Следственное управление следственного комитета при областной прокуратуре (СУ СКП) и рабочая группа, созданная решением губернатора области, завершили проверки по заявлениям воспитанницы Свято-Боголюбовского женского монастыря Валентины Перовой.
В нашей области более 10 тысяч детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Из них каждый четвертый воспитывается в образовательных учреждениях, в том числе и под надзором религиозных организаций. С одной стороны, объединение усилий церкви и государства в воспитании осиротевших детей факт положительный, но всегда ли хорошо им живется за стенами монастырей, всегда ли охраняются их права как граждан России?
17-летняя Валентина Перова, сбежавшая из Свято-Боголюбовского монастыря, в сентября обратилась к Президенту России и патриарху Кириллу с обращением, в котором заявила о тяжелом положении детей в монастыре.
По мнению Валентины Перовой, со стороны служителей монастыря воспитанницы и послушницы подвергаются жестокому обращению. Якобы ее и Ксению Головченко в феврале 2009 года за непослушание на две недели изолировали в отдельные кельи. При этом лишили права покидать помещение и посадили на хлеб и воду.
В возбуждении уголовного дела отказать
Сотрудники следственного управления опросили всех воспитанниц, послушниц, служителей монастыря, преподавателей Новосельской школы, где учатся дети из монастыря.
Выяснилось, что Ксения Головченко и Валентина Перова помещались в карцер за проступки, что такая мера, по словам монахинь, применяется в монастыре как воспитательная мера, "имеющая целью ограждение детей от пагубного воздействия". Однако, как показали результаты проверки, при этом с ними круглосуточно находится воспитатель и питание оставляют прежним, лишают провинившихся только сладостей. Келья-"изолятор" ничем не отличается от других помещений, нет никаких деревянных нар стоят кровати с постельными принадлежностями, есть санузел. При этом учебный процесс не прекращается. Выяснилось, что во время изоляции Валентина Перова и Ксения Головченко ходили в школу и сдавали очередные экзамены. Опросили учителей Новосельской школы: они ничего странного в поведении девочек не замечали.
Ряд воспитанниц, в том числе и две родные сестры Валентины Перовой, сказали о том, что о своей жизни в монастыре в обращении она рассказала не совсем правдиво. Очевидно, хотела досадить монахиням. Девочки объяснили это нежеланием Вали жить в монастыре и возвращаться в него после побега.
Наказывают ли вас? Почему все-таки Валя сбежала? спрашивали девочек.
Конечно, девочек наказывали, огласил сделанный следователями вывод начальник Следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Владимирской области Алексей Галкин. Но это характерно для любой семьи и для любого воспитательного учреждения: детского дома или Суворовского училища. Но эти наказания не так суровы, как описала Валентина. Девочки сказали, что Валентина давно вынашивала идею побега, чтобы монашки "попрыгали", и решение о том, что не вернется назад, приняла давно.
Чтобы убедиться в правильности своих выводов, следователи привлекали к работе психологов. Валю опрашивали четыре раза, она путалась в ответах, не могла точно назвать даты наказания, часто употребляла слова "как мне кажется". Сама девочка объясняла это плохой памятью, однако психологи, наблюдавшие за ней, нашли другое объяснение: это всего лишь защитная реакция.
По утверждению следователей, они проделали огромную работу. Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Но о выявленных проблемах, связанных с соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних, было сказано открыто. Такую опеку, от которой хочется бежать, нужно снимать у детей должно быть право выбора.
Между тем администрация Владимирской области и Епархиальное управление Русской Православной Церкви в 2006 году подписали соглашение, которым была узаконена новая форма сотрудничества религиозный патронат, когда дети, получая воспитание и образование в православном монастыре, остаются под опекой государства. По желанию они живут на территории монастыря, участвуют в религиозной жизни, но департамент образования и органы опеки постоянно контролируют условия проживания и воспитания этих детей. Примеры такого сотрудничества есть. Благоприятные условия сложились в православном пансионате для несовершеннолетних и престарелых "Надежда" при Свято-Троицком монастыре округа Муром. Он получил лицензию на ведение образовательной деятельности и действует как некоммерческая организация благотворительного фонда. Несколько девочек в возрасте от 10 до 18 лет находятся на воспитании в детском доме при Свято-Успенском Княгинином монастыре во Владимире. Они учатся в общеобразовательной школе № 1 и посещают занятия регентской школы при Епархии. Все попали сюда по путевкам департамента образования.
Ближайший с монастырем детский дом находится в Камешковском районе, и первоначально именно с ним в прошлом году планировалось подписать официальный договор о религиозном патронате. Однако сначала руководители монастыря оттягивали подписание, а потом и вовсе отказались от договора.
По словам Ирины Мининой, старшего помощника руководителя областного СУ СКП, дети, проживающие в Свято-Боголюбовском монастыре, не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Следователям на ребенка, достигшего 14-летнего возраста, вместо паспорта предоставлялся лист бумаги с наклеенной фотографией и личными данными ребенка, заверенный нотариально, рассказала она. Эти дети не учтены государством, чтобы оформить государственные пособия, пенсии по потере кормильца. Отправной точкой бед и несостыковок с федеральным законодательством является то, что дети в монастыре просто пребывают. Такого учреждения как православный приют не зарегистрировано. Вызывает вопросы качество медицинского обслуживания и качество образования дети обучаются в форме экстерната в Новосельской школе, а фактически с ними занимаются насельницы в стенах монастыря. Естественно, качественным такое образование назвать трудно.
Проверки надзорных органов носили хотя и регулярный характер, но никаких серьезных изменений не вызвали, уверена Ирина Минина. Так, на младшую сестру Машу Перову с 1991 года до октября 2009 года не был установлен правовой статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сейчас она этот статус получила, ей оформлен медицинский полис и открыт счет в банке, на который будут перечисляться пенсия по потере кормильца и положенные денежные пособия.
По мнению органов предварительного следствия, законодательная неурегулированность особенностей пребывания детей в монастырях один из основных факторов возникновения сложноразрешимых ситуаций. Назрела острая необходимость и потребность в изменении регионального и федерального законодательства. Ведь пока ни в одном из законов о воспитании и образовании не встречается слово "монастырь". Законодательство должно предусматривать особенности пребывания в монастырских условиях и обеспечивать равенство прав детей. Это мнение органов предварительного следствия совпало с заключениями комиссии Московской и Владимирской Патриархии, Общественной палаты РФ, работавших по проверке обращения Валентины Перовой.
Приют при монастыре не имеет официального статуса
Одновременно со следователями завершила проверку условий содержания, воспитания и защиты прав детей в Свято-Боголюбовском монастыре рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора области. В нее вошли представители Владимиро-Суздальской Епархии, департаментов образования, здравоохранения и социальной защиты населения, УВД, Роспотребнадзора, комитета по социальной политике администрации области.
В Свято-Боголюбовском монастыре на 13 октября проживало 46 детей, из них 26 девочек и 20 мальчиков. 24 ребенка вместе с родителями, 10 по заявлению матерей, 10 без родителей, 12 с опекуном, настоятельницей монастыря Ниной Курчевской, двое детей-сирот.
Несмотря на общую положительную оценку условий проживания и обучения детей, находящихся в монастыре, рабочая группа выявила ряд проблем, потребовавших незамедлительного решения.
Не было обеспечено законное пребывание всех несовершеннолетних на территории монастыря. В нарушение действующего законодательства дети, достигшие 14-летнего возраста, не имели паспортов, из-за чего не получали положенных государственных выплат. Не было у воспитанников монастыря и страховых медицинских полисов.
Главный аргумент руководителей монастыря в том, что идентификационные номера, в том числе номер полиса и паспорта, это "знак беды", предательство против Христа. Это их убеждения. И ситуация с оформлением документов не единична, утверждает заместитель директора департамента образования Ольга Беляева. Многие люди проживают в монастырях без документов. Наверное, мы должны быть толерантны в каких-то вопросах, но не в ущерб ребенку.
Условия проживания несовершеннолетних не всегда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам. Площадь спальной комнаты в расчете на одного воспитанника менее положенных 6 кв. метров.
Однако без статуса приюта требования санпин к религиозному учреждению неприменимы, комментирует Ольга Беляева. Это как частный дом, в котором живут 40 детей. Можно ли детям там жить? Если так распорядились родители, то это возможно.
Продолжительность сна детей в монастыре 7,5 часа при норме от 8,5 до 11 часов в зависимости от возраста. Общий подъем в 5 часов 30 минут. В режиме дня для воспитанников не предусмотрено свободного времени.
Питание детей организовано по монастырским канонам. В рационе полностью отсутствуют мясо и птица. Выборка продуктов питания для них не ведется, как не соблюдается и режим питания.
Ряд существенных недостатков рабочая группа обнаружила и в обеспечении медицинского обслуживания. К примеру, в помещении изолятора отсутствуют кварцевые лампы. Нет отдельного процедурного кабинета. Санэпидрежим не соблюдается, медицинских укладок для оказания экстренной помощи нет, есть только жаропонижающие средства. У 8 детей медицинских карт нет вообще. Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей, не проводится. Осмотр проходят только те дети, которые обращаются за медпомощью. Не делают детям и профилактических прививок, так как есть письменный отказ законного представителя несовершеннолетних.
В медицинских карточках детей нет записей врача-педиатра. Медицинскую помощь детям оказывают медсестры из числа насельниц, а на консультации к детям по заключенному договору приглашают врача-терапевта, который назначает лечение, не соответствующее современным стандартам.
В учебный план для воспитанников монастыря не включена информатика на основании прошения настоятельницы монастыря.
В комнате, где спят мальчики, оборудовано 20 спальных мест. На двухярусном сооружении в каждом ряду без разрывов положено по 10 матрасов. На одном этаже с мальчиками в соседних комнатах проживают взрослые обитатели монастыря. Санузел на первом этаже, количество санитарных приборов не соответствует нормам, моются мальчики один раз в неделю.
После проверки были приглашены настоятельницы монастыря и вопрос поставлен ребром, рассказала Ольга Беляева. Им предложено либо оформление религиозного патроната в отношении детей, воспитывающихся на территории монастыря, либо обратиться к родителям, чтобы те забрали детей. После этого часть родителей приехали в монастырь и остались в нем жить. Нескольких детей вообще забрали из монастыря. Остались три ребенка, которые живут, ожидая родителей. Подготовлено постановление главы Суздальского района о передаче детей-сирот, находящихся на опеке, в Камешковский детский дом.
Кроме того, для обеспечения законного пребывания детей на территории Свято-Боголюбовского монастыря Владимиро-Суздальской Епархии предложено открыть приют, обеспечить оформление всех необходимых документов для детей, в том числе и регистрацию на закрепленную за ними жилую площадь, а также сообщать о каждом ребенке, прибывшем в монастырь, в органы опеки и попечительства. Обеспечить хорошее питание и медицинское обслуживание детей предложено с использованием средств областного бюджета на государственную поддержку детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Нельзя отрицать, что Валя Перова всколыхнула общественность России, пласт проблем, который не вчера родился и лежал на поверхности, наконец поднят. Уже разрабатывается проект закона о пребывании детей в монастырях, заявила Ирина Минина. В любом случае 17-летняя девочка помогла взрослым людям собраться, проанализировать ситуацию вокруг воспитания детей в православных церквях и монастырях, и мы должны быть ей за это благодарны.
Источник: Владимирские ведомости