Что такое молчание? Для чего оно необходимо? Какое бывает молчание? Связано ли оно с молитвенным состоянием? Всегда ли нужно молчать? На эти и другие вопросы отвечали участники дискуссии "Опыт молчания", прошедшей 23 октября в книжном клубе "Буквоед на Восстания" в рамках встречи с авторами журнала "Вода живая" и радио "Град Петров" священником Димитрием Сизоненко и кандидатом философских наук Мариной Михайловой. В ходе встречи была представлена книга М. Михайловой "Эстетика молчания. Молчание как апофатическая форма духовного опыта", выпущенной в 2009 году издательством Русской христианской гуманитарной академии.
"Я радуюсь, видя эту книгу", сказал, открывая встречу о. Димитрий Сизоненко. Священник напомнил слова древнегреческого философа Платона: "Цель философии – рождение человека в красоте". Христианство активно развивается, потому что существует традиция философии как терапии души, и может быть высшая терапия души – обретение бессмертия. "Философия никогда не была чем-то абстрактным, и эта книга – на грани философии, богословия и экзистенциального опыта, который очень важен", сказал священник. Молчание, которому посвящена эта книга, "необходимо, чтобы воспринимать мир, воспринимать произведения искусства, по-настоящему заниматься философией, заниматься богословием, открывать себя".
По словам автора книги Марины Михайловой, молчание необходимо "хотя бы по одной простой причине: если я молчу – я могу в этот момент услышать другого человека". Есть люди, которые никогда не молчат: у них идет "непрерывный процесс предъявления себя миру". В результате человек не слышит других, потому что не умеет молчать.
Молчание, по ее мнению, "простая роскошь, которую можем себе позволить", но она необходима. Молчание необходимо, чтобы потом вернуться в мир, любить другого человека, принимать его. Из молчания впоследствии рождается слово; рождается хорошая литература, поэзия.
Книга состоит из двух частей: первая часть – большая, теоретическая; вторая – короткая, в четыре страницы – практическая. Вторая часть представляет собой советы тем, кто "решил ступить на путь молчания". Но эти четыре страницы могут быть поняты и пережиты только при условии, если прочитаны предыдущие. По словам М. Михайловой, ей хотелось написать философскую книгу "для нефилософов", сделать философию достоянием неспециалистов, потому что философия – "свойство человеческой жизни". "Философия – это радость жизни, и мне хотелось этой радостью поделиться с другими людьми", сказала автор книги.
Отвечая на вопросы участников встречи, Марина Михайлова отметила разные свойства молчания. "Если у человека сомкнуты уста– это не значит, что он молчит", сказала она, и напомнила слова преп. Синклитикии Александрийской о том, что человек может "находиться на рынке и быть в молчании", и находиться в монастыре и "быть исполненным суеты толпы". Проблема молчания – обрести внутреннюю тишину и безмолвие. На этом пути много сделали православные подвижники, есть этот опыт и в практиках восточных религий. По мнению М. Михайловой, можно научиться прислушиваться к себе, хотя это и трудно – научиться "быть в том мире, который окружает". О. Дмитрий, напомнив слова известного монаха, советовал "быть внимательным, открыться и начать слушать" потому что, отметил он, молчание бывает и "тупое, глухое". Восприимчивое, внимательное, благожелательное отношение к миру – первая ступень к безмолвию, к молчанию.
По мнению М. Михайловой, мировая культура переживает сегодня "кризис реального". "Мы все больше погружаемся в виртуальные миры, сказала она. Для нас событие – не то, что переживаю я, а то, что показали по телевизору или прочитали в интернете". По ее мнению, это очень опасно, потому что "слово, не обеспеченное реальностью, начинает создавать экран между человеком и миром, и мы все больше погружаемся в стихию чужих слов". И потому опыт молчания "как простого принятия мира" – гарантия сохранения личности от всех бед и разрушений.
На вопрос "связано ли состояние молчания с молитвенным состоянием?" о. Димитрий однозначно ответил: связано. Молитва в чистом виде – это не повторение чужих слов, а собеседование с Богом. Лучшим учебником молитвы является Псалтирь, потому что в ней, если вчитаться, много "внутреннего диалога" человек обращается к своей душе. Как только человек способен заговорить со своим сердцем – "уходит депрессия, уходит страх, наступает освобождение".
Участники встречи говорили также о "вынужденном молчании". "Мы живем в стране, где часто вынуждены молчать", сказала автор книги. Также есть молчание младенца или немого. Молчание одиночества – важная тема, потому что тот человек, который молчит в силу несчастно сложившейся жизни, глубоко страдает, и далек от гармонии молчания. "Но красота человеческого удела заключается в том, что мы можем свое несчастье претворить в счастье. Мы можем благодарить за то, что у нас есть и не обижаться на то, чего у нас нет", сказала М. Михайлова, приведя в пример тяжело больных людей: они становятся лучезарными и сияющими, потому что смогли свое страдание претворить в радость и дар.
В ходе беседы участники коснулись деятельности католического священника Ги Жильбера, воспитателя "детей улиц", приезд которого ожидается в Санкт-Петербурге.
Марина Михайлова – кандидат философских наук, доцент кафедры искусствознания СПбГУ Кино и Телевидения, автор и ведущая радио "Град Петров". В течение десяти лет преподает богословие в школе при церкви Рождества Иоанна Предтечи (Чесменской). Как говорится в аннотации к ее книге "Эстетика молчания", "в империи болтовни молчание оказывается сильной стратегией сохранения свободы личности и утверждения базовых культурных ценностей. Монография посвящена рассмотрению молчания в многообразии его культурных, социальных, персональных явлений".
Священник Димитрий Сизоненко – клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, преподаватель богословия, сотрудник редакции журнала "Вода живая".
Источник: Благовест-инфо