ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Другая наша вера. Никита Михалков – о "Золотом минбаре" и мусульманском кино

Ирина Корнеева :: 13 октября 2009

В Казани прошел V международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар".

Вновь прибывшее в отечественный кинематограф поколение российских молодых режиссеров, возводящих в культ депрессивные настроения там, где их и подавно быть не должно, на него стоило бы отправлять как на мастер-класс – посмотреть, как даже в самых безвыходных ситуациях глаза киногероев могут светиться от счастья и излучать надежду. И поучиться, как можно снимать захватывающее кино без убийств, гор трупов, расчлененки, мата, мордобоя, наркотических кошмаров, пьяных дебошей и пустых мутных взоров, упорно выдаваемых за взгляд подрастающего поколения на современную жизнь.

Ведь требования, которым должно отвечать мусульманское кино вообще и попавшее на "Золотой минбар" в частности, очень жесткие: в фильмах не может быть показано насилие, они должны призывать к добру и гуманным ценностям. Их должно быть не стыдно смотреть с детьми, не страшно с женами и удобно с родственниками в кругу семьи, потому что в них нет пошлости и ужасов, и в них всегда побеждает правда. Они должны прославлять мир и согласие. В общем, они еще много чего должны, чтобы действительно служить высоким идеалам.

И применительно к мусульманским картинам все вышеперечисленное отнюдь не становится общими фразами. Даже если объектом художественного исследования выбирается арабо-израильский конфликт, всю проблематичность которого показывают через историю любви еврейской девушки и палестинского террориста-смертника (sic!), получившего задание взорвать себя в людном месте, чтобы вернуть доброе имя своему отцу. Как в израильско-германской картине "Для моего отца" Дрора Захави, вызвавшей самые продолжительные дискуссии на фестивале. Или даже если рассказывается о трагической судьбе потерявшего ногу маленького мальчика из Кабула, вся вина которого заключалась только в том, что ребенок, не послушав маму, пускал воздушного змея и побежал за игрушкой в горы, где взорвался на мине. Как в документальном польском фильме Беаты Дзянович, получившем приз за лучшую режиссерскую работу в неигровом кино и спецприз президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева "За гуманизм в киноискусстве". Или как в признанном лучшим на "Золотом минбаре" и получившем Гран-при российском фильме Веры Глаголевой "Одна война" (к мусульманскому кино формально не имеющему никакого отношения, но отвечающему всем его требованиям) – о судьбе женщин, оказавшихся в Великую Отечественную войну на оккупированных территориях и родивших от немцев детей.

"Цель нашего кинофестиваля – не только показать образ мусульманина и дать более широкое представление об исламской культуре, – поясняла заместитель премьер-министра и министр культуры Татарстана Зиля Валеева. – Нам не чужды те фильмы, которые совпадают по осмыслению гуманитарных проблем, нам они важны и для самопознания самих мусульман и прежде всего для того, чтобы научиться жить в мире с другими.

В этой связи как фильм Веры Глаголевой, так и картины других режиссеров немусульманских стран, показанные на фестивале, вполне оправданны. Ведь наш девиз – через диалог культур к культуре диалога. В мире так много проблем, и мы действительно хотели, чтобы благодаря взаимодействию деятелей культуры мы нарабатывали практику взаимопонимания и культуру диалога. Ведь конечная цель фестиваля – научиться понимать друг друга и найти то, что объединяет, а не то своеобразие, которое разводит".

Уроки толерантности казанского фестиваля можно будет получить и в Москве – фильмы-призеры "Золотого минбара" в октябре будут показаны в кинотеатре "Художественный". Вот их названия: "Свет в тумане" (Иран) – лучшая режиссура Панахбархода Резаи, лучшая операторская работа Али Мохаммада Гасеми и лучшая женская роль Париваши Назаривехи; "Одна война" (Россия) – Гран-при; "Орлы" (Россия) – лучшая мужская роль в исполнении актерского ансамбля Азгара Шакирова, Рината Тазатдинова и Равиля Шарафиева. "Снег" (Босния и Герцеговина, Иран) – лучший сценарий игрового кино Аиды Бегич и Ноэми де Лаппарен; "Другая планета" (Венгрия, Бельгия, Финляндия) – лучший неигровой фильм Ференса Молдований; "Воздушный змей" (Польша) – лучшая режиссерская работа Беаты Дзянович в документальном кино и спецприз президента Татарстана.

Почетным гостем V фестиваля "Золотой минбар" стал Никита Михалков, который за один день своего пребывания в Казани провел "круглый стол" "Кинематография России в единстве и многообразии национальных культур" и успел рассказать журналистам о своем восприятии исламской культуры:

– Понимаете, какая вещь... Огромная-огромная страна, в которой живет очень много разных народов. И на сегодняшний день мы, к сожалению, не имеем возможности, а порой и интереса к тому, чтобы по-настоящему понять и ощутить, кто же живет рядом с нами. А речь ведь идет об историческом достоинстве или о таком понятии, как воля жить, – и одно и другое вытекает из возможности и желания взглянуть внутрь своей корневой системы, внутрь себя, своей культуры, своего пейзажа. Как у меня решился вопрос с понятием мусульманской жизни и ислама? Поучительная была история. Для меня мечеть, минарет всегда были связаны с образом "Белого солнца пустыни": пустыня, желтый песок, солнце... Но однажды под Нижним Новгородом я попал на праздник в татарскую деревню. Ну все там было – и лошади, и скачки, и борьба, и мясо. И потом мне говорят: хотите посмотреть на мечеть? А пейзаж вокруг такой: Волга, березовые рощи, поля... Я думаю, как же тут мечеть будет выглядеть – тут храм должен стоять, а не мечеть. И так меня внутренне передернуло. Но поехали. Стоит мечеть, заходим туда, что-то нам показывают. Я чувствую себя туристом – уважительно слушаю, все как полагается. Влезли на минарет – а сверху пейзаж – ну просто левитановский. Я спрашиваю: "Скажите, а сколько лет этой мечети?" – "Семь". – "А сколько лет живут вот в этом месте люди, которые должны ходить в мечеть?" Они говорят: "Восемьсот". И из этого ты делаешь вывод, что твой личный русский пейзаж такой же родной и для человека, который ходит в мечеть. То есть на уровне географического ландшафта ты понимаешь, насколько объединены твои представления о прекрасном с представлениями о прекрасном человека, который исповедует другую веру... И в этом смысле, мне кажется, мы должны быть бесконечно благодарны благоверному святому князю Александру Невскому, который предпочел платить из кармана дань Орде, нежели принять то, что предлагал ему Папа, но отдав за это взамен душу. Потрясающе мощный выбор – тебе предлагают: ничего не надо, просто возьми и только повернись к нам, будь как мы. А другой человек говорит: нет, дай сюда – на, я дам им из кармана то, что у меня есть, но я не отдам свою душу. И Тамерлан никогда не разрушал церквей. Да, татары заводили коней в русские храмы, но они не разрушали русского духа, того самого генетического кода, а наоборот, перемешивались. Как сказал Тютчев, поскреби любого русского – увидишь татарина... Я с огромным интересом и уважением отношусь к тому, что несет в себе исламская культура и исламский мир, но – здоровый исламский мир, а не те отклонения, которые в любой религии вы сами знаете, к чему приводят. Я бы хотел ощущать себя частью этой культуры ровно настолько, насколько ощущали себя ее частью все те, кто жил за 400-700 лет до нас с вами здесь. И перемешанная кровь, и огромное количество военачальников, которые пришли из Орды в Русь, и все те, которые потом становились цветом русской аристократии – Юсуповы, Гончаровы, Тургеневы, и так далее и так далее. Мне кажется, это взаимопроникновение не туристическое. Когда мы говорим, давайте создавать культурные центры – мы говорим о туризме как о бизнесе, а мне хотелось бы, чтобы этот туризм был бизнесом для тех, кто приезжает извне, а для нас он должен быть любимой частью своего... Причем мы вели речь про кино, но это не только кино, это и кино. И я очень рад, что есть фестиваль мусульманских фильмов. Кого-то это сначала напугало: как это так? Да так. Потому что не разных религий нужно бояться, а объединения безбожников. Вот что страшно. А верующие люди всегда договорятся...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама