Греческое слово krypt е, от которого происходит слово "крипта" "подземное помещение храма", означает "тайник". Что же хранится в нем? Об этом рассказывают преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Крипта как архитектурный элемент появилась еще в языческих храмах. "Открытый языческий храм не являлся храмом с нашей точки зрения, рассказывает Никита Гайдуков. Там не происходило богослужение, собрание общины. Языческий храм это, в наших категориях, часовня. Община же языческая собиралась где-то в роще, на горе не в храме. А крипта была местом совершения тайных обрядов: посвящений, мистерий".
Но в христианстве нет тайных обрядов и закрытых мистерий. Зачем же тогда крипта в христианском храме? Впервые крипты начали устраивать для того, чтобы можно было почитать отдельные реликвии. К этому времени возникает не просто почитание святых, но и почитание мощей, в первую очередь мощей мучеников. Мощи, нетление тел свидетельствуют о прикосновении к святыне, о прикосновении к Богу, ведь по законам природы тело должно истлеть. Поэтому мощи мучеников с благоговением перевозились в крипты, которые могли себе устроить состоятельные христиане и завещать там похоронить их и их род.
Одно из первых христианских сооружений с криптой это Мавзолей святого Анастасия в Салоне (рубеж III – IV веков, территория нынешней Хорватии). "Там жила некая знатная дама, говорит Никита Гайдуков. И она хотела быть похороненной рядом с мучеником. У этой дамы было место на кладбище. Она выкупила тело мученика, перенесла его на свой участок кладбища и похоронила в крипте под храмом. Устройство этого здания было такое: алтарь, под алтарем стоял саркофаг с телом мучника, а посередине крипты она завещала похоронить себя, что и было сделано".
Впервые крипта не с частным захоронением, а такая, в которую мог спуститься каждый желающий, появилась в IV веке. Это было подземное сооружение в Ватикане, где хранился надгробный памятник апостола Петра.
Постепенно мощи повсеместно начинают переносить с мест захоронения в храм, иногда в другой город. Такая практика зарождается в середине IV века. Поначалу это было непросто, потому что по закону для того, чтобы перенести тело умершего, нужно было либо разрешение его родственников, либо специальный эдикт императора.
Первый зафиксированный факт перенесение мощей мученика Вавилы, епископа Антиохийского, в IV веке. Его мощи были перенесены в предместье Антиохии Дафну, где был языческий храм Аполлона, а когда город стал христианским, надо было этот культ как-то разрушить. В Дафне была построена небольшая церковь, и в большом каменном ковчеге в нее были положены мощи святого. Когда к власти пришел Юлиан Отступник (он правил с 361-го по 363 год), он приказал эти мощи вынести (как повествует житие св. Вавилы, во время похода на персов Юлиан захотел узнать у идола об исходе войны, но идол не ответил из-за того, что рядом хранились мощи мученика). Христиане перенесли мощи обратно в Антиохию, а после смерти Юлиана назад в Дафну.
Второй яркий случай это перенесение мощей апостолов Луки, Андрея и Тимофея в Константинополь. К концу первой трети IV века, когда умирал император Константин Великий, одним из немногих достроенных храмов в Константинополе был храм святых апостолов. Константин завещал похоронить себя в этом храме так: в середине крипты поставить его собственный саркофаг, а вокруг 12 саркофагов с именами апостолов, но поскольку самих мощей апостолов в Константинополе не было, саркофаги должны были остаться пустыми. Такой способ захоронения ужаснул своей претензией и его сына, и епископов, поэтому они не стали выполнять завещание. А в храм были перенесены мощи апостолов Луки, Андрея и Тимофея.
Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV –V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах.
"Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, говорит Никита Гайдуков. Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола".
Но жесткой связки "крипта мощи мученика" нет. "Бывают крипты просто подземные помещения для индивидуальных молитв, говорит Никита Гайдуков. Такое обычно встречается в монастырях какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма купца Никитникова".
Где увидеть крипту?
"Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света", рассказывает архитектор Андрей Анисимов.
Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. "Например, в одной из известнейших крипт в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, объясняет архитектор Андрей Анисимов. Обычно вход в крипту никак не акцентируется это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола".
Часто ли сегодня строят крипты и для чего? Андрей Анисимов: "Когда мы начали проектировать храмы по частным заказам, я предложил одному заказчику: "Давайте мы для вас сделаем там захоронение". У него было удивление, смешанное с радостью: он даже и подумать не мог, что может лежать не рядом с храмом, а под этим храмом. Мы заготовили там места для него, для его сына и сделали места для его родителей, которых он сейчас, наверное, уже перенес из какой-то деревни, откуда он родом. И это не единичный случай.
Недавно я был в Краснодаре. Там в кафедральном соборе Святой Екатерины есть огромная крипта, в которой прямо в стене (толщиной три метра) сделаны ниши, туда замуровываются почившие. Эти ниши закрывается мраморными плитами, на которых написано, кто здесь покоится. И с десяток плит чистых, заготовки. Сейчас у настоятеля есть желание возродить эту традицию и предложить свободные места потенциальным попечителям".
"Крипта необязательная часть архитектуры, подводит итог Никита Гайдуков. И в ней необязательно хранятся мощи. Это может быть просто подземный храм, захоронение ктиторов, попечителей или духовенства".
Источник: Православие и мир