Опубликованное в газете "ВР" сообщение о визите предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия в Рязань в дни празднования иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", вызвало живой интерес наших читателей, что побудило нас вернуться к этой теме. К сожалению, многие недостаточно ознакомлены со старообрядчеством, порой считая старообрядцев даже сектантами. А ведь они "русские из русских" (А.И.Солженицын). Также многие недостаточно ознакомлены и с трагическим периодом XVII века в истории нашего государства, приведшего к расколу, в котором сокрыты не только трагедия, но и большая тайна. Раскол настолько глубоко поразил русское общество, что несколько веков к этой проблеме предпочитали просто не прикасаться. Да и сейчас разные стороны противоположным образом его оценивают.
А.И.Солженицын в 1974 г. писал: "Это было непоправимым гонением, самоуничтожением русского корня, русского духа. И могло ли оно не отразиться ответным ударом всей России и всем нам?"
Сейчас все чаще и чаще звучат слова о единстве и сплоченности как силе народа, о духовном прозрении народа. А ведь сила и нашей Православной Церкви в ее единстве. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает, что раскол "остается причиной глубокой скорби и озабоченности православного народа в нашем Отечестве". Он попросил старообрядцев "оставить прежние обиды, не возобновлять бесплодных обрядовых споров", а пастве своей напомнил о том, что "древние обряды составляют часть нашего общего духовного наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность". (Юбилейная конференция, посвященная 200-летию канонического бытия старообрядческих приходов в лоне Московского Патриархата 27.11.2000 г.).
Зайдите в старообрядческий (древлеправославный) храм. Вы попадете в обстановку нашей Древней Руси. Перед глазами оживают картины М.Нестерова, И.Глазунова. Древняя Русь. "Русские из русских". Большинство мужчин одеты в кафтаны, а женщины в сарафаны и обязательно с покрытой платком головой, в основном белым. Молящиеся стоят рядами, молятся сообща. Поклоны поясные, земные великие и метания (только руками до полу). Для земных поклонов имеются особые "подручники". Богослужение проходит благоговейно, ведь это молитва беседа души с Богом. Отличительно и церковное пение. Поют по особым книгам, "крюковым", написанным особыми знаками "крюками".
Пение это знаменное. Одушевленно льется древняя, как само христианство, церковная мелодия. Вспомним Мельникова-Печерского о старообрядческом пении на Иргизе: "Вот уже истинно ангелоподобное пение там. Всякую земную печаль отводит, никакая житейская суета в ум не приходит. Великое дело церковное пение: душу к Богу подъемлет, сердце от злых помыслов очищает...".
А иконы старого письма древнерусского или византийского: спокойствие древних ликов, красота и глубина умозрения в красках. Кресты восьмиконечные. Разве это не наши корни, не наше наследие, которое сохранили старообрядцы? Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий заявил о готовности делиться с современным обществом уникальным опытом хранения нравственных ценностей и традиций (2.11.2006 г.).
Листая страницы истории. Святая Русь
А теперь вернемся в далекое прошлое. Раскол. В нем много непонятного и непонятого. Религиозная жизнь русского народа в прошлом так тесно переплеталась с жизнью обыденной, что трудно было определить, где кончается церковная сторона ее и, где начинается бытовая. Русский человек по природе своей религиозен. И родину свою он величал "Святой Русью". Своей верой, набожностью и благочестием русский народ удивлял приезжающих в Россию иностранцев. Его молитвенные подвиги приводили их в восторг и изумление, в восклицание: "Это святые люди!" Россия была действительно Святой Русью. И здесь необходимо сказать о величайшем человеке всей нашей истории о преподобном Сергии Радонежском.
Бежавший от мира инок, решивший посвятить себя Богу, он стал верховным авторитетом для россиян. В одном лице он выступал и как духовный пастырь для самых широких масс, и как непререкаемый церковный авторитет, и как почитаемый советник князей. За свою жизнь он перевоспитал целое поколение людей, вдохнул в них светлую веру, заставил их совсем по-другому смотреть на мир. И вот здесь встает вопрос как удалось нашей стране выжить после постоянных княжеских распрей? Каким чудом она сохранила свою культуру и традиции, как оправилась от разрухи? И здесь необходимо указать на роль монастырей. Они стали центрами культуры и регулярного хозяйства. Преподобный Сергий Радонежский считал монастырь основой русской жизни, где присутствует единство духовного и материального, но, безусловно, господствует духовное. Когда он начал свой подвиг, на Руси было около сорока монастырей. Когда же он ушел на небеса, насчитывалось уже 190 обителей. Конец XIV-XV вв. дали русской истории больше святых, чем любой другой период. И самыми почитаемыми были Сергий Радонежский, его ученики преп.Кирилл, основавший знаменитый монастырь на Белом озере, преп. Савва и Зосима, которые основали Соловецкий монастырь. Биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый самолично слышал последние напутственные слова Преподобного. Опираясь на эти слова, Епифаний сформулировал основу учения преподобного Сергия. Главное это жизнь для пользы. Это был призыв к братьям жить в любви, сеять добро и нести благо. Обязательным условием нравственного, духовного совершенства Преподобный считал труд и нестяжательство. Преподобный дал заряд силы русскому народу. Этот заряд силы стал фундаментом всей последующей истории России, он дал возможность преодолеть все неудачи, все ошибки, все предательства, которыми была полна последующая русская история. Монастыри, созданные Сергием Радонежским, его учениками и продолжателями, как раз и выступили теми самыми центрами наделения русских духовной силой. От монастырей пришли к русским силы вытерпеть все, преодолеть неисчислимые беды и испытания, выпавшие на их пути. Сергий Радонежский предопределил следующие два века успехов, величия и процветания Руси.
Предыстория раскола
К концу XV в. Россия ходила в европейских лидерах. Русское государство заявило о своих претензиях на имперское величие. Именно в это время в православии вспыхивает спор двух течений. Одно, принявшее имя нестяжательства, требует от Церкви отказа от земных богатств и сосредоточения на духовном служении. Второе осифлянство (иосифлянство), наставляло на росте богатств Церкви, ее близости к государственной власти. Нестяжателей можно назвать продолжателями дела Сергия Радонежского. Но власть перешла на сторону осифлян. Начался поворот от духовного к материальному. И это стало предисторией раскола.
07.12.2006
По материалам источников: Вечерняя Рязань