ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

О стрижении волос

Диакон Валерий Тимофеев :: 11 января 2007

В христианском обществе есть вопросы, которые всегда привлекали к себе пристальное внимание. Среди них, без сомнения, стоит проблема внешнего вида христианина – клирика и мирянина. В качестве ее составной части нередко выступает вопрос о ношении волос духовенством. В обществе сложилось мнение, что белое духовенство должно носить длинные волосы, хотя кроме обычая оснований для этого не приводится.

При длительном и очень тщательном исследовании вопроса нам не удалось обнаружить ни одного (!) соборного или святоотеческого постановления времен как Древней, так и дораскольной Церкви о ношении длинных волос клириками или мирянами. В то же время святые отцы, обращавшиеся к вопросу о правилах ношения волос, указывали на необходимость их стричь.

Основой для запрещения клирикам и мирянам носить длинные волосы являются слова великого Апостола Павла: мужъ аще власы раститъ, безчестiе ему есть (1 Кор. 11, 14). Блаженный Феодорит (Творения, ч. 1, стр. 183, изд. 1867 г.) объясняет причину, почему христиане стригли волосы в противоположность язычникам, которые, наоборот, отращивали их, следующим образом: "У елинов было в обычае не остригать волосов на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды".

Поэтому преподобный Никон Черныя горы (Слово 37, лист 284) пишет: "По проповеди апостольстей, муж бо, рече, не должен есть растити власы, образ и слава Божия сый. Злейше еже и сопротивное инии творящее, браду стригут. В заповедях апостольских глаголет Божественное слово: не тлити образ брады ради... Глаголет же (апостол), аще кто сопротивен мнится бытии, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих, и волю бо преносящих, от степени апостольскаго и от Божия Церкве". То есть Никон Черныя горы указывает, что растящих волосы, равно как и стригущих бороду следует отлучать (изведе убо таковая делающих и творящих) от духовных степеней (от степени апостольскаго) и от церкви (и от Божия Церкве).

Святой Епифаний Кипрский (Творения, ч. 5, гл. 7, стр. 302, изд. 1880 г.) не дозволял ни духовенству, ни мирянам носить длинные волосы и сравнивал приверженцев длинных волос с блудницами: "Что хуже и противнее этого: бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности".

Также и в письмах преподобного Феодора Студита есть указание на то, что в его время обнаружился местный обычай ношения длинных волос духовенством, и преподобный Феодор Студит запрещая духовенству носить длинные волосы, разъяснял, что этот обычай противоречит традиции Церкви. Известно, что в древней Церкви белое духовенство стриглось "в кружок" и выстригало на макушке "гуменцо" и эта стрижка в целом была короче, чем у мирян. В этой связи следует сказать, что VI Вселенский собор прямо требует от духовенства стричь, а не растить (!) волосы. В 21 правиле VI Вселенского собора говорится: "Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина и в состоянии мирян изгнанные, аще приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от оного совершенно устраняют себя, да стригутся по образу клира, аще же самопроизвольно не пожелают того, да растят власы подобно мирянам, яко предпочедшие обращение в мире жизни небесной".

Только монашество в древней Церкви могло носить длинные волосы и то не все монашество, а лишь один его род – "пустынники", причем разрешение на ношение пустынниками длинных волос было сопряжено с одним жестким условием – ни в коем случае не покидать пустыни и не посещать городов. 42 правило VI Вселенского собора в этом отношении очень категорично и гласит следующее: "О именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами обходят грады, обращаяся посреди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой повелеваем: аще восхотят, прияти образ прочих монашествующих, то определяти их в монастырь и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, и именование себе составили".

Номоканон, правило 174, лист 702, также со ссылкой на Матфея Правильника и отцев VI собора запрещает растить волосы: "Матфей же в девятой главе, третияго стиха, возбраняет верным украшати себе, или власы брады стрищи, уширяти власы, или плести власы главы своея. Не повинующихжеся отлучати повелевает: се же приводит от правила девятьдесять шестаго, шестаго собора, иже в Трулле".

