Знаковыми событиями "Встреч старообрядцев мира", которые пройдут в Бурятии с 30 мая по 3 июня 2007 года, станут установки памятных знаков по пути следования по Забайкалью протопопа Аввакума, а также закладка первого камня в основу храма Рожества Христова, сообщает РИА "Сибирь" .
Известно, что протопоп Аввакум в 1653 году был сослан в Тобольск, а затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, Шипки и Амура. (Даурия название части территории Забайкалья и (до XVII века) западной части Приамурья.)
Как поясняет пресс-служба правительства Бурятии, к дням встреч в Улан-Удэ и районах республики готовится большая информационная программа, направленная на сохранение и развитие культуры и традиций старообрядцев. В частности, планируется провести V международную научно-практическую конференцию "Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи", республиканский детский фестиваль семейской песни и т.д.
В пресс-службе пояснили, что основную массу староверов Забайкалья, более 100 тыс. человек, образуют, так называемые семейские. Их значительная часть живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов Бурятии. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, имеется в Заиграевском, Баргузинском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.
История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича. В конце XVII-начале XVIII веков многие старообрядцы бежали в Польшу. В начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин тогдашней Европейской России и особенно Сибири. Она в первый же год своего вступления на престол своим манифестом пригласила всех старообрядцев вернуться в Россию. Им предлагались льготные условия поселения в Сибири и других областях страны.
Массовое переселение старообрядцев из Польши в Восточную Сибирь началось в середине XVIII века. Наиболее многочисленные группы раскольников прибыли для поселения в долину реки Хилка в 1768 году. Затем значительные партии прибывали почти ежегодно. Заселение старообрядцами Забайкалья проходило на протяжении более чем двух десятилетий, вплоть до конца 80-х годов XVIII века.
Старообрядцы шли в далекий неведомый край целыми семьями, и, обосновавшись на новом месте, так же селились семьями. Отсюда и прозвище "семейские", которым они сами себя называли.
Заселение восточной окраины России вызывалось государственной необходимостью. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе и установление границ с восточными соседними странами требовали немалого количества, прежде всего, продовольствия для горнорабочих и армии. Колонии старообрядцев явились как раз тем источником рабочей силы, которая могла восполнить пробел в развитии земледелия на восточной окраине русского государства.
Староверы оправдали возложенные на них надежды. Они скоро привыкли к суровой сибирской природе и очень высоко, по тому времени, подняли земледелие и другие отрасли сельского хозяйства.
Об этом сообщает "Самарское Староверие"