Официальный год отсчета "времени русских в Сибири" 29 июля 1586 года день основания Тюмени казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Но вообще-то русские появились в Сибири значительно раньше. А со временем превратились в особую национальность: "сибиряки".
Воплощение Беловодья
В Сибири никогда не было крепостных, разве что к моменту ликвидации крепостного права можно было насчитать примерно 3% подневольных (из числа потомков тех, кого привезли с собой дворяне из Центральной России).
Это место стало для крестьян воплощением сказочного Беловодья: свободный человек пришел на свободную землю, и все теперь зависит только от собственного труда.
Первыми появились в Сибири вольные поморы из Архангельской губернии. Их "программа переселения" была плановой: государству нужны были люди, чтобы обрабатывать новые земли.
Традиционная система земледелия на новом месте оказалась неприемлемой. Согласно наблюдениям, сеяли в сырые года на возвышенных местах, в сухие годы в низинах. Здесь не было больших участков пашни большой проблемой было нанять батраков, особенно в сезон сбора урожая. Наемный труд был крайне дорог. Крестьянин, у которого зерно сыпалось из колосьев на землю, нанимал работника за любые деньги а потом расстраивался, что отдал ему почти всю предполагаемую выручку.
Пугачевцы оставили нам завидных невест
"Вторая волна" переселенцев пришла в Сибирь после церковного раскола в 17-м веке. Старообрядцы имели обостренное чувство правды. Самым большим грехом у них считалось "жить не по совести". Трудились они круглосуточно.
В деревнях тогда 80% жителей приходились друг другу родней, и в обязанности батюшки входил "брачный обыск": составлялась сложная таблица, по которой нужно было высчитать родню до седьмого колена.
Сейчас остались деревни, жители которых именуют себя "староверами", но это, скорее, самоназвание, чем образ жизни.
Священник Валерий Гордеев, служащий в одной из таких деревень, рассказывал, что никто из "двоедан" (то есть плативших двойную дань государству и церкви), не смог ему внятно объяснить, чем их вера отличается от нынешних православных.
Переселенцы несколько лет были у государства "во льготе" не платили налог. Отсюда и выражение "вольготная жизнь". Вот только сто лет назад оно означало, что человек пашет круглый год, и ничего не платит государству, а сейчас что он просто ничего не делает.
Емельян Пугачев до Тюмени со своим войском не дошел. Зато здесь после казни атамана было расселено немало повстанцев. Первые годы они работали в колодках, потому что, как писал губернатор, "непросто приучить сие поганое племя к труду". Но свободолюбивый дух сохранился в потомках пугачевцев. Из деревень, где они жили, считалось престижным брать женихов и невест.
Кулаки как способ решения хозяйственных споров
Третья волна заселения пошла в 18–19 вв. В Сибирь бежали крепостные, приезжали дворяне. На южных оборонительных рубежах в 1801 году расселили казачество.
Нынешнее крестьянство Тюменской области это потомки стрельцов и прочих "солдат государевых". Поначалу они должны были и от набегов обороняться, и землю пахать. А потом ратная обязанность была отменена, и люди с удовольствием занялись трудом.
Порой говорят, что в Тюменской области много бандитов, потому что в Сибирь ссылали каторжников. Это, по тогдашним меркам, был край земли, дальше которого запрещалось ссылать женщин.
Но дело в том, что, освобождаясь, большинство каторжников уезжало на родину. Оставались те, кого перевоспитали трудолюбивые местные жители. Уже тогда в "этапных избах" действовали аналоги "санитарных отрядов" крестьянки лечили заболевших, приносили еду, одежду.
В Сибири было стыдно быть бедным. Потому здесь негативно восприняли советскую власть да и вообще в деревнях была своя власть, куда избирали не тех, кто громче и красивее обещает, а наиболее заслуженных и достойных людей. Поэтому именно здесь вспыхнуло самое кровопролитное восстание 1921 года, с которым власть смогла совладать только через несколько лет.
Одной из особенностей сибирских праздников были кулачные бои. Это был и способ дать выход дурной силе перед постами, и метод социализации мальчиков только прошедший через бой парень считался взрослым. Кулачные бои отошли в прошлое, а вот люди, владеющие приемами борьбы, перенятыми от дедов, живут в деревнях и сегодня.
Это, кстати, был и способ решения хозяйственных проблем. Например, жители деревни Борки таким образом добились, чтобы Сибирский тракт пролегал через их деревню. Те, кто занимался извозом, просто не мог не уметь драться: нередко на обоз нападали те, кому "не хватило заказов", и бились с возницами и охраной. Если оказывались сильнее бережно везли груз дальше. Государство в эти споры не вмешивалось: мол, если у обозников обоз отбили, то и у предполагаемых бандитов отобьют.
Были в Тюменской области и свои ремесла. Делали, например, кожаные чернолаковые дуги. Много было в Тюмени мыльных и кожевенных заводов. Но, к сожалению, даже в музеях сохранились не все образцы. Безделья не любили, даже предпринимательство здесь поощрялось на уровне церкви. Поговорка даже была: "Чего сидишь сиднем? Хоть полу (край одежды) мни!"
Самым главным для определения национальности в те годы считалось вероисповедание. Если воспринимаешь как родные, собственные, духовные ценности православия ты русский.
Елена Майсюк
Русских в Тюмени объединяет единственное "Общество русской культуры". Руководит обществом Николай Фролов.
Говорят
Не земля родит в Сибири, а небо и труд.
Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается.
В Сибири помирать собрался а рожь сей.
Как свадьбу гулять так выноси, Сибирь!
Кстати:
По данным переписи 1904 года, в Тюменской области было 4 тысячи деревень и 1, 5 млн. сельских жителей, а в 2000 году 1.300 деревень и всего 500 тыс. селян.
Согласно переписи 1897 года подавляющее большинство крестьян умело читать и писать. Единственный в мире дневник метеонаблюдений крестьян, который семья вела несколько поколений (был с помпой опубликован за границей) принадлежит сибирскому крестьянину. И "Тюмень столица деревень" это не дразнилка, а констатация факта: 90% населения тогда было деревенским.
По материалам источников: NewsProm.Ru