ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православная цивилизация должна стать будущим для Грузии

Георгий Векуа :: 10 ноября 2009

Нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии.

Как известно, влиятельный американский политолог С. Хантингтон в своем нашумевшем труде "Столкновение цивилизаций", выделил православный мир, то есть, страны, где преобладающей религией является православное направление христианства, как одну из отдельно взятых цивилизаций мира, среди других (всего он выделил 9 таких "зон"). Причем, по его мнению, "осью" православной цивилизации является Россия. Сейчас много разговоров о возрождении православия, выдвигаются даже концепции, где национальная идеология основывалась бы на православии, как на фундаменте. Однако все это пока остается довольно неопределенной перспективой.

Попытаемся посмотреть на ситуацию в целом и выяснить, какую роль играет православие в жизни народа, в таких странах, как Грузия или Россия.

С одной стороны, мы все видим, что идет возрождение религиозности, особенно в Грузии (чуть меньшей степени в России, хотя и там тоже, особенно в последнее время), строятся церкви, священнослужители все чаще выступают в средствах массовой информации и на телеэкранах, проповедуя православные ценности, обсуждаются возможность введения в школьные программы обучения основ православия в той или иной форме и т.д. Кстати, со следующего года в 18 регионах России, в виде эксперимента вводится школьный предмет – "Основы православной культуры". Довольно жаркое обсуждение этого вопроса идет и в Грузии.

С другой стороны, жизнь большинства населения в России или в Грузии почти никак не связана с религией, ее ценностями и даже религиозными переживаниями. Миллионы людей в православных странах каждый день часами сидят в т.н. социальных сетях и в блог-сервисах в Интернете и обсуждают всякие мелочи, тратя много времени на выяснение того, у какой модели мобильного телефона чуть лучше работает фотокамера или какой автомобиль (импортный) комфортнее, не говоря уже о "чате", то есть, почти бессмысленном обмене фразами среди потребителей Интернета.

Переживания во время футбольного матча испытываются намного острее современными людьми, чем религиозные чувства. Сплошь и рядом все слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, соответственно, нынешняя лексика молодежи насыщена названиями западных поп-групп, именами "звезд" кино или певцов и обрывками фраз, выученными из западного (американского) сленга и масс-культуры.

Молодые люди и "тинэйджеры" часто оказываются полностью вовлеченными в разного рода маргинальные, похожие на секты, объединения, наподобие "эмо", "готов", "рокеров" и пр. Опасное распространение приняла наркомания, индифферентное или циничное отношение ко всему, бездумное потребительство, "культ" импортных, модных вещей и брендов, их фетишизация. Можно привести курьезную, но достоверную информацию, что в Тбилиси, отнюдь не самом большом, и тем более, не самом богатом городе мира, открыты магазины и "бутики" сотен западных брендов и по этому показателю наш город превосходит даже известные мегаполисы мира.

Кроме того, религиозность часто подменяется различными культами, псевдорелигиозными течениями, сектами ("Свидетели Иеговы", "тантристы", "последователи Ошо" и т.д.). Все это свидетельствует о том, что православные ценности и религиозность на данном этапе, выражаясь термином психологии, находится в бессознательном, под слоем наносной западной масс-культуры, и поэтому истинные православные ценности недостаточно осознаются значительной частью населения в рациональном виде. Говоря другими словами, не произошло сознательного осмысления этих ценностей и выработка соответствующего образа жизни, с опорой на эти ценности.

Мы упомянули "религиозный (православный) образ жизни". Как это можно понимать? Возможно ли вообще в современном глобализованном мире, в отдельно взятой стране, иметь "религиозный образ жизни"? Исламский мир дает положительный ответ на этот вопрос. Причем речь не идет о клерикализации страны, то есть, насильственном, директивном насаждении религии или морально-этических норм сверху таким образом, что население не понимало бы или не принимало этих ценностей. Во многих исламских странах религия проникает в повседневное бытие, оказывает влияние на повседневное поведение и мышление людей. И не только в тех государствах, где ислам объявлен официальной религией.

К сожалению, в христианских странах ситуация в этом смысле совершенно другая. Хотя в некоторых из них христианство признано или еще недавно было официальной религией (например, в Греции – православие, в некоторых скандинавских странах – протестантизм), но в большинстве стран Европы религия все меньше и меньше интересует население. Здесь уже давно идет процесс секуляризации, то есть отделение религии, религиозных институтов от государства. А теперь уже не только от государства, но и от большей части общества.

Секуляризация особенно далеко зашла в протестантских и частично, католических странах Европы. В то же время, в государствах, где главным направлением христианства выступает православие, наблюдается определенное оживление религиозных институтов и попытки секуляризации наталкиваются на сопротивление. Например, в России, как уже отмечалось выше, активизируется религиозная жизнь, воцерковление населения и возвращение к православной вере (а также к исламу). При этом, руководство России уделяет большое внимание отношениям с Московской Патриархией и объединениями мусульман России, чутко относится мнению Церкви.

Нынешняя власть Грузии внешне тоже стала религиозной, в отличие от первых годов после т. н. розовой революции, когда она и ее сторонники предпринимали открытые нападки на грузинскую Церковь, патриарха, вообще на православие. Но по-прежнему чувствуется, что Церковь находится под сильным нажимом государства. Чего стоит хотя бы эпизод от 26 мая этого года, когда несколько представителей правительства и властной верхушки ворвались в алтарь к патриарху, когда тот собирался выступить с проповедью о политической ситуации в стране и пытались оказывать на него давление...

Одним из важнейших вопросов является качество телепередач в стране и их моральное содержание. Не говоря уже о потоках лжи и дезинформации, которые льются с экранов правительственных каналов (а постоянная ложь сама по себе разлагает общество и разрушает его этические основы), не менее пагубное воздействие оказывают те "развлекательные" шоу, фильмы, сериалы и рекламы, которые заполонили наш телеэфир. Бессмысленные развлечения, насилие, культ денег, разврат, цинизм – вот что пытается внедрить в сознание общества подобная "телепродукция". К сожалению, в этом смысле аналогичная ситуация наблюдается и в других странах мира, кроме отдельных исламских или азиатских государств. В то же время, в Грузии так и не удалось создать общенациональный канал под патронажем Патриархии, где передавались бы высококачественные религиозные, культурные и просветительские передачи. Ныне существующий канал аналогичного содержания не справляется со своей функцией из-за технических, финансовых и других проблем и соответственно, не может привлечь ту многочисленную телеаудиторию, которая потенциально существует в Грузии.

Решающее значение для судеб страны имеют процессы в сфере образования. Выше мы также упомянули об эксперименте в системе среднего образования в России, который предусматривает внедрение в школьную программу нового предмета под названием "Основы православной культуры". Через несколько лет, в случае успеха эксперимента, этот предмет станет доступным для всех школ на территории Российской Федерации. К сожалению, у нас в Грузии никак не удается нормально решить аналогичный вопрос, так как окопавшиеся в министерстве образования "соросисты" и их единомышленники из разных неправительственных организаций, с помощью незримой поддержки западных посольств и структур, всячески блокируют внедрение в школах обучения основам религиозной культуры. В то же время, те же люди лоббируют включение в школьную программу т. н. сексуального образования, что противоречит грузинским традициям и исторически сформировавшимся правилам воспитания детей. Особенно в том случае, если подобные "новшества" механически и бездумно переносятся из опыта западных стран.

Совершенно ясно, что нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии. Это ставит в тяжелое положение нашу страну и ее население. В таких условиях, долг каждого нормального человека и патриота своей страны заключается в том, чтобы активно или пассивно противодействовать процессу превращения Грузии в агрессивный плацдарм Запада против России. Нужно восстановить тесное сотрудничество и стратегическое партнерство между Грузией и Россией. В этом процессе, без сомнения, одну из главных ролей могут сыграть отношения между Церквями обеих стран, их сотрудничество. Это сотрудничество и сейчас довольно активно осуществляется, несмотря на попытки со стороны отдельных провокаторов (таких как Басил Кобахидзе, Нодар Ладария и др.) рассорить родственные Церкви и народы. Однако, на наш взгляд, уровень взаимодействия все еще недостаточен и можно достичь гораздо большего в будущем. А это, со своей стороны, будет способствовать активизации здоровых процессов внутри обеих православных стран (Грузии и России) и выходу грузинского общества из того глубокого кризиса, в котором оно очутилось по вине безответственной деятельности прежнего и нынешнего руководства Грузии.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама