ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Зачем мы приходим в храм? Несколько диалогов из жизни сельского прихода

Священник Владимир Сергеев :: 11 ноября 2009

"... молясь, не говорите лишнего,

как язычники, ибо они думают,

что в многословии своем будут услышаны;

не уподобляйтесь им,

ибо знает Отец ваш, в чем

вы имеете нужду,

прежде вашего прошения у Него."

(Мф.6:7-8)

Кому поставить свечку?

– Скажите, пожалуйста, вот у меня проблемы в жизни, кому свечку поставить?

– Богу поставьте и помолитесь.

– Да причем здесь Бог, я же Вас по-человечески спрашиваю, какой иконе свечку ставить?

– Так я Вам и говорю, Вы Богу помолитесь и Ему свечку поставьте.

– Я не за этим сюда пришла, мне сказали свечку иконе поставить надо.

Этот диалог не выдумка, а печальный момент нашей современной духовной жизни. И вполне возможно, что многим священникам приходилось быть свидетелями аналогичной ситуации. Человек приходит в храм свечку поставить, и сколько таких людей проходит за день...

Но вот с Богом этот человек в храме так и не встретился. К сожалению, формальный подход к духовной жизни стал нормой в нашем обществе. И даже свеча, призванная являть нам наше внутреннее состояние, в котором мы должны приносить себя в жертву Богу, стала лишь механизмом для решения житейских вопросов.

Подобный формализм коснулся многих моментов духовной жизни человека. Это выражается и в том, как человек подходит к Таинствам Церкви, как молится и куда устремляет свою духовную жизнь. В наше время, когда общество устремилось в погоню за западным потребительским комфортом и удобством жизни, современный человек пытается этот комфорт перенести и в духовную сферу. Когда по одному мановению будут решаться все его проблемы: свечку поставил – и все хорошо.

И на этой почве стала складываться даже целая традиция: этому святому свечку за здоровье, другому – за удачное замужество. Большое распространение получили различные молитвы святым от порчи, сглаза, для успехов в торговле, от зубной боли, молитвы задержания, молитва о получении дара прозорливости, молитва об урожае огурцов Равноапостольному Константину императору Константинопольскому и много всего прочего.

Молитвословы, содержащие такие молитвы, являются своего рода "бестселлером", которые в миг расходятся среди верующих. Особенное удивление вызывают иконы, привозимые иногда благочестивыми прихожанами из паломнических поездок. На обратной стороне таких икон написаны просто "потрясающие" слова: икона для приобретения жилья, икона для умиротворения злого начальника. Самое удивительное, как быстро все это распространяется среди верующих.

Слухи о чудесах, исцелениях, пророчествах лжесвятых, непонятно откуда взявшихся старцах и старицах распространяются и запоминаются народом гораздо быстрее и увереннее, чем проповедь священнослужителя, призывающего к очищению своей души от грехов и страстей, о следовании к Богу.

Получается, что современная духовная жизнь человека сводится только к потребительской корзине и полному отсутствию понимания, что же происходит на самом деле. Есть все и на все случаи жизни, а душа, как же быть с душой, кто ее к Богу поведет?

Причина этого коренится в духовной неграмотности православных людей, даже тех, кто регулярно посещает храм. Потому что достаточно малое число людей действительно стремится к изучению основ Православного вероучения.

Зачем мы ходим в храм?

– Батюшка, а завтра будет служба?

– Да.

– И причаститься можно будет?

– Да, можно. А Вы готовитесь ко Причастию?

– Да, я и молитвы уже прочитала.

– А какие молитвы?

– Матушке Матронушке.

В принципе, когда человек обращается за молитвенной помощью к святому – это нормально. Но почитание святого не должно заменять Самого Бога. Это неправильно.

Святые – это наши сомолитвенники, помощники на пути к Богу. А не исполнители наших желаний. Их жизненный путь – это указание на то, что каждый человек может и должен прийти к Богу. Ведь не зря в древности, когда расписывались ликами святых стены храма, самый нижний ряд оставлялся пустым. Так как этот ряд должны заполнить те люди, которые приходят в храм.

Когда мы идем в храм, к Кому мы идем и зачем? Есть ли у нас осознанное понимание того, что происходит в храме во время Богослужения, понимаем ли мы смысл совершаемой службы? Чувствуем ли мы, что во время Божественной Литургии мы лицом к Лицу предстоим перед Богом? Где мысли наши, когда мы молимся? Идем ли в храм по привычке, поговорить, пообщаться, посудачить, новости узнать, встретить старых знакомых или просто на работу?

Традиция, которую нам предстоит вновь обрести

Я думаю, причина неосознанного подхода к духовной жизни кроется в том, что в силу определенных исторических событий традиция оглашения тех людей, которые желают стать членами Церкви, была утеряна. И сегодня, когда перед Таинством Крещения священник требуют от человека минимальных знаний Православной веры – это воспринимается если не с недовольством, то с чувством безысходности: деваться некуда, придется учить.

– Вы представляете, меня отказались крестить!

– А как это произошло?

– Да там батюшка такой, он меня вопросами завалил!

– И что же он спрашивал?

– Сначала про какие-то заповеди, а потом еще молитвы спросил. А когда узнал, что я креститься не умею, он меня еще учить вздумал!

Если бы человек только осознавал, к какому ответственному моменту своей жизни он подходит, когда совершается Таинство Крещения!.. Многие, наверно, слышали в чине общей исповеди упоминание такого греха как не сохранение обетов, данных при Святом Крещении. Что это за обеты, кто знает?

В чине оглашения, который совершается непосредственно перед самим Крещением, как раз эти обеты и даются. Это отречение от сатаны и сочетание со Христом. В чем они выражаются? Отречение от сатаны – это отречение от того, что является злом, грехом; отречение от совершения греха. Сочетание со Христом – это обещание Богу изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом и благодатью Божией.

Знания основ Православного вероучения должны быть не только у тех, кто только собирается приступить к Таинству Крещения, но и у тех, кто ранее – по своей ли вине, или по вине обстоятельств – этих знаний не получил. Каждый, кто именует себя православным христианином, должен знать основы Православия. И начинаться изучение своей веры должно не с чудес, которые совершали святые, а со слов Господа нашего Иисуса Христа, с Евангелия.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама