ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Обзор недели. Есть работа для Онищенко

Иустин Понедельников :: 19 декабря 2006

За последнее время мы столько узнали о скрытой от посторонних глаз жизни Брэиловской Митрополии, сколько прежде сроду не ведали. Догадывались, конечно, что раз есть свет, то должны быть и тени, однако реальная жизнь собратьев по ту сторону Дуная от нас была занавешена толстым-толстым занавесом.

Эпоха "великих румынских открытий" настала ещё на прошлой неделе, когда безымянный, но весьма информированный источник, размещающийся в координатах http://oldbeliever.bravejournal.com/, сообщил, что "на последнем архиерейском соборе в Браиле обсуждался вопрос о поставлении архиепископа Софрония в сан митрополита". К сожалению, из дальнейшего изложения трудно понять, идет ли речь о владыке Софронии как о преемнике ныне здравствующего митрополита Леонтия, стремящегося на покой, или о желании румынских архиереев создать на пространствах Америки и Австралии новую, третью по счету старообрядческую Митрополию. А ведь от правильного понимания тут многое зависит.

В первом случае нам следовало бы воздержаться от публичного обсуждения внутренних дел брэиловской ветви Белокриницкой иерархии, поскольку считаем, что обе старообрядческие Митрополии совершенно самостоятельны и равноправны. Об этом исчерпывающим образом сказано в "Обращении Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Московская Митрополия) к братской Браильской Митрополии".

Существование двух Митрополий в старообрядчестве можно сравнить с наличием пяти Патриархий в Православии до времени раскола. Среди них имелась признанная градация по степени древности и чести кафедры, но при этом каждая блюла собственную независимость и суверенность. И это было хорошо. На этом достойном подражания историческом примере и покоится наше глубокое убеждение, что, не нарушая сложившегося статуса, законов и обычаев Церкви и, наконец, общественных приличий, две старообрядческих Митрополии не могут вмешиваться во внутренние дела друг друга. Так обстоят дела в первом случае.

Во втором случае дела принимают для нас совершенно иной оборот. Если понять информацию таким образом, что владыка Софроний планирует преобразовать свою Архиепископию в Американо-Канадо-Автралийскую Митрополию, тогда нас, российских, украинских, молдавских, белорусских старообрядцев, – всех тех, кого соединяет под своим омофором Московская старообрядческая Митрополия, это касается напрямую.

Попытка оттеснить Московскую Митрополию от решения вопросов такого уровня не сулит ничего хорошего для двусторонних (или уже трехсторонних?) отношений ни сейчас, ни в будущем. Очевидно, такой вопрос следовало бы решать на общем старообрядческом Соборе. А поскольку его проведение оказалось заблокировано при помощи разного рода политических интриг, то Брэиле следовало бы как минимум запросить мнение Москвы. Понятно, что мнение Вашингтона и Брюсселя для румынских старообрядцев (готовящихся вместе со своими соотечественниками через две недели войти в Евросоюз) на данном этапе выглядит более важным, однако совсем не интересоваться мнением московского Освященного Собора, это огромная ошибка.

Слава Богу, это не наша ошибка. Теперь нам бы не сделать свою. Не ошибиться и не поддаться на провокацию. Иной раз приходится слышать, что чем больше старообрядческих Митрополий, тем, мол, лучше. Не очень трезвые головы намекают, что пора уже избрать и своего патриарха. Эта мысль начала подтачивать здравый смысл, который пока ещё довлеет в старообрядчестве, ещё с 1996 года, с памятного Всемирного Собора.

Но нам повезло, и нас опередили. Теперь мы на примере старообрядцев беглопоповцев можем воочию увидеть, к каким разительным последствиям привел бы нас такой шаг. Сколько бы беглопоповцы не твердили, как им теперь хорошо живется под управлением Святейшего, со стороны картина видится иная. Зададимся вопросами: привело ли учреждение патриаршества к укреплению РДЦ? к росту духовного авторитета церкви? к расцвету и развитию приходов? Увы! Этому нет ни одного примера. Всё как раз наоборот. Вопиющий контраст между размахом претензий и жалкой реальностью обнажил всю меру комичности происходящего (прошу прощения, если задеваю чьи-то чувства, но не смог найти замены слову комичность). Реальная слабость РДЦ, её малая численность, её почти незаметное общественное влияние никак не могут соотнестись с той важностью, в которую она пытается себя облечь. От одного вида этого несоответствия возникает сомнение в адекватности беглопоповцев. Любому объективному наблюдателю заметно, как за последние годы возросла изоляция РДЦ, как, напротив, уменьшился её духовный вес, как стремительно обнуляется её возможности влиять на общество и растет дальнейшая маргинализация.

