ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Александр Трифонов :: 15 декабря 2006

Полтора года назад в статье про московские религиозные меньшинства мы упомянули о старообрядцах федосеевского согласия. Приглашение посетить обычно закрытую для гостей извне общину федосеевцев в столице стало для нас полной неожиданностью. Поводом для приглашения стало освящение первой за многие десятки лет часовни. Упускать такую возможность не хотелось, и автор этих строк отправился в Преображенский монастырь – один из мировых центров Древлеправославной Кафолической (вселенской) Церкви старопоморского федосеевского согласия.

После церковного раскола XVII в. не принявшие реформы разбились на множество течений, одним из которых стало федосеевское согласие. Зародилось оно на севере России, в Поморье – отсюда его наименование как старопоморского. Основателем религиозного течения стал боярин Феодосий Урусов, по имени которого назвали последователей. Федосеевцы на протяжении уже более трех веков отличаются строгими правилами жизни, подчиненными старинным церковным распорядкам.

В сумраке затянувшейся осени монастырские стены выглядят еще значительней. Купол надвратной башни исчез в тумане, вокруг ни души. Но тишина обманчива. Свора бродячих псов, возникшая из ниоткуда, смотрела на меня безо всякого пиетета. Пришлось изрядно подождать, прежде чем эта агрессивная компания куда-то исчезла. А затем нырнуть в арку под монастырскими воротами, чтобы оказаться в двухэтажном домике с изящными окошками, похожими на окна Царицынского дворца. В доме, они же Палаты преподобного Зотика, находятся административные органы Церкви. Тут меня уже ожидал сотрудник аппарата Церкви Михаил Олегович.

Он рассказывает о полной драматизма истории старообрядческой обители. Некогда весь комплекс Преображенского кладбища: два монастыря, погост и кладбищенская часовня – принадлежали федосеевцам. Перешедший в старопоморскую веру в конце XVIII в. купец подмосковного села Преображенское Илья Ковылин на свои средства начал устроение огромного по тем временам религиозного центра. Получился прекрасный готический ансамбль со множеством зданий, мощными стенами по периметру и обширным кладбищем – там и похоронен Ковылин.

Во времена Николая I один из монастырей у федосеевцев отобрали и отдали под крыло господствующей церкви. В 1930 г. закрыли второй монастырь. Только главная часовня, обнесенная со всех сторон безобразным забором, оставалась в руках общины, прочие здания отошли различным ведомствам. В начале 90-х годов начался мучительный процесс возвращения наследия старообрядцам. Каждый дом приходилось отвоевывать у прежних владельцев, а потом ремонтировать силами общины. Один из корпусов до сих пор занимает какое-то охранное агентство. Завтра опять в суд, вздыхает Михаил Олегович, никак не хотят уходить.

Кроме учреждений, в советские времена на территории монастыря разбили продовольственный рынок. Он действует и поныне. Собачьи стаи, досаждающие местным жителям, как раз оттуда. Вроде бы местные власти обещали вывести это уродливое порождение прошлых лет. Община надеется на исполнение обещаний, но особенно не настаивает – продолжает жить обыденной монастырской жизнью с присущей ей смиренностью. Иногда такое долготерпение вознаграждается. Недавно столичное начальство приняло план полного восстановления монастырского комплекса.

В реставрированных корпусах расположены кельи монашествующих. Человеку из внешнего мира туда не вход заказан, но можно купить в церковной лавке книгу об истории монастыря с фотографиями и убедиться – живут насельники очень скромно.

Сколько сейчас федосеевцев в России, сказать трудно. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве и Казани, численность прихожан – несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше. Сами федосеевцы называют цифру в 200-300 групп, потому что выпускаемый в трехстах экземплярах церковный календарь, который обычно покупается один на общину, расходится по России и в странам Прибалтики без остатка.

"Мы, христиане Древлеправославной веры – истинные православные, а федосеевцами нас когда-то назвала антистарообрядческая пропаганда, – рассказывает Михаил Олегович, – но теперь во внешнем мире это название уже устоялось. Идеология беспоповства – не в отрицании священников как таковых. Беспоповцы считают, что после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. линия истинного священства навсегда прервалась. Настали последние времена, предсказанные в Библии, и в мире воцарился антихрист. Правда фигура антихриста имеет у беспоповцев скорее духовную трактовку, а три с половиной года, предреченные Библией как время царства врага рода человеческого, понимаются аллегорически. Службой в часовнях старопоморцев руководят наставники – наиболее опытные и уважаемые члены общины преклонного возраста".

За разговорами мы незаметно оказываемся на кладбище, где стоит реконструированная часовня. За времена советской власти из чисто федосеевского погост превратился в городской. Теперь тут хоронят всех, но в центральной части все еще много старообрядческих захоронений, в том числе и старинных.

Часовня расположена на главной аллее и видна сразу же от входа. Отличный образец готической архитектуры с украшениями из белого камня, она сразу привлекает внимание. Рядом с каменной часовней маленькая железная постройка, больше похожая на квадратную коробку. Это тоже часовня. В ней скрыт от посторонних глаз каменный крест XVI в. – федосеевская реликвия времен Святой Руси.

Попутно догоняем женщину в платке и со связкой ключей. Старообрядка с удивительным для Москвы именем Клеопатра – а у федосеевцев и сегодня детей называют только по святцам – смотрит за часовней на кладбище. Несколько раз в неделю Клеопатра отправляется из монастыря на кладбище, отворяет тяжелые деревянные двери и топит печку.

Надо сказать, чужих в свои культовые сооружения беспоповцы пускают не очень охотно, но для автора этих строк милостиво сделали исключение. Правда, снимать внутри строго-настрого запретили.

В сравнительно небольшом молитвенном здании идеальная чистота. В углу – внушительная печь, выложенная бело-голубыми изразцами. Над топкой – специальное углубление, туда ставится кадильница с ручкой. Отличие от обычного православного кадила именно в ручке, потому что по канонам кадило на цепочке положено иметь только священникам, а у беспоповцев их нет. Поэтому для богослужений употребляются приспособления с ручкой. И так во всем. Строгое, буквальное следование заветам – отличительная черта федосеевцев. "Если бы мы допускали на богослужения, к примеру, брадобритых, может быть, прихожан у нас бы стало больше, – развивает тему Михаил Олегович, – но следование каноническим правилам важнее привлечения новой паствы".

Число федосеевцев не уменьшается, а в местах традиционного проживания даже имеет небольшую тенденцию к росту. Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Наверное, есть что-то в русской душе такое, что заставляет людей триста лет жить как в последние времена, укрывшись от внешнего мира и терпеливо ожидая скорого конца света.

По материалам источников: Утро.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама