Недавно в Екабпилсе состоялась уже вторая по счету молодежная конференция, посвященная религиозному образованию и воспитанию в воскресных школах при старообрядческих общинах Латвии. Ее организаторами стали комиссия по работе с молодежью при ДПЦЛ, Екабпилсская и Даугавпилсская Новостроенская старообрядческие общины. В работе конференции участвовало более 50 представителей старообрядческих общин Латгалии и Риги. Ожидали и гостей из Литвы, Эстонии и Польши, но они, к сожалению, не смогли прибыть из-за огромнейших очередей, образовавшихся в последнее время на границах с Латвией.
Время и место проведения конференции были выбраны не случайно. В конце ноября Церковь поминает одного из вселенских учителей и покровителей науки, автора почти 2000 трактатов, писем и проповедей Иоанна Златоуста.
А местом проведения конференции Екабпилс стал потому, что совсем недавно старообрядцы этого города испытали настоящий шок. Один из местных служителей старообрядческой общины, исполняющий обязанности духовного наставника, изменил конфессиональную принадлежность, заявив о том, что Поморская старообрядческая Церковь исчерпала себя в плане христианской значимости.
По словам председателя комиссии по работе с молодежью при ДПЦЛ Ильи Жилко, нынешняя конференция стала убедительным доказательством того, что тайно рукоположенный в Америке в другой сан Василий Волков, мягко говоря, ошибался. Она показала, что молодежь интересуется вопросами религиозного воспитания, а значит и своим будущим. Накопившиеся проблемы были озвучены в 15 докладах. Молодые представители старообрядчества заинтересованно обсуждали их практически целый день.
Своим опытом поделились екабпилчане, организовавшие три школы, в том числе и для взрослых. Показателен пример Вилянской старообрядческой общины, которую возглавляет Александр Воронов. При поддержке родителей и педагогов этот духовный наставник преподает Слово Божие в средней школе. Добрые традиции празднования масленицы и других мероприятий, пропагандирующих традиции русской культуры, прижились в Прейли.
Однако, несмотря на то, что воскресные школы есть при всех крупных старообрядческих общинах Латвии, они, к сожалению, не решают всех проблем религиозного образования. Оставляет желать лучшего активность и заинтересованность в этом родителей и педагогов.
В общеобразовательных школах сейчас преподают христианскую этику. В роли учителя может выступать любой педагог, получивший специальный сертификат Минобразования. Но при поддержке администрации школ и родителей, этот предмет, как Закон Божий, готовы преподавать школьникам духовные наставники старообрядческих общин. Упомянутым выше Александром Вороновым и учителем воскресной школы Рижской Богоявленской старообрядческой общины Татьяной Машниной разработаны специальные программы религиозного образования в общеобразовательных и воскресных школах. А значит, есть и задача претворить их в жизнь.
Часть докладов, прозвучавших на конференции, были посвящены вопросам билингвального образования. К сожалению, зачастую оно не достигает желаемого эффекта. В результате некачественного билингвального преподавания школьники поверхностно осваивают, как латышский, так и русский языки.
Участники конференции означили и еще одну очень важную проблему, связанную с массовым выездом староверов на заработки заграницу. Многие из них не возвращаются на родину, отрываясь, таким образом, от своих корней, забывая язык и традиции старообрядчества. Общеобразовательные школы для детей эмигрантов во многих странах уже есть. Почему бы не подумать о создании там воскресных школ?
По материалам источников: Самарское Староверие