Агентство национальных новостей представляет обзор основных событий в религиозной жизни России за 2006 год.
Православие
По состоянию на 1 ноября количество епархий Русской православной церкви (РПЦ) составляет 136, в том числе в России 68, на Украине 35, в Белоруссии 11, Молдавии 6, Казахстане 3, Прибалтике 3, Средней Азии 1, а также Бакинско-Прикаспийская епархия. В дальнем зарубежье насчитывается восемь епархий Московского патриархата. Такие данные привел на последнем заседании Священного Синода РПЦ патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сегодня в РПЦ служит 171 архиерей, из них 131 епархиальные, 40 викарных и 13 на покое. Число духовенства составляет 29 450 человек, из них священников 26 158, диаконов 3292.
В России, странах СНГ и Прибалтике (за исключением епархий дальнего зарубежья) насчитывается 27393 приходов Московского патриархата, 708 монастырей (335 мужских и 373 женских), а также 389 монастырских подворий и скитов. При этом насельниц женских обителей почти вдвое больше по сравнению с насельниками мужских монастырей 10 072 и 5920 соответственно.
Церковь окормляет 2867 больниц, 1578 детских домов, 2072 воинские части, 1198 исправительных учреждений и 1892 иных социальных учреждения. Действуют также 1433 церковных социальных учреждения (дома престарелых, богадельни, сестричества милосердия, благотворительные столовые, центры реабилитации для наркозависимых и лиц, страдающих алкоголизмом).
Объединение РПЦ и РПЦЗ
В ноябре опубликован окончательно утвержденный текст основного документа, совместное подписание которого Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Лавром будет означать восстановление единства Церкви в России с ее заграничной частью. Это событие произойдет в Москве 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня.
"Акт о каноническом общении" разрабатывался комиссиями Московского патриархата и РПЦЗ на протяжении двух лет. В мае 2006 года документ был оглашен на IV Всезарубежном соборе в Сан-Франциско, где состоялось его развернутое обсуждение. Последующий Архиерейский Собор РПЦЗ предложил некоторые дополнения к тексту "Акта", которые обсуждались на заседании комиссий в июне. В июле эти изменения были утверждены Священным Синодом Русской православной церкви, а в сентябре Архиерейским Синодом Зарубежной церкви.
Согласно "Акту", Московский патриархат, "принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния", признает Зарубежную церковь "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви", которая "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", но при этом состоит "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".
РПЦЗ по-прежнему управляется собственным Архиерейским Собором, составляющим ее "высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть" и избирающим ее первоиерарха на основании собственного устава. Затем это избрание "утверждается в соответствии с нормами канонического права Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской православной церкви".
С Патриархом и московским Синодом согласовываются также важнейшие решения такие, как образование или упразднение епархий РПЦЗ, а избрание Собором РПЦЗ новых заграничных архиереев "утверждается на канонических основаниях" патриархом и Синодом РПЦ, поскольку все новоизбранные архиереи становятся полноправными членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской православной церкви, а также получают право в порядке очереди участвовать в работе московского Синода.
Основы православной культуры (ОПК)
В этом году в обществе разгорелся спор относительно преподавания в школах предмета "Основы православной культуры". В преддверии нового учебного года говорилось о том, что ОПК станет компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях. Еще в 11 регионах православный предмет будут преподавать на факультативной основе. Сейчас ОПК и другие факультативы духовно-нравственной направленности преподаются в 11 184 общеобразовательных школах России.
Мнения у общественных деятелей и у религиозных лидеров разделились. По словам Алексия II, ОПК это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится в нашей школе, обязан знать историю своей культуры. Если в России живут люди, исповедующие другие религии, то они, конечно, должны изучать свою культуру, но должны знать и культуру той страны, в которой они живут. Патриарх отметил, что нигде преподавание этого предмета не привело к межрелигиозным и межнациональным конфликтам, "которыми нас пугают противники преподавания в школе положительных знаний об одной из религий". Никаких негативных последствий не породило и преподавание в ряде регионов ислама, а в национальных школах того же ислама и иудаизма. Между тем, представители двух последних конфессий, равно как и министр образования Андрей Фурсенко, придерживаются другой точки зрения, настаивая на изучении школьниками основ мировых религий.
Сторону православных занял генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, надеясь на то, что данный курс будет "объективно представлять религиозную ситуацию и в нашей стране, и во всем мире". "Необходимо помнить о том, что мы живем в России, для которой православие является одной из культурообразующих религий. Православие сыграло огромную роль в становлении российской государственности", подчеркнул Ковалевский, добавив, что преподавание ОПК в России "никому не может повредить".
С вопросом православия определилась в конце ноября и Общественная палата РФ. За две недели до этого события в Государственную Думу России был внесен проект поправок к закону "О свободе совести", направленный на введение в обязательные школьные программы курса "Основ православной культуры". Тем не менее, в проекте обращения к министерству образования и науки говорится, что обучение основам традиционных религий в школах должно осуществляться на добровольной основе и при соблюдении прав нерелигиозной части общества. Совет палаты также рекомендует министерству "выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций".
Всемирный русский народный Собор
В апреле завершился десятый Всемирный русский народный собор (ВРНС), на котором была принята новая Декларация о правах и достоинстве человека документ, в котором говорится о необходимости увязывания прав человека и нравственных основ.
По мнению авторов декларации, вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, его созидательный труд, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом.
В декларации свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью. В документе говорится о признании в человеке двух свобод: внутренней свободы от зла и свободы нравственного выбора. Категория "прав человека" рассматривается в неразрывной связи с нравственностью: только это позволяет личности реализовать свое достоинство. "Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает".
Декларация отвергает политику двойных стандартов в области прав человека, а также выражает готовность участников Собора к сотрудничеству и диалогу со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения этих прав. В Московском патриархате выражают готовность совместно с представителями других религий трудиться на правозащитном поле.
"Платформа собора позволяет Русской церкви защищать права и свободы не одной, но совместно со всеми представителями государства, общества и религиозных организаций, которые пожелают трудиться с ней на этом поле", заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Церковное руководство не собирается полностью искоренять прозападные понятия о правах человека, оно лишь стремится создать собственную декларацию, которая будет составлена с учетом национальной, культурной и религиозной традиции России.
Тем не менее, правозащитники довольно равнодушно отнеслись к предложениям руководства РПЦ, увидев за этими выступлениями ни что иное, как попытку РПЦ упрочить свое влияние и добиться новых преференций от государства. По мнению авторов декларации, "нельзя допускать ситуации, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к обострению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества".
Следующий Всемирный русский народный собор пройдет в Москве 5-7 марта 2007 года. Его тема – "Богатство и бедность: исторические вызовы России".
Диалог с католиками
В декабре, выступая на ежегодном епархиальном собрании города Москвы, Алексий II обвинил католическую церковь в том, что она продолжает осуществлять действия, направленные против РПЦ. На это заявление незамедлительно отреагировал Ватикан: госсекретарь кардинал Тарчизио Бертоне заявил, что Римско-католическая церковь (РКЦ) "не практикует прозелитизм", то есть не переманивает верующих. Проблемы во взаимоотношениях святого престола и РПЦ начались в начале 90-х годов прошлого века, когда Греко-католическая церковь на Украине насильственными методами стала захватывать православные храмы на Западной Украине. Еще одним фактором в ухудшении отношений церквей стало преобразование в 2002 году католической церковью своих административных структур в России, а также миссионерская деятельность на канонической территории РПЦ
Тем не менее, нельзя сказать, что отношения между Русской православной и Римско-католической Церквами на данном этапе оставляют желать лучшего. Однако говорить о скорой встрече Алексия II с Бенедиктом XVI, по меньшей мере, преждевременно, считают в Московском патриархате. Хотя такая встреча "в надлежащее время и в правильном месте" могла бы, вероятно, быть значительным шагом в совместном свидетельстве двух Церквей о ценностях христианства перед лицом современного мира, визит папы Римского в Россию при наличии разногласий в православно-католических отношениях еще сильнее усугубит противоречия между обеими Церквами, уверен митрополит Кирилл. По мнению владыки, определенные шаги на пути совместного свидетельства православных и католиков уже сделаны: и на прошедшей двусторонней конференции в Вене, и на Всемирном религиозном саммите в Москве в начале июля.
Одним из примеров "подвижек" в отношениях можно назвать и пленарную ассамблею Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ), которая прошла в октябре в Санкт-Петербурге. Данное собрание является беспрецедентным для нашей страны: никогда еще ранее в России в одно время и в одном месте не собиралось столько католических иерархов, включая 11 кардиналов.
"Важно, что Бенедикт XVI открыт к тому, чтобы Русская Церковь и Ватикан совместно вырабатывали ответы на те вопросы, которыми живет человек в нынешнем мире, откуда вытесняются общехристианские ценности", считает митрополит Кирилл. При этом он подчеркнул, что обеим Церквям следует воздерживаться от любых шагов, которые могут осложнить "и без того не очень простые отношения".
"Возможность личной встречи с Папой никогда не исключалась, и мы всегда настаивали на том, что такая встреча должна открыть новую страницу в наших отношениях и не должна быть лишь протокольным мероприятием перед телекамерами, имеющим целью показать, что у нас нет проблем, в то время как они у нас есть", сказал Патриарх Алексий II в интервью французскому журналу "Пари матч".
Конфликт в Сурожской епархии
В октябре на состоявшемся заседании Священного Синода РПЦ было решено вновь вызвать епископа Василия (Осборна), самовольно перешедшего в Константинопольский патриархат, на заседание Священного Синода и предупредить, что в случае игнорирования призыва он подлежит суду архиереев. Ранее, несмотря на двукратное приглашение, епископ Василий не прибыл на заседание Синода.
В июле бывший управляющий Сурожской епархии был лишен права священнослужения Синодом Русской церкви за самовольный переход в юрисдикцию Константинопольского патриархата и за другие канонические нарушения. При этом священноначалие Московского патриархата признало недействительным и противоречащим церковным канонам решение, принятое 8 июня Константинопольским патриархатом, о принятии епископа Василия в свою юрисдикцию.
В ходе заседания иерархи выразили глубокую озабоченность в связи с "неканоническими действиями" архиепископа Команского Гавриила, "выразившимися в неоднократном принятии в клир экзархата русских западноевропейских православных приходов (Константинополь) клириков Русской православной церкви" без обращения к ее священноначалию с просьбой о предоставлении им отпускной грамоты.
Синод отметил, что подобные действия не только создают новые препятствия на пути к каноническому урегулированию положения приходов, прервавших административные отношения с высшей церковной властью Московского патриархата, "но и нарушают церковный мир, а также подрывают братское сотрудничество православных в Западной Европе".
Десница Иоанна Предтечи
В этом году закончилась акция по принесению в Россию десницы Иоанна Предтечи, правой руки пророка, которой был крещен Иисус Христос. Святыня была принесена по благословению Алексия II в пределы РПЦ с 7 июня по 18 июля. За это время паломничество к святыне совершили более двух миллионов россиян, жителей Украины и Белоруссии. При этом среди приходящих к деснице были не только православные христиане, но и мусульмане, и греко-католики.
"Эта святыня принесла нам благословение миллионов верующих России, Патриарха Алексия II, архиереев и священников Русской церкви. Мы стали богаче после путешествия десницы от той любви, с которой люди шли к ней", сказал митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Он добавил, что, "хотя сейчас физически десница снова в Черногории, но ее благодать осталась повсюду, где она была, и даже там, куда ее не удалось принести".
Доставивший десницу обратно митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир передал правящему архиерею Черногории благодарность патриарха Алексия, священства и паствы Русской церкви. "Принесение десницы стало великим событием, потому что произошло соприкосновение двух поместных Церквей, сердца сербских верующих соприкоснулись с сердцами русских православных людей", сказал он, вручив митрополиту Амфилохию в подарок от Алексия II архиерейский посох.
Итоги Собора Русской православной старообрядческой церкви
Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) заявила о глубоком кризисе самосознания российского общества, потере духовной и материальной силы народа, и призывает его к подлинному духовному возрождению.
"В настоящее время русский народ подошел в своем историческом бытии к опасной черте, оказался в глубоком кризисе. Прежде всего, он поразил наше самосознание, складывавшееся веками. Некогда мощный, великодушный, миролюбивый народ стремительно теряет духовную и материальную силу, нравственный авторитет и чувство собственного достоинства. Совсем недавно это выразилось, в частности, во вспышках межнациональной розни в России, экстремистских действиях, приведших к человеческим жертвам", говорится в обращении Собора РПСЦ, проходившего в украинском селе Белая Криница 14-16 сентября.
Участники Собора заявили, что только сам русский народ способен реально исправить сегодняшнюю печальную ситуацию. "Это произойдет лишь тогда, когда мы сможем остановить собственную деградацию и оказать сопротивление злу, разрушающему нас извне и изнутри", говорится в обращении.
Архиереи РПСЦ подчеркнули, что уровень моральной деградации "достиг ныне небывалых размеров: при помощи средств массовой информации, идет наглая пропаганда разврата и всевозможных пороков, перед которой большинство русских оказалось духовно беззащитно". В этом отношении, признают участники Собора, другие народы, сохраняющие традиционные формы своего бытия, демонстрируют явное превосходство.
Освященный Собор обратился ко всем русским людям, особенно к молодежи, с отеческим призывом "сохранять себя от скверны греха, строить жизнь на основе проверенных временем национальных традиций, среди которых главные – истовая христианская вера, крепкая многодетная семья, отказ от пороков и вредных привычек, послушание церковному и государственному закону и непременное трудолюбие".
Что касается возможности восстановления полного единства РПСЦ и РПЦ, то в Московском патриархате в этом сомневаются.
"Это трагическое разделение существовало на протяжении веков, рана уже поддерживается своим преданием, своей традицией, и в ближайшее время вряд ли ее можно будет уврачевать", заявил в ноябре митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В то же время, следует помнить, что "мы принадлежим к одному духовно-культурному пространству, мы часть единой традиции".
"Это должны понимать обе стороны. Мы можем говорить об общем для нас о молодежи, об интеллигенции, о культуре, о социальной озабоченности, можем найти общий язык для свидетельства о Христе народу. В последнее время на этом пути есть сдвиги", констатировал иерарх.
По его словам, когда-то самоизоляция воспринималась старообрядцами как добродетель, как неотъемлемая часть самоидентификации. "Однако то, что говорили и почивший митрополит Андриан, и нынешний глава старообрядческой митрополии владыка Корнилий, свидетельствует: сейчас старообрядцы готовы к диалогу не только с Русской православной церковью, но и с представителями светского общества", заключил митрополит Кирилл.
Ислам
В конце августа в России состоялось заседание Группы стратегического видения "Россия-исламский мир". Участники мероприятия пришли к выводу, что в России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий. И он может быть востребован при разрешении конфликтных ситуаций.
Группа стратегического видения "Россия Исламский мир", созданная в нашей стране, своей главной целью считает недопущение того, чтобы мир был искусственно разделен на два враждующих религиозных лагеря.
Участники выразили жесткую позицию в отношении исламофобии, которая, на их взгляд, никому не принесет дивиденды, а только усугубляет ситуацию. В проекте специального заявления отмечается, что "недавняя война Израиля в Ливане, которая не имеет ничего общего с антитеррористической операцией, со всей наглядностью показала опасность возникновения на Ближнем Востоке полномасштабных военных действий и раскола мира по цивилизационному признаку".
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев отметил, что мусульмане России обладают уникальным опытом развития исламского богословия и его реформирования. Благодаря этому мусульмане стали открытыми другим культурам, конкурентоспособными и терпимыми. Они научились сохранять традиции в рамках православного государства.
По словам посла по особым поручениям МИД России Вениамина Попова, мирное сосуществование ислама и христианства в России показывает, что разные религии могут не только нормально уживаться, но и стать генератором динамичного развития во всех сферах.
Участники встречи в Казани подтвердили свою приверженность идеям мира, гуманизма и толерантности, решительно осудили терроризм во всех его формах и проявлениях. Они также отвергли любые попытки связать терроризм с какой-либо религией и национальностью. Участники форума призвали к развитию и углублению диалога между цивилизациями, так успешно проявившего себя в России.
Генеральный секретарь организации "Исламская конференция" (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу после визита в июне в Москву оценил перспективы диалога России и исламского мира как позитивные. Он также отметил, что Россия "выступает на стороне исламского мира в наиболее чувствительных для него вопросах", при этом "именно при президенте Путине Россия стала восстанавливать и укреплять те позиции, которые имел СССР в исламском мире".
Мусульмане на пути создания единого исламского образовательного пространства
Для решения насущных задач мусульманского образования в России предложено учредить Ассоциацию мусульманских профессиональных учебных заведений. Такую идею высказали участники научно-практической конференции "Инновации в системе исламского религиозного образования в России", которая прошла в ноябре в Казани в Российском исламском университете.
Отметив, что в современных условиях светские дисциплины являются неотъемлемой частью классического богословского образования, участники конференции также предложили осуществлять разработку стандартов и учебных планов на основе комплексного подхода.
Кроме того, в ходе конференции звучали высказывания о необходимости формирования в России единого исламского образовательного пространства, в создании которого должны принимать непосредственное участие руководители учебных заведений и духовных управлений мусульман. Участники форума высказались также за более тесное и активное взаимодействие в решении вопросов финансирования религиозных учебных заведений.
Итогом работы конференции стала резолюция. В ней, в частности, содержится рекомендация руководителям религиозных учебных заведений учредить Ассоциацию мусульманских профессиональных учебных заведений России для решения актуальных задач исламского образования. Сегодня в Российской Федерации около 20 исламских высших учебных заведений. Они располагаются в Москве, Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, Махачкале, Хасавюрте и других городах. Также действуют десятки начальных и средних религиозных школ.
Что касается оценки уровня мусульманского образования и богословия в России, то он, по мнению секретаря Межрелигиозного совета СНГ Азера Алиева, низкий.
"Несмотря на наличие медресе и высших учебных заведений, открытых (в России) за последние годы, качество получаемого образования и количество выпускников далеко не соответствуют должному уровню", заявил А.Алиев, выступая в декабре на III сессии Совета по правам человека ООН в Женеве. Реформирования и улучшения заслуживает также "учебный процесс на специальных курсах, факультетах на базе университетов с преподаванием арабского языка, философии, истории религий и исламоведения, выпускники которых получали бы специальность "мусульманское богословие".
Иудаизм
Прошедший год для Конгресса еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР) был, прежде всего, связан с проведением мероприятий, посвящённых 100-летнему юбилею Московской хоральной синагоги. Удалось провести ее реставрацию и реконструкцию, восстановить росписи, оснастить многочисленные залы и помещения современным техническим оборудованием.
По словам руководителя пресс-службы КЕРООР Владимира Плисса, продолжается работа по возрождению еврейских общинных структур основы существования народа в диаспоре. "Значительное сокращение программ помощи со стороны зарубежных еврейских благотворительных организаций приводит российское еврейство к мысли, что надеяться мы можем только на самих себя", заявил он.
По его словам, в ближайшее время на обсуждение еврейских общин России будет представлена программа, предлагающая принципиально новые положения, призванные активизировать деятельность в области религиозно-культурного просвещения. Среди приоритетных направлений организация работы с еврейской молодёжью.
По мнению руководства КЕРООР, государство не вмешивается в дела еврейских религиозных организаций и не осуществляет препятствий для исполнения культовых обрядов и традиций. Многие руководители еврейских общин входят в состав межконфессиональных и межнациональных общественных советов на городском и федеральном уровнях и способствуют укреплению согласия в обществе.
Серьёзную проблему КЕРООР видит в мутном потоке "массовой культуры", обрушивающемся на сознание российских граждан с телеэкрана.
"Насилие и пошлость, вульгарность и бездумность рождают бездуховность. Безответственная погоня за коммерческой прибылью оборачивается потерей нравственных приоритетов. Государство обязано рассмотреть вопрос о выделении средств для телевидения, заботясь о духовном здоровье нации. Подобное вмешательство государства можно будет только приветствовать", заявил АНН Владимир Плисс.
Еще одной проблемой до сих пор остается антисемитизм. По сравнению с его проявлениями в других странах, Россия здесь не лидер. Но это не значит, что евреи могут успокоиться, потому что даже один такой случай – это на один больше, чем нужно. Самым ярким примером в этом году стало преступление Александра Копцева. 11 января он ворвался в помещение синагоги на улице Большая Бронная в Москве и нанес ножевые ранения находившимся там людям. В сентябре Копцев был приговорен к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Суд признал его виновным в разжигании межнациональной и религиозной вражды (при первом рассмотрении дела в суде эта статья из приговора была исключена), а также в покушении на убийство двух и более лиц. Еврейская общественность положительно оценила вынесение этого приговора. ФЕОР также выразила надежду, что завершение судебного разбирательства "этого кровавого преступления" положит начало практике регулярного применения российскими судами 282 статьи Уголовного кодекса (разжигание межнациональной, межрелигиозной и межрасовой розни). Сам Копцев в последнем слове заявил, что "осознал свою ошибку".
Несмотря на эти случаи, антисемиты в России это маргиналы, особенно на общем фоне доброжелательного отношения россиян к евреям. Так считает главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар. Кроме того, по его словам, евреем в России быть не трудно.
"Может быть, даже легче, чем где бы то ни было. Сегодня в таких странах, как Франция и Англия, к нам отношение очень недоброжелательное. В Европу переехало много арабов, они агрессивны, евреи чувствуют себя некомфортно. Люди уезжают в Израиль. В Россию же, напротив, больше возвращаются. Если раньше во всех бедах виноваты были евреи, сейчас этого нет. В России к евреям относятся доброжелательно, это доказал случай с Александром Копцевым. После того как он напал на молящихся в синагоге, мы получили тысячи писем со словами поддержки от людей всех национальностей", сказал также Лазар.
Буддизм
Буддисты Калмыкии так его не дождались в этом году Далай-ламу XIV. Он не приехал и в Москву на саммит религиозных лидеров, который проходил в июле. Не помогло российским буддистам даже письмо на имя Владимира Путина, в котором просят президента оказать содействие в вопросе визита Далай-ламы в Россию.
В результате глава буддистов Калмыкии Шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче принял решение не участвовать в саммите. По его словам, кризис вокруг визита Далай-ламы показал, что "каким бы сильным демократическим государством мы ни являлись, наши позиции легко поколебать. Россия предпочла следовать интересам граждан другого государства (имеется в виду КНР – прим. АНН) вместо того, чтобы защищать интересы своего народа".
Глава государственного управления по делам религий Китая Е Сяовэнь высоко оценил саммит и поблагодарил российские власти за понимание в вопросе о визите в Россию Далай-ламы XIV. Он отметил, что китайское руководство очень радует "тот факт, что Далай-ламе отказали во въезде в Россию для участия в религиозном саммите". "Далай-лама является не только религиозным деятелем, но и политиком, который осуществляет раскольническую деятельность против своей страны", сказал глава госуправления по делам религий. По его словам, решение об отказе во въезде духовному лидеру буддистов "является рациональным и свидетельствует об уважении ко всему народу" Китая.
По словам Всеволода Чаплина, заместителя председателя ОВЦС, Далай-лама не был приглашен постольку, "поскольку действительно мы оказались бы в странной ситуации, если мы бы пригласили, и ему МИД не выдал бы визу". "Не было гарантии того, что эта виза будет выдана, поэтому естественно, мы не стали присылать ему формального приглашения, хотя мы были бы рады его видеть, организационный комитет был бы рад его видеть", заявил отец Всеволод. Он надеется, что "когда-нибудь и его посещение Москвы и его встреча здесь с нашими лидерами религиозных общин произойдет".
В октябре Тэло Тулку Ринпоче заявил, что визит Далай-ламы может состояться в августе 2007 года. "Мы надеемся, что этот визит состоится не только в Калмыкию, но также в Туву и Бурятию еще две традиционные буддийские республики России", сказал он. Однако, по его словам, сейчас еще рано твердо говорить о том, состоится этот визит или нет. Ринпоче подчеркнул, что визит Далай-ламы в Россию в целом имеет большое значение, "это будет большой плюс для нашей страны", поскольку, какие бы страны буддийский лидер ни посещал, с кем бы ни встречался, его послание – "это послание гармонии, мира и призыв к общечеловеческим ценностям".
11 декабря глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов в Дхармасале (Индия) вручил Далай-ламе высшую награду республики орден Белого лотоса.
Секты
Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС) в октябре заявила, что число членов тоталитарных сект в России точно не известно. По приблизительным оценкам, оно составляет от 600 до 800 тысяч человек.
Сайентологи
В июле судебные приставы выселили тоталитарную секту сайентологов с давно освоенной ими территории – из здания на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Имущество петербургского отделения решением арбитражного суда оказалось под арестом из-за длительных невыплат арендной платы. Так сообщали средства массовой информации. Однако секта предпочла назвать действия приставов "враждебным выпадом", который "может исходить от наркодилеров, желающих остановить сайентологическую организацию".
Акция с арестом имущества сектантов стала результатом разбирательства гражданского дела в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Много лет подряд питерское отделение сайентологов занимало здание на Лиговском проспекте. Собственник здания не пожелал продлевать с ними договор аренды на новый срок. В добровольном порядке исполнять решение суда почитатели Рона Хаббарда отказались. Именно поэтому в здание на Лиговском проспекте и пришли судебные приставы.
Осенью сайентологи дали о себе знать в Челябинской области. По сообщениям местной прессы, скандал начался еще 27 октября, когда на совещании УВД Челябинска руководитель следственного управления полковник юстиции Любовь Васильева, проводя совещание с личным составом в отсутствии вышестоящего руководства, попыталась "познакомить" милиционеров с сайентологами. Знакомство "провалилось" благодаря начальнику отдела кадров УВД Челябинска Игоря Бараева, который дал достойный отпор представителям тоталитарной секты. Вполне возможно, те, кто приходил к милиционерам (в помещении велась фотосъемка), и не были непосредственно из секты, а действовали под "крышей" других организаций, распространяющих так называемые "административные технологии".
В декабре сайентологи, судя по заявлению православных священнослужителей, начали "массовую вербовку" в Екатеринбурге. "В ближайший месяц екатеринбуржцы окажутся объектами вербовки одного из самых опасных религиозных культов в мире. Тоталитарная секта "сайентология" начнет очередную массовую вербовку в свои ряды", говорилось в сообщении епархии. По данным катехизаторского отдела, организация действует под названием "Транссибирский тур доброй воли". Сектанты уже были замечены в детских домах и школах Екатеринбурга, где пытались организовать встречи с детьми, что является нарушением федерального законодательства о запрете деятельности религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Свидетели Иеговы
Празднование Дня знаний в Петропавловске-Камчатском чуть не было испорчено тоталитарной сектой "Свидетели Иеговы", которые для своего сборища хотели оккупировать с 1 по 3 сентября главную арену спорткомплекса "Спартак". Ранее директор стадиона отказался предоставить арену для праздника в честь Дня знаний, так как сдал ее на три дня сектантам. Мероприятие отменили. Из-за несоответствия стадиона пожарной безопасности и сантехническим требованиям.
В июле "Свидетели Иеговы" встретились в Москве. И тоже на стадионе – в Лужниках. Собралось больше 22 тысяч человек. Причем 527 (в том числе 429 женщин) приняли "крещение". "Иеговисты" благодарили директора стадиона, который при оформлении аренды поручился перед правительством Москвы.
Возьмем еще один пример: в Новосибирске "иеговисты" пока не могут найти для своих мероприятий место проведения. Но была информация о том, что в городе Усть-Кут Иркутской области разрешили построить "зал царств", мотивируя тем, что, мол, "иеговисты" не будут творить здесь такие плохие вещи, как в Москве.
В конце августа православные были возмущены тем, что на стадионе "Торпедо" та же секта захотела провести свой конгресс. "Иеговисты" заручились поддержкой городской администрации, чиновники которой выдали им все разрешительные документы на проведение съезда. Православным ничего не оставалось, как пойти на религиозное шествие под лозунгом "Русские люди, православные, защитим землю Русскую от сектантской чумы".
Неопятидесятники
Специалисты Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области выявили нарушения в деятельности Церкви христиан веры евангельской "Слово жизни". Проверка была проведена в июне текущего года на основании информации о ее деятельности, противоречащей действующему законодательству и уставу. Подтвердился факт проведения мероприятий религиозной направленности в воинских частях Новосибирского гарнизона с 2003 года, что уставом организации не предусмотрено. В адрес религиозной организации направлено письменное уведомление с указанием нарушений и рекомендации по их устранению. Напомним, что эта секта попыталась в мае провести религиозно-пропагандистскую акцию среди военнослужащих 85-й МСД и ветеранов ВОВ под предлогом
культурного мероприятия.
В минувшем году сообщалось об организации секретного лагеря для подростков в Новосибирской области. Сектанты заставляли детей выполнять странные обряды, а затем начинали вымогать у них деньги. Об этом стало известно из фильма "Семь дней, которые изменили твою жизнь", попавший в распоряжение Новосибирского центра по вопросам сектантства. В нем показывается, как подростки катаются по дорожкам, залитым помоями, и мажут голову непонятной коричневой жижей. Один из бывших активистов секты Сергей рассказывает, что таким образом подростков учили полностью отрешаться от всего земного: не обращать внимания на мирскую грязь и беспрекословно подчиняться пастору.
В декабре в Кировском районном суде Ярославля завершился судебный процесс по иску профессора Александра Дворкина к религиозной организации "Региональный управленческий центр христиан веры евангельской пятидесятников "Церковь Божья" учредителю газеты "Экклезиаст", опубликовавшей клеветнические материалы об ученом. На третий день судебных слушаний суд вынес решение, которым удовлетворил все основные исковые претензии истца. Суд обязал газету "Экклесиаст" опубликовать опровержение размещенных ранее в ней клеветнических измышлений, сообщал Центр религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского.
Григорий Грабовой
6 апреля в Москве сотрудниками прокуратуры задержан глава секты Григорий Грабовой. Под стражей "целитель" будет находиться до 20 марта 2007 года. Прокуратура Москвы обвиняет Грабового в мошенничестве в особо крупном размере ст.159 ч.4 УК РФ. Уголовное дело было возбуждено прокуратурой в апреле этого года по факту мошеннических действий работников "Фонда Григория Грабового". В рамках названного дела Грабовой был задержан и затем арестован.
15 июня 2006 года Г.Грабовому предъявлено обвинение по ч.4 ст.159 УК РФ по фактам хищения денежных средств граждан под видом "воскрешения" погибших родственников потерпевших или излечения их от тяжелых заболеваний. Всего Грабовому вменено 11 эпизодов.
Скандалы
Оскорбление религиозных святынь и чувств верующих – по этой проблеме можно было наблюдать единство взглядов всех традиционных конфессий России. В этом году основными темами стали публикация карикатур на пророка Мухаммеда, гей-парад в Москве, показ фильма "Код да Винчи", концерт Мадонны в Москве и др.
Карикатуры
Все началось с того, что 30 сентября 2005 года датская газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Мусульманская община Дании заявила протест, поскольку изображать пророка запрещено канонами ислама. 10 января 2006 года норвежская газета Magazinet перепечатывает карикатуры. Эту инициативу подхватили Die Welt (Германия), Le Temps (Швейцария), La Tribune de Geneve (Швейцария), Magyar Hirlap (Венгрия) и другие. Кроме того, несколько европейских газет нарисовали собственные карикатуры на тему борьбы свободы слова с исламом.
Волна погромов, беспорядков, демонстраций и бойкотов, которыми мусульманский мир отозвался на публикацию карикатур, ошеломил весь мир. В результате "карикатурной" интифады, которая выглядела отнюдь не карикатурно и прокатилась от Средиземноморья до Юго-Восточной Азии, исламский мир предстал как единый лагерь.
А в Тегеране додумались, как отомстить за опубликованные карикатуры. Обидчиков решили разить их же оружием карандашом. Крупнейшая иранская государственная газета Hamshahri объявила собственный конкурс "веселых картинок". Но темой выбрала не житие Христово, а вполне реальное и историческое событие минувшего века Холокост. Высшие официальные лица Ирана не раз публично заявляли, что никакого Холокоста во время Второй мировой войны не было. И все это, мол, выдумки сионистов. А раз так, над ними можно смеяться.
В России, правда, до таких беспорядков, как на Западе и Востоке, не дошло – все ограничилось выступлениями в поддержку. Хотя некоторые российские издания последовали примеру западных коллег, их очень быстро и жестко осадили.
Русская православная церковь решительно осудила антимусульманскую акцию ряда европейских изданий. "Мы считаем, что оскорбление религиозных чувств, будь то чувства православных, мусульман или представителей других религий, вещь недопустимая. В этом смысле мы полностью солидарны не с обидчиками, а с обижаемыми", заявил в феврале секретарь ОВЦС МП по связям церкви и общества Михаил Дудко.
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин сказал, что есть силы, которым выгодно именно сегодня спровоцировать мусульманские страны на агрессию. "Возможно, специально выбрали момент (с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, когда нужно было спровоцировать исламский мир на такую реакцию вполне предсказуемую, потому что мы живем в мире после 11 сентября. Тогда президент США заявил: "Мир изменился, и в худшую сторону", имея в виду, что теперь будет худо исламу", сказал муфтий.
Гей-парад
28 ноября Мосгорсуд признал законным запрет префектуры Центрального административного округа (ЦАО) Москвы в проведении 27 мая гей-парада на Лубянской площади. Таким образом суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы представителя организаторов несостоявшейся акции.
РПЦ, также как мусульмане и иудеи, считали и считают недопустимым проведение гей-парада, потому что гомосексуализм считается грехом. Противоположного мнения придерживались сами представители нетрадиционной сексуальной ориентации, а также некоторые правозащитники и даже политики. Иностранная пресса также высказывалась в поддержку гей-парада.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил поддержку мэру Москвы Юрию Лужкову в его решении не допустить проведения гей-парада. В открытом письме патриарха мэру отмечалось, что "Священное Писание, учение и многовековой опыт Церкви усматривает в различии между полами особый дар Творца. Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчины и женщины созданы для целостного единения друг с другом в духе христианской любви". Патриарх также сказал, что Церковь относится "с пастырской ответственностью к людям, имеющим подобные наклонности, и, призывая их к исправлению, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму" и пример для подражания". "Именно поэтому Церковь не приемлет всякую пропаганду безнравственности", говорилось в письме.
Мусульмане, по словам муфтия Равиля Гайнутдина, считают, что публичная пропаганда "подобных пороков за стенами соответствующих частных клубов и организаций вторгается в жизнь других людей и наносит очевидный вред общественной нравственности, прямо нарушает законные права подавляющего большинства граждан, желающих воспитывать своих детей в соответствии со своими традиционными и благочестивыми представлениями о семье".
Главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар заявлял, что пропаганда гомосексуализма, как и любых других сексуальных извращений, не имеет права на существование. Он отметил, что общество должно извлечь главный урок из скандала вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда, который заключается в том, что "любая публичная акция должна предприниматься с умом, с учетом того, что есть разные люди, и они могут быть оскорблены твоими словами или действиями". "Уверяю вас: парад гомосексуалистов это ничуть не меньшее оскорбление чувств верующих, чем любые карикатуры в газетах", подчеркнул раввин.
Код да Винчи
Фильмом "Код да Винчи", как и книгой, были возмущены христиане и мусульмане всего мира. Средства массовой информации посвятили реакции мирового сообщества такой вал сообщений, что это лишний раз разрекламировало фильм и книгу. На российские кинотеатры фильм вышел в мае.
В заявлении Московского патриархата говорилось, что наиболее потенциально опасным в "Коде да Винчи" представляется то, что основная идея подается не просто как беллетристический вымысел, а с явной претензией на изложение реальных исторических фактов, на документальную основательность, на попытку сбросить "шелуху лжи", которой якобы покрыла события священного прошлого христианская историография. При этом книга не выдерживает даже минимальной и поверхностной научной критики.
Авторы документа считают, что фильм "Код да Винчи" (как и книга, по которой он снят) представляет собой "откровенно кощунственное надругательство над основами христианской веры, священными для нас событиями евангельской истории, Господом нашим Иисусом Христом и его Церковью".
"Это духовный терроризм, считает верховный муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов. А государство должно быть защищено от него, так же как и от прямой военной агрессии. Поскольку цель у этого терроризма не менее опасна. Он разрушает духовный стержень российского народа, а значит и ослабляет российское государство".
Секрет популярности бестселлера Дэна Брауна объясняется невежеством людей. Об этом сказал секретарь российской конференции католических епископов Игорь Ковалевский. По его мнению, книга Дэна Брауна – это "лихо написанный триллер", и главная проблема в том, что "есть искушение забыть, что это триллер, основанный на нереальных событиях". "Во введении к книге написано, что в книге воспроизведены некие подлинные документы, события, и у читателя может сложиться неверное впечатление, что все, о чем написано в данной книге, является истиной", сказал Ковалевский.
Тем не менее, показ в кинотеатрах многих стран мира "Кода да Винчи" принес за первые три недели проката доход, превышающий $640 млн. Эта кинокартина пользовалась наибольшей популярностью за пределами Северной Америки: в США и Канаде доходы составили $189 млн., а за пределами этих стран $453 млн. На премьере фильма на Каннском фестивале критики дали невысокую оценку ленте.
Концерт Мадонны
12 сентября в Москве певица Мадонна предстала распятой на кресте, что не просто смутило верующих москвичей всех конфессий, но и в очередной раз сплотило перед угрозой поругания святынь.
"Эта дама не первый год смешивает с воспеванием человеческих страстей христианские символы кресты, статуи Богородицы, четки, а теперь дошла очередь и до самораспятия. Это говорит о том, что певице нужна духовная помощь", заявил заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.
"Это не вяжется с традициями наших народов. И такого человека как Мадонна не красят подобные вещи", сказал зампредседателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин. Он подчеркнул, что мусульмане уважают традиции своего государства, традиции народов Российской Федерации и религиозные чувства христиан. Руководитель Международного отдела СМР Рушан Аббясов, в свою очередь, отметил, что ислам в принципе не приветствует появление женщины на сцене в неподобающем (по исламским нормам) виде.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган призвал всех солидаризироваться с православными и католиками, чувства которых оскорбляет шоу. Раввин отметил, что решение провести концерт не на Красной площади, а на Воробьевых горах правильное, ибо даже и на коммунистическом кладбище петь не стоит. В Федерации еврейских общин России считают, что в шоу Мадонны есть элементы, задевающие их религиозные чувства. По словам руководителя департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина, Мадонна использует в своих шоу и иудейские, и мусульманские религиозные символы, что его как иудея шокирует, равно как и использование в ее песнях еврейской терминологии, "достаточно безграмотное и невежественное". Горин подчеркнул, что отношения "к самому сокровенному, что есть в морали человека, вере" у организаторов подобных концертов и исполнителей в Москве, "столице Православия", должно быть "более чем тактичное", напомнив, какую реакцию в мусульманском мире вызвала публикация на Западе карикатур на Мухаммеда.
Общее
Саммит религиозных лидеров
В июле в Москве впервые прошёл Всемирный саммит религиозных лидеров. Для участия в его работе в российскую столицу приехали около 300 видных деятелей различных конфессий из 49 стран. Саммит был организован по инициативе РПЦ и Межрелигиозного совета России, который был создан в 1998 году главами и представителями четырех традиционных религий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма). Идею проведения такого форума поддержал президент России Владимир Путин, назвав его "востребованным и своевременным". По сути, это первая попытка конструктивного диалога между наиболее влиятельными деятелями различных конфессий.
Международные конференции подобного типа и ранга уже проводились, причем местом их проведения был Советский Союз. Например, в 1969 г. в Загорске состоялась Всемирная религиозная конференция, в которой приняли участие представители различных религий из 45 стран мира.
Участники нынешнего Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве заявили о необходимости создания миропорядка, который сочетал бы демократию с уважением к нравственности, политическим системам и религиозным традициям людей.
Они призвали усилить поддержку семьи, заявили о важности религиозной свободы в современном мире, осудили любые формы терроризма и экстремизма и попытки их религиозного оправдания, а также деятельность псевдорелигиозных групп и движений. Также участники московской встречи потребовали прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест.
Была также отмечена необходимость формирования международного экономического уклада на принципах справедливости и морали. "Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества", заявили религиозные лидеры.
Институт военных священников
Этот вопрос обсуждался в обществе в течение всего года, однако православные, мусульмане и иудеи к согласию не пришли.
Патриарх Алексий II положительно оценил идею законодательного оформления института военного духовенства. По его мнению, "это послужит развитию наиболее плодотворных форм сотрудничества религиозных организаций и правоохранительных органов". "Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины", отметил Патриарх.
По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, армия является частью народа. Он сказал, что никто еще не изобрел эффективной альтернативы, поэтому даже в самых секулярных странах, таких, как США, "где очень жесткое осуществляется разделение религии, церкви и государства", существует институт военного духовенства.
При Федерации еврейских общин России (ФЕОР) начал работу Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями. Главная задача отдела, который курирует раввин Аарон Гуревич, опека евреев-военнослужащих как офицеров, так и солдат, защита от произвола, а также материальная поддержка. В задачи нового подразделения входит обеспечение молитвенными принадлежностями и религиозной литературой, кошерными продовольственными наборами длительного хранения, страхование военнослужащих от несчастного случая, материальная поддержка родителей солдат, проходящих срочную службу (неполные семьи, инвалиды, пенсионеры). Отдел также будет заниматься контролем за соблюдением со стороны военкоматов права действующих раввинов и студентов ешив на отсрочку от срочной службы, содействовать в оформлении ходатайств о предоставлении краткосрочных отпусков для участия в проведении иудейских праздников, в защите от проявлений антисемитизма и произвола в частях.
Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддерживает идею помощи военнослужащим со стороны духовенства, но выступает против учреждения в стране института капелланов. На этот счет у Совета муфтиев есть четкая позиция, которая отличается от позиции Русской православной церкви. "Наше мнение не меняется. Мы считаем, что в армии не должны быть имамы в военных погонах имамы должны оставаться имамами и духовно окормлять, а не командовать", подчеркнул муфтий.
По мнению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиуллы Якупова, главным препятствием для поддержки создания института военного духовенства у части мусульманских организаций является "именно подозрительное отношение друг к другу, недоверие к православию, неизжитость прежних стереотипов". При этом он отметил, что проблема учреждения института военного духовенства для мусульман не так остра, как для православных верующих, поскольку любой из военнослужащих, наиболее сведущий в шариате, "может предстать в коллективном намазе", более того, намаз необязательно проводить совместно, а пятничные намазы в условиях военной дислокации "носят необязательный, факультативный характер".
Отметим, что на пресс-конференции в декабре представители иудейских и мусульманских общин России высказались за скорейшую разработку правовой базы для введения в стране института военного духовенства.
Католическая церковь в России в лице Конференции католических епископов России поддержала инициативу РПЦ по пастырскому окормлению военнослужащих православного вероисповедания. Об этом говорилось в письме председателя Конференции католических епископов России И.Верта главе ОВЦС МП митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.
Статистика: о вере и верующих
Церковь находится на третьем месте в иерархии доверия у россиян (60% доверяющих) после института президента и армии.
"В принципе это та же триада "Бог, царь и Отечество", только перенесенная на современную российскую почву", пишет руководитель сектора социологии Института общественного проектирования Михаил Тарусин в статье, опубликованной в ноябрьском номере журнала "Фома".
Говоря об уровне доверия к Церкви у населения, он напомнил, что еще 15 лет назад страна официально считалась атеистической, но если тогда атеистами называли себя около 35% населения, то сегодня эта цифра сократилась в два с лишним раза до менее 15%. В традиционно исламских регионах соотношение примерно то же: там людей, считающих себя мусульманами, тоже примерно две трети.
В то же время, те, кто называют себя сегодня православными христианами, чаще делают это по этнографическому, культурному и историческому признакам. Только около 15% опрошенных можно назвать людьми воцерковленными, поскольку они каждый месяц и чаще посещают храм и участвуют в таинствах. Эксперт сказал, что в конце 1980-х годов таких было всего 4% населения, а во второй половине 1990-х около 6%.
Касаясь возрастных характеристик православных россиян, Тарусин отметил, что если средний возраст верующих в середине 1980-х годов был равен 62-63 годам, то сейчас примерно 44-45 лет. Таковы данные опроса, в котором не принимали участие дети. Воцерковленных православных верующих среди представителей среднего класса, по его словам, примерно 11-12%.
ХХХ
По данным исследования (интернет-опрос), которое проводилось с 29 сентября по 13 октября сотрудниками социологического факультета МГУ, 83% среди экономически активного населения России называют себя христианами, из них более 50% православными. Причем, чем люди старше, тем больше они идентифицируют себя именно с православием, а не просто с христианством.
В Москве считают себя христианами около 90% опрошенных. Атеистов в целом по России до 10%, мусульман 3,5% (в Москве 0,8%), буддистами себя назвали 0,4% опрошенных (1,6% в Москве), католиками соответственно 0,3% и 0,5%.
Только 14% респондентов на вопрос, как они представляют Бога, согласились с тем, что "Бог это Троица". 30% опрошенных понимают Бога как "высший разум, которого не знает ни одна религия мира", 12% считают Бога "космическим разумом". 24% соглашаются с тем, что "Бог есть любовь", 20% что "творец и судья мира", 16% предложили свои определения Бога, также далекие от традиционного учения Церкви. Считают, что Бога нет, 5,7% респондентов.
Авторы исследования отметили, что только 23% христиан считают важными обряды. 69% из тех, кто называет себя последователями Христа, соглашаются с тем, что в храм можно не ходить, обряды можно не соблюдать. При этом 40% опрошенных мусульман считают посещение богослужений и соблюдение религиозных обрядов обязательными.
Основными ценностями большинство опрошенных называют семью, здоровье и друзей. Деньги стоят только на 7-м месте, а власть занимает последнее, 18-е место. В опросе приняли участие 6 тысяч 864 человек из 248 городов РФ.
ХХХ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в мае данные об отношении россиян к позиции Русской православной церкви по защите нравственных ценностей. Как показали результаты исследования, россияне достаточно осторожно относятся к перспективам усиления религиозной компоненты в жизни России, хотя и хотели бы, чтобы Церковь более активно влияла на духовную жизнь всего общества (так считают 47,4% опрошенных). 29% предпочли бы, чтобы РПЦ и другие церкви ограничили свою деятельность религиозными обрядами и ритуалами, а 18,2%, напротив, хотели бы, чтобы Церковь серьезно влияла на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства.
Нет единого мнения в российском обществе о роли и правах православия. Если 40,6% опрошенных придерживаются наиболее "политкорректной" точки зрения, согласно которой "православие – это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие", то 52,7% россиян настаивают на "особой" роли православия. При этом, по мнению 34,8% опрошенных, православие должно иметь "особые права" в российском обществе, так как оно является наиболее традиционной для русского народа конфессией, а 17,9% придерживаются еще более решительного мнения, согласно которому православие должно не просто иметь "особые права и играть особую роль", но и должно стать стержнем всей российской государственности.
Большинство современных россиян не готово жертвовать своим благополучием во имя общих целей. По мнению 51,7% опрошенных, нет таких общих целей, ценностей и идей, ради которых стоит пожертвовать жизнью. В то же время, 33,9% отметили, что есть люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради блага других людей или страны – к их числу опрошенный относит себя или кого-то из своего близкого окружения.
В современной России, где общество атомизировано, а доверие к государственным и общественным институтам невелико, главным источником нравственных норм и ценностей, по мнению россиян, должна оставаться семья, так полагают 72,4% опрошенных. Гораздо меньшую роль в ретрансляции нравственных норм и ценностей отводят россияне государству в лице школы (15,4%) или тем более армии (0,6%), Церкви (3,8%), литературе и искусству (2,0%), СМИ (2,0%), трудовым коллективам (1,8%) или дружеским компаниям (0,7%).
По материалам источников: АНН