ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Последствия чуда

Амбарцумов Иаков, cвященник :: 19 октября 2009

В нашей семье стать священнослужителем – это, можно сказать, более традиционный путь, чем не стать им: у нас папа, дедушка, прадедушка были священниками, священником стал и мой старший брат. Но самое большое влияние на меня оказал отец – протоиерей Димитрий Амбарцумов, который был и остается очень авторитетным священником. У нас большая семья, и мы, старшие дети, были буквально заворожены личностью папы, его служением, средой, в которой он вращался. В старших классах мы с братом очень любили с отцом ездить на требы. Во Всеволожском районе Ленинградской области, где мы жили, в те годы было очень мало храмов, и поэтому мы объезжали на машине населенные пункты, чтобы там послужить. В частности, были большие панихиды на местах сражений, например на Невском пятачке, куда собиралось очень много народу. В то время священников было мало, и к папе часто приезжали за советом и просто за тем, чтобы пообщаться. В нашем доме собирались очень интересные люди: семинаристы, священнослужители, и мы слушали их удивительные беседы. Конечно, я понимал, что священство – это не просто вера и не просто традиции, но и очень интересная среда интеллигентных, образованных, открытых людей.

У нас в семье вообще царила особая атмосфера: например, родители никогда не ругали нас за плохие отметки. Может, в этом есть и свои минусы (сейчас я немного жалею об этом), но и плюсы, безусловно, имеются. То чувство свободы, в том числе и свободы выбора жизненного пути, – очень характерное явление для нашего дома. Например, нас никогда не заставляли вычитывать молитвенные правила, да и вообще мы не так много молились. Еще пример: когда мне было лет семь, мы играли детьми в священников. Помню, как мы "служили Литургию" на крыльце и громко кричали молитвы, пели "Верую" на весь двор, мы не стеснялись в тот момент ничего. А папа сказал спокойно: "Потише, батюшка не должен так сильно кричать". Он относился естественно к таким играм: никогда их не запрещал, но и не стимулировал.

Тем не менее, сказать, что я прямо с детства шел к священству, будет неверным. Конечно, были сомнения – особенно в старших классах, когда школьные товарищи думали о разных профессиях и все дороги перед нами были открыты. К тому же началась перестройка – и в стране, и в головах. Многие знакомые тогда стали возрождать другие приходы, становились в свою очередь священниками, поэтому дома стало меньше интересных встреч, а мы остались предоставленными сами себе, и многое стало казаться обыденным, в том числе и папины службы. И я даже решил поступать в Политехнический университет, но все равно через год уже оказался в семинарии...

В те годы у меня было два очень сильных духовных переживания, которые предопределили во многом мое священство. Тогда я совершенно не осознавал важность этих событий, но сейчас, оглядываясь назад, воспринимаю их как своего рода знаки. Первое – когда я услышал проповедь митрополита Сурожского Антония. Помню, принесли магнитофон и в очень плохой, потрескивающей записи проповеди я вдруг услышал, почувствовал что-то необычное. Сейчас я понимаю, что это было ощущение святости. Владыка Антоний запомнился не только проповедями, а манерой их говорить – необычной, неоднозначной, и меня это так поразило тогда! И второй момент был, когда я услышал впервые песни иеромонаха Романа. Сейчас многие поют свои духовные сочинения, хорошо или плохо – другой разговор, но тогда для нас это стало открытием. Эти записи тоже были не лучшего качества: у отца были знакомые в Псково-Печорском монастыре, он и привез эти записи прямо из Печор, так что мы одни из первых услышали известные многим сегодня песни отца Романа. Я до сих пор не слышал ничего более оригинального, а тогда эта музыкальная поэзия так совпала с нашим настроением (мы как раз увлекались гитарой), что запомнилась надолго.

Я никогда не жалел, что стал священником. Более того, всякий раз убеждаюсь, что выбрал правильный путь. И я искренне считаю, что в Таинстве Рукоположения происходит чудо. Я ощущаю себя абсолютно другим, и не только себя: мои одноклассники-семинаристы до и после принятия священства – просто как земля и небо. Человек вообще меняется в важные моменты своей жизни: вот женился – немножко изменился, стал отцом – опять он другой, а стал священником – абсолютно поменялся. Я знал людей, которые до рукоположения двух слов связать не могли, но когда становились священнослужителями, то делались не просто духовниками, а очень уважаемыми в приходе. Получается, что благодать Божия чувствуется реально, существенно!

Любое Таинство изменяет человека, причем онтологически, полностью. Но у этого чуда должны быть последствия – и не только в виде Божьего благословения, но и в виде труда над собой. Если, скажем, любой христианин молится такое-то количество времени, ходит в храм в таком-то режиме, то уж священник в большей степени должен и молиться, и служить. Он должен тверже стоять на своих ногах, чем обычный человек. Иначе как он сможет руководить христианами, исповедовать их, давать какие-то более или менее дельные советы, если по своему духовному уровню он ниже, чем его прихожане? Поэтому мы, священники, все-таки стараемся соответствовать своему призванию. А если прекратить над собой работать, например если летом в отпуске позволить себе расслабиться, то сразу ощущаешь, что потерян уровень, который помогает священнику и проповедовать, и советовать.

Со временем у всех – как у новообращенного христианина, так и у священнослужителя – начинается пора привыкания, когда уже нет прежней остроты ощущений. Папа нам всегда советовал иметь связь со многим духовными людьми. И лично у меня начался эффект своего рода привыкания к священничеству, когда я забыл об этом правиле. А священник, как и любой христианин, должен ежедневно читать Священное Писание, размышлять о нем, а самое главное – он должен иметь духовные авторитеты.

Ведь пастырство – неимоверная ответственность за жизнь других людей, и понятно, что молодой священник сам по себе не обладает для этого достаточным жизненным опытом. А еще нужно не забывать, что в священстве, как в любой профессии, есть разного вида служения: есть священники-миссионеры, есть священники-богословы, есть священники, которые хорошо служат требы, есть священники-духовники. До тех пор, пока я не определился со своей "нишей" и пытался кому-то подражать, у меня было недопонимание своего пути. Так, если бы я посчитал себя богословом и попытался говорить в стиле богословов, которых я знаю, то это было бы провалом, потому что я – не богослов, а священнику нужно стараться трезво оценивать свои способности и служить в том качестве, в котором он хорошо ориентируется.

Конечно, у меня были ошибки, особенно в советах на Исповеди... Или, к примеру, когда меня приглашали в дом и там не очень церковные люди задавали вопросы, то что-то, может быть, я там неверно отвечал... Потом идешь, оцениваешь, думаешь: "Господи, может, и не стоило это говорить", и только тогда до тебя доходит, как надо было сказать! И переживал из-за этого, но, во-первых, надо помнить, что поначалу ошибок все равно не избежать, а во-вторых, никакие ошибки не должны ввергать в уныние. Для этого есть Исповедь, ведь и священнику невозможно без Таинства Покаяния. Как-то мне один духовник сказал: "Дети вы все, дети... Но не будьте детьми и все-таки приходите исповедоваться!"

Мне повезло: я с самого начала служил на таких приходах, где мог многому научиться. В храме Смоленской иконы Божьей Матери я научился говорить проповеди. Я от природы застенчив, а там настоятель нас настойчиво подвигал к проповедованию. В приходе было семеро священников, я слышал очень много хороших проповедников. А на Коневском подворье наш настоятель, богословски грамотный человек, поставил на первый план богослужения, проповедь на Литургии именно на евангельскую тему. И все эти люди: отец, митрополит Антоний, множество других замечательных священников – духовные авторитеты, на которые я равнялся и которые поддерживают и вдохновляют меня постоянно.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама