ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Тайник в храме

19 октября 2009

Греческое слово krypt е, от которого происходит слово "крипта" – "подземное помещение храма", означает "тайник". Что же хранится в нем? Об этом рассказывают преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Крипта как архитектурный элемент появилась еще в языческих храмах. "Открытый языческий храм не являлся храмом с нашей точки зрения, – рассказывает Никита Гайдуков. – Там не происходило богослужение, собрание общины. Языческий храм – это, в наших категориях, часовня. Община же языческая собиралась где-то в роще, на горе – не в храме. А крипта была местом совершения тайных обрядов: посвящений, мистерий".

Но в христианстве нет тайных обрядов и закрытых мистерий. Зачем же тогда крипта в христианском храме? Впервые крипты начали устраивать для того, чтобы можно было почитать отдельные реликвии. К этому времени возникает не просто почитание святых, но и почитание мощей, в первую очередь мощей мучеников. Мощи, нетление тел свидетельствуют о прикосновении к святыне, о прикосновении к Богу, ведь по законам природы тело должно истлеть. Поэтому мощи мучеников с благоговением перевозились в крипты, которые могли себе устроить состоятельные христиане и завещать там похоронить их и их род.

Одно из первых христианских сооружений с криптой – это Мавзолей святого Анастасия в Салоне (рубеж III – IV веков, территория нынешней Хорватии). "Там жила некая знатная дама, – говорит Никита Гайдуков. – И она хотела быть похороненной рядом с мучеником. У этой дамы было место на кладбище. Она выкупила тело мученика, перенесла его на свой участок кладбища и похоронила в крипте под храмом. Устройство этого здания было такое: алтарь, под алтарем стоял саркофаг с телом мучника, а посередине крипты она завещала похоронить себя, что и было сделано".

Впервые крипта не с частным захоронением, а такая, в которую мог спуститься каждый желающий, появилась в IV веке. Это было подземное сооружение в Ватикане, где хранился надгробный памятник апостола Петра.

Постепенно мощи повсеместно начинают переносить с мест захоронения в храм, иногда в другой город. Такая практика зарождается в середине IV века. Поначалу это было непросто, потому что по закону для того, чтобы перенести тело умершего, нужно было либо разрешение его родственников, либо специальный эдикт императора.

Первый зафиксированный факт – перенесение мощей мученика Вавилы, епископа Антиохийского, в IV веке. Его мощи были перенесены в предместье Антиохии Дафну, где был языческий храм Аполлона, а когда город стал христианским, надо было этот культ как-то разрушить. В Дафне была построена небольшая церковь, и в большом каменном ковчеге в нее были положены мощи святого. Когда к власти пришел Юлиан Отступник (он правил с 361-го по 363 год), он приказал эти мощи вынести (как повествует житие св. Вавилы, во время похода на персов Юлиан захотел узнать у идола об исходе войны, но идол не ответил из-за того, что рядом хранились мощи мученика). Христиане перенесли мощи обратно в Антиохию, а после смерти Юлиана – назад в Дафну.

Второй яркий случай – это перенесение мощей апостолов Луки, Андрея и Тимофея в Константинополь. К концу первой трети IV века, когда умирал император Константин Великий, одним из немногих достроенных храмов в Константинополе был храм святых апостолов. Константин завещал похоронить себя в этом храме так: в середине крипты поставить его собственный саркофаг, а вокруг 12 саркофагов с именами апостолов, но поскольку самих мощей апостолов в Константинополе не было, саркофаги должны были остаться пустыми. Такой способ захоронения ужаснул своей претензией и его сына, и епископов, поэтому они не стали выполнять завещание. А в храм были перенесены мощи апостолов Луки, Андрея и Тимофея.

Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV –V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах.

"Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, – говорит Никита Гайдуков. – Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты – небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола".

Но жесткой связки "крипта – мощи мученика" нет. "Бывают крипты – просто подземные помещения для индивидуальных молитв, – говорит Никита Гайдуков. – Такое обычно встречается в монастырях – какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма – купца Никитникова".

Где увидеть крипту?

"Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света", – рассказывает архитектор Андрей Анисимов.

Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. "Например, в одной из известнейших крипт – в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, – объясняет архитектор Андрей Анисимов. – Обычно вход в крипту никак не акцентируется – это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола".

Часто ли сегодня строят крипты и для чего? Андрей Анисимов: "Когда мы начали проектировать храмы по частным заказам, я предложил одному заказчику: "Давайте мы для вас сделаем там захоронение". У него было удивление, смешанное с радостью: он даже и подумать не мог, что может лежать не рядом с храмом, а под этим храмом. Мы заготовили там места для него, для его сына и сделали места для его родителей, которых он сейчас, наверное, уже перенес из какой-то деревни, откуда он родом. И это не единичный случай.

Недавно я был в Краснодаре. Там в кафедральном соборе Святой Екатерины есть огромная крипта, в которой прямо в стене (толщиной три метра) сделаны ниши, туда замуровываются почившие. Эти ниши закрывается мраморными плитами, на которых написано, кто здесь покоится. И с десяток плит чистых, заготовки. Сейчас у настоятеля есть желание возродить эту традицию и предложить свободные места потенциальным попечителям".

"Крипта – необязательная часть архитектуры, – подводит итог Никита Гайдуков. – И в ней необязательно хранятся мощи. Это может быть просто подземный храм, захоронение ктиторов, попечителей или духовенства".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама