерусалиме", профессора РАГС Ольги Васильевой "Магистерское сочинение митрополита Никодима "Иоанн XXIII, Папа Римский"", клирика Новгородской епархии протоиерея Александра Ранне "Богословское и нравственное основания открытого диалога с миром по материалом докторской диссертации митрополита Никодима". Была презентована книга екатеринбургского историка Игоря Выдрина "Митрополит Никодим".
Источник: Благовест-инфо