Простите меня, чада РДЦ, за эти слова. Я знаю, что вам больно, но это был ваш выбор.

Этого ли то будущего мы хотим бы для своей Церкви? Ну уж нет! Думая о будущем Белокриницкой иерархии, хотелось бы как можно дольше сохранять нынешнее "статус кво".

Поэтому очень важно было бы правильно понять, что стоит за предложением возведения архиепископа Софрония в достоинство митрополита – внутренняя иерархическая борьба в Брэильской Митрополии или "духовное обслуживание" геополитических планов Запада в отношении России, что ведет к усилению "давления" на Московскую Митрополию и навязывание идеи "глобального старообрядческого патриарха" вместо традиционного представления о Москве как о Третьем Риме.

К тому, что второе понимание ближе к сути вещей, что давление на Москву будет в ближайшее время только возрастать, подталкивает нас и недавняя публикация на сайте "Самарское староверие" фрагмента якобы официального документа, который почему-то нормальным путем не был представлен Церкви. Речь идет о так называемой "Выписке из протокола Великаго Освященнаго Собора состоявшегося во Святой Белокриницкой Митрополии в храме во имя "Святителя Николы Чюдотворца" в городе Браила-Румыния 2006 году 02 ноября. (нов. ст.)".

К сожалению, сегодня мы не имеем возможности подробно разобрать этот полуграмотный текст, написанный людьми не вполне понимающими значения употребляемых русских слов и богословских терминов. (Хотя, конечно, следовало бы заметить, что только по отношению к отколовшимся раздорникам и еретикам уместно обращаться от имени Матери-Церкви, в разговоре же между двумя братскими Митрополиями это совершенно невозможно).

Однако вскоре после публикации этой "Выписки", выяснилось, что ничего подобного сему документу на Освященном соборе в Брэиле не обсуждалось и не принималось. Всё тот же осведомленный источник, на который мы уже ссылались в начале, утверждает: "Текст этого документа, безусловно, грозен, но пугаться его русским старообрядцам нет резона, так как он не является Соборным решением, он не обсуждался и не принимался Собором, а представляет собой плод творчества Софрония-Антипы и, возможно, еще двух человек, которых мы не будем называть, потому что есть вероятность, что в составлении данной фальшивки они не участвовали. Это псевдо соборное решение уже достаточно обличается тем, что на нем нет подписей архиереев и нет подписи человека, заверившего эту якобы "выписку из протокола". Фабрикация подложных новостей и документов в последнее время стала процветать в Браиле".

Разумеется, хотелось бы услышать также мнение "Самарского староверия" по поводу возникновения фальшивых выписок, однако, в целом, картина всё больше проясняется.

Не уставая указывать Московской Митрополии, что та находится в духовном кризисе, сама Брэила впала в нечто горшее. Внутренняя подковерная борьба, брань не к духовом злобы, а к своим же клирикам (http://oldbeliever.bravejournal.com/), вовлеченность в политические интриги против России, показательно неканонические действия последнего времени (начиная с захвата чужой канонической территории, кончая некоторыми рукоположениями), изготовление подложных Соборных деяний, – всё это свидетельствует, что наши задунайские братья, которые хотят то отцами нам быть, то Матерью, становятся самым большим источником опасности для сохранения духа мира, любви и духовной крепости в старообрядчестве.

К сожалению, сегодня в нашем старообрядчестве нет своего главного санитарного врача, который смог бы остановить, стремящиеся проникнуть в Московскую Митрополию "вирусы" раздора, суетных страстей и других духовных болезней. А как бы нам пригодился свой Онищенко, который прописал бы "духовный карантин" на румынской границе.

По материалам источников: Правда Старой Веры

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама