События прошедшей недели, которые обращают на себя внимание, определенным образом связаны. Во-первых, Президент Дмитрий Медведев выступил с видеообращением, в котором решительно осудил сталинские репрессии. Во-вторых, 28 октября в московском Доме иконы открылась экспозиция, которую составят листовки и агитационные плакаты советского времени на антирелигиозную тему, а также иконы, поврежденные воинствующими безбожниками. В третьих, группа молодых людей в шутовских нарядах ворвалась на конференцию "Религия в современной системе международных отношений: возможности религии в созидании мира и урегулировании конфликтов", проходившую в СПГУ и попыталась сорвать доклад иеромонаха Филиппа (Рябых). Нам стоит обратить внимание на то, что связывает эти три события.
Начнем с выходки юных безобразников. Как сообщают они сами, "Участники акции переоделись в антиклерикальных персонажей, которые, так или иначе, представляют собой образ несовместимости с постулируемыми православными благочестивцами духовными ценностями. На доклад иеромонаха Филиппа (Рябых) в режиме опоздания явились следующие персонажи: гопник с пивком и семками, проститутки на 12 сантиметровых каблуках, беременная гомосексуальная пара, шахидка, сатанистка и черти". Ребята распространили листовки, начинающиеся словами "Вылечим Православие головного мозга".
Любой человек, несколько знакомый с новейшей отечественной историей, немедленно вспомнит предшественников нынешних борцов с клерикализмом комсомольцев 20-тых годов, устраивавших издевательские карнавалы с чтением "акафистов Марксу", пародийными священническими облачениями и тому подобным. Случайно ли это совпадение? Нет. Интересно, что западное атеистическое движение, к счастью для англоязычного мира никогда не достигавшее там политической власти, отличается сходными нравами, можно вспомнить хотя бы демонстративное осквернение облатки одним из лидеров американских атеистов Пи Зед Маерсом.
В воинствующем безбожии могут меняться действующие лица, эпоха, страна, это может быть революционная Франция XVIII века, Россия, Испания или Мексика ХХ-того, современные США или современная Россия дух яростного глумления остается тем же. Мы видим следы одного и того же духа в разрушенных французских аббатствах или оскверненных русских иконах, в испанских церквях, сожженных анархистами, и в выходках нынешних антиклерикалов.
Не случайно юные антиклерикалы избрали символами своей борьбы гопника, террористов, чертей и других аналогичных персонажей. "Гопник", в современном русском языке, или "шпана" в языке 20-тых годов, асоциальный молодой человек с криминальными наклонностями, вполне чуждый науке и культуре, более того, прямо угрожающий всякого рода "очкастым интеллигентам". Со времен Французской революции и до наших дней гопничество визитная карточка антиклерикализма. Способно ли антиклерикальное движение породить что-нибудь, кроме гопничества?
Как заметил немецкий мыслитель Пауль Тиллих, всякое отрицание живет за счет того положительного, что оно отрицает. Какие истины могут проповедать наши антиклерикалы? Есть ли у них надежда, чтобы ободрить унывающих, путь, чтобы указать его заблудившимся, источник силы, чтобы укрепить ослабевших? Есть ли им что сказать уму и сердцу человеческому? Есть ли у них, хотя бы в их собственных глазах, истина, которую они могли бы возвестить, свет, на который они могли бы указать?
Антиклерикальное движение, коль скоро оно обеспокоено влиянием Церкви, могло бы озаботиться выработкой альтернативы; могло бы выдвинуть из своей среды мыслителей, способных дать свои ответы на человеческие надежды и вопрошания. Оно могло бы постараться написать, хотя бы, учебник по светской этике, который бы оказался лучше, чем учебник по православной культуре. Оно могло бы заняться социальной работой и привлечь симпатии людей, принося ощутимую пользу обществу. Оно могло бы попробовать предложить людям свою философию жизни, философию, которая научила бы людей твердости перед лицом искушения и надежде перед лицом смерти.
Но все, что оно может предложить это слепая ненависть, выражаемая в дурного вкуса выходках; даже люди, кажется, более серьезные, убеленные сединами академики, не могут предложить ничего положительного, только отрицание. Нельзя сказать, что все наши антиклерикалы люди лично неспособные; но антиклерикализм как движение отличает удивительное интеллектуальное бесплодие. Хорошо, вы ненавидите попов; это мы уже уяснили. Что еще вы хотите сказать миру?
Рассмотрение истории богоборчества возвращает нас к теме выступления Президента сталинской тирании. Недвусмысленное осуждение, высказанное Президентом в отношении злодеяний Сталина, можно только приветствовать. Но нам стоит вспомнить и то, каким образом наша страна дошла до такого; причина всех ужасов ХХ века одна воинствующее безбожие. Современным богоборцы как и их предшественники XIX XX веков могут провозглашать, что они борются за лучшее будущее, за царство разума и свободы. В это могли верить наивные антиклерикалы XVIII века; после Французской Революции и событий, которые некоторые современные историки называют франко-французским геноцидом, верить в это стало труднее, но тем не менее в XIX XX веках многие верили. После того, что человечество (и особенно наша страна) пережило в ХХ веке, верить в это можно только при условии либо крайнего невежества, либо крайней нечестности. От сожженных монастырей Испании до Соловецкого Лагеря Особого Назначения, от Бутовского Полигона до камбоджийских "Полей Смерти" повсюду воинствующий атеизм принес одни и те же плоды.
Приобретая реальную власть, атеизм никогда не порождал ничего, кроме резни и тирании; и было бы невероятно наивным ожидать чего-то другого в этот раз. Неопытные юноши, невежество которых может быть даже трогательно, еще могут позволить себе такую наивность. Мы нет.
Источник: Радонеж