В Трехтолковой Кормчей (Книге правил) у Зонара в толковании на 96 правило VI Вселенского Собора сказано: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говоритъ вeликiй Павелъ (Гал. 3, 27); а облeкшiecя чрезъ божественное кpeщeнie во Христа должны проводить жизнь подобно Ему, и сохранять всякую невинность и цeлoмyдpie, и чистоту, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела съ излишествомъ и мeлoчнocтiю. Но какое yкpaшeнie могло бы быть мелочнее и излишнее какъ не заплетать волосы на голове, красиво располагать и убирать ихъ, делая ихъ приманкою и обольщениемъ для душъ, не утвержденныхъ въ вере и потому удобопреклонныхъ къ невоздержанiю? Итакъ сiи божественные отцы упомянули о красивомъ расположенiи и убранстве волосъ посредствомъ плетенiя; ибо въ то время ничего другаго, какъ кажется, не делали съ волосами, подобно тому какъ ныне делаютъ те, которые подкрашиваютъ и убираютъ волосы, прилагая все старанiе о томъ, чтобы волосы были длинные и чтобы подобно женщинамъ иметь кудри, спускающiяся, если возможно, до пояса". Следовательно, во времена Зонары бывали отдельные случаи ношения длинных волос, но они пресекались нормами церковного права.

Таким образом, древняя Церковь требовала от клириков стрижения волос и запрещала ношение клиром длинных волос, что и подтвердил в 1551 г. Стоглавый собор.

После никонианского раскола Православной Церкви, когда среди новообрядцев в России распространился греческий обычай ношения длинных волос духовенством, православные христиане старообрядцы обличали никониан в отступлении о древних церковных правил и в этом вопросе. Например, среди старообрядцев уже в начале XVIII в. были распространены сравнительные картины, на которых изображались знаки нового и старого обряда, на которых за подписью "от лет князя Владимира Святороссийская церкве содержит" наряду с начертанием восьмиконечных крестов, семипросфория, надписания "IС ХС" и др. изображался православный священник с волосами до мочки уха, тогда как никонианский поп был нарисован с волосами, лежащими по плечам[1]. Святый священномученик и исповедник Аввакум писал в "Книге бесед" (беседа 8) о внешнем виде никонианского духовенства следующее: "В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя на подушке, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу, по площади".

К старообрядцам обычай ношения длинных волос духовенством стал проникать в XVIII в. вместе с присоединяющимися от никонианства священниками, так как свои старообрядческие священники к этому времени уже все умерли. Вследствие этого и некоторые христиане старообрядцы стали считать, что священник должен быть длинноволосым, хотя этот обычай и противоречил практике дораскольной Церкви. Данный вопрос специально выносился в 1889 г. на епархиальный съезд Казанско-Вятской епархии, который, со ссылкой на древнюю практику и творения отцев Церкви, признал непогрешительным стрижение волос священниками и дьяконами.

Вследствие того, что вопрос о длине волос не имеет безусловно канонического значения, и, к тому же, ни одно духовное лицо ныне не выполняет требование о выстригании гуменца, представляется обоснованным не принуждать никого ни к ношению длинных волос, ни к их стрижению, во избежание соблазна и раздора.

Диакон Валерий Тимофеев, 2003 г.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. – М., 1995. – С.87, иллюстрация 20.

Новые материалы о стрижении волос

Некоторые братья отнеслись к моей статье о необходимости стрижения волос духовенством, помещенной в 3 номере газеты "Отверзу уста моя" с неприятием, ссылаясь на неких "отцов", которые якобы одобрили ношение длинных волос клириками. Мы же вопрошаем: назовите нам этих отцов, разрешивших духовенству носить длинные волосы, и не можем никак услышать этих имен. Среди старообрядцев, к сожалению, есть еще люди, кому никонианство и обычаи его более приятны, чем заветы истинной Церкви, и для которых никонианский обычай, который стал в новообрядчестве поистине догматом – "поп должен быть длинноволосым" – милее и роднее требований церковного права и учения Св. Отец. Для них проявлением ложно понятого благочестия является отрастить волосы как можно длиннее, а лучше уж сразу ниже пупа, холить их и лелеять, чувствуя в этих "уширенных волосах" что-то священное. Именно из-за таких клириков сильно страдает образ нашего духовенства в глазах других старообрядцев. Приведу только одно, но чрезвычайно важное и характерное высказывание старообрядца поморского упования: "В любом согласии старообрядчества ношение длинных волос очень укорялось и зазиралось (исключение – поповцы, иже "смесишася со беззаконными и навыкоша дел их" – попы и архиереи переняли наряду с прочими мирскими пристрастиями также и обычай растить длинные власы".

В древней Церкви отращивание длинных волос категорически осуждалось от Святых Отец. Уже в самое раннее время Святые Отцы требовали от мужчин коротко стричь волосы. Следует, вероятно, напомнить, что сам апостол Павел повелевал, чтобы мужчина стриг волосы на голове, а женщина – их отращивала. Цитату привожу в русском переводе, так как славянская версия, помещенная в Отверзу уста моя, № 3 была, видимо, непонятна: "Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь" (1Кор. 11.14-15). Во II в. Святой Аникет, римский папа, происходивший из Эмесы (ныне Хомс) в Сирии и занимавший папский престол ок.155-ок.166 гг., согласно Евсевию Кесарийскому, нормативно утвердил постановление, запрещающее (!), следуя завету апостола Павла, духовенству отращивать длинные волосы. Апостольские постановления категорически требуют (IV, 28) не носить длинных волос. На Западе решениями III-его Толедского Собора (VI в.) стри­жение волос предписывается как обязанность для всего духовенства. Трулльский Собор, в конце VII-го века разрешает добро­вольно раскаявшимся священнослужителям: "да стригутся по образу клира" (пр. 21). Кстати сказать, константинопольский патриарх Фотий (IX в.) следующим образом описывает практику современной ему Церкви: "У нас монахи не меняют своей одежды на одежду клирика, у других же, когда хотят возвести монаха во еписко­пы, меняют его внешний вид, подстригают ему волосы в кружок". Иными словами, Православная Церковь с самых древних времен осуждала ношение длинных волос клириками, непременно требуя волосы стричь.

Более того, Церковь не только не поощряла отращивание волос духовенством, но и даже вменяла длинные волосы в ересь (подозревая в этом ересь евхитов), если клирик, зная церковные предписания, тем не менее, им не покорялся и продолжал своевольно растить волосы. Никон Черныя Горы (Слово 37, л. 284) пишет об этом: "Во еже о ересях, великий Епифание о евхитстей ереси глаголет, яко и во другом негде предъята быша та честная наша братия. Иже междоречию в монастырех суще, рекше во градех зовомых, власы женскими радующися... И богообразно внешних ради ходити, и не хотети от зрящих прияти мзду или благодать, тужде есть соборныя Церкви вретище непроявленно и власы неотрезаеми, по проповеди апостольстей, муж бо рече не должен растити власы, образ и слава Божия сый... Мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия".

Блаженный Иероним говорит, что длинные волосы свойственны варварам, а "внешний вид священников должен быть благопристойным" (Блаж. Иероним. Толкование на пророка Иезеккииля. – Москва, 1889. Ч. 1. Гл. 44. С. 273).

Сейчас среди некоторой части старообрядческого духовенства распространился взгляд на длинные волосы как на отличительный знак служителя алтаря (в чем виден, по мимо прочего, глубоко еретический католический взгляд на разделенность Церкви на учащую (духовенство) и учимую (мирян). Святой Симеон Новый Богослов однозначно пишет о таких иереях, преступающих церковное право: "В длинных волосах, величаясь таким благообразием, они дерзают ставить себя в число спасенных... Как же, скажи мне, эта ересь не будет худшею всех других ересей?" (Творения преп. Симеона Нового Богослова Ч. 1, слово 47. С. 431). Что еще можно сказать яснее по этому поводу?

По учению Святых отец ношение длинных волос есть традиция не христианская, а именно антихристианская, языческая и бесопоклонническая. Святитель Кирилл Иеросалимский пишет об этом совершенно определенно и недвусмысленно. "Неразумнейшие изчадия еллинские, – говорит он о язычниках, – следуя противоестественным своим обычаям и проводя жизнь безсловесных животных, отпускали волосы, основываясь на том, что выращивают их для своих божеств" (Творения святителя Кирилла Александрийского. СПб, 1906. Ч. 3, С. 170). Поэтому удивительно, что часть наших братьев вновь возвращается в состояние "безсловесных животных" и желает в отращивании волос уподобиться "неразумнейшим исчадиям еллинским". В других многочисленных свидетельствах о запрещении от Святых Отец растить "власы главы своея" таковой обычай называется: еллинским законом, преслушанием, досадой Богу, сопротивлением вселенной, "не только Богу, но и естеству сопротивлением", поползновением на блуд, а клирики, растящие власы, уподобляются "прокудлевым человекам", "безчестникам главы своея Христа", псам, человекам, подлежащим отлучению.

В Трехтолковой Кормчей (Книге правил), в толковании Зонара, на 96 правило VI Вс. Собора о ношении длинных волос говорится: "Почему это зло, распространившись, сделалось всенароднымъ, и, какъ какая нибудь эпидемическая болезнь, заразившая носящихъ Христово имя, пожираетъ почти всехъ; и это делается не смотря на то, что божественная и древнейшая заповедь говорить во Второзаконiи: не сотворите обстриженiя кругомъ отъ власъ главъ вашихъ, ниже бpieте брадъ вашихъ; и великий Павелъ говорить: мужъ аще власы раститъ, безчестiе ему есть (1 Кор. 11, 14). Итакъ, отцы сего собора отечески наказываютъ делающихъ то, о чемъ они выше сказали, и подвергаютъ отлучению. А нынешнiе отцы не только оставляютъ безъ наказанiя техъ, которые делаютъ съ волосами на голове и бороде исчисленное выше и допускаютъ еще большее безстыдство и въ такомъ виде входятъ въ церкви, но и преподаютъ имъ благословенiе и (верхъ неуместности!) – даже преподаютъ святыя тайны, если кто изъ нихъ желаетъ причаститься. И этого не возбраняетъ никто, ни патрiархъ, ни другiе apxiepeи, ни монахи, которыхъ имеютъ духовными отцами люди такъ безстыдно поступающiе". Как видим, Зонар скорбит сердцем о том, что в его время появились некоторые духовные отцы, которые, вместо того, чтобы показывать пример благообразия, не только не требуют стричь волосы, но и фактически поощряют этот отвратительный обычай ношения длинных волос мужчинами. Остается только скорбеть, что ослепленные, как писал св. Епифаний Кипрский, "тщеславием под видом праведности", некоторые братья сейчас берут под защиту этот, осужденный Святыми Отцами, обычай. Не лишним будет напомнить слова святого Епифания: "Что хуже и противнее этого...волосы на голове отращивают. (...)слово Божие и учение предписывает, чтобы...не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности" (Св. Епифаний Кипрский. Творения. – 1880. – Ч. 5. – Гл. 7. – С. 302), а в старом славянском переводе: "что горше и противнее, еже ... власы же главы растити, еже сим блуднически украшатися, иже суть ниже мужие, ниже жены".

Эти предписания со ссылкой на постановления Трулльского собора повторены Св. Отцами неоднократно с категорическим требованием – ОТЛУЧАТЬ ДЛИННОВОЛОСЫХ. Так, в Синтагме Матфея Властаря, начало буквы Т, глава 9-я: сказано: "96-е правило VI Собора говорит: "Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его" и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностию. Но что могло бы быть более излишним, как не то, чтобы об украшении волос на голове и бороде и красивом их расположении иметь заботу, а украшением всякою добродетелью внутреннего человека пренебрегать? Ибо Апостол говорит, муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14) (...) Итак, правило повелевает сперва отечески наказывать делающих что-либо таковое, а упорных – отлучать. – Таким же наказаниям подлежат и те, которые завивают волосы, чтобы были кудрявыми, или красят их, или намачивают водою и сушат на солнце, чтобы сделались русыми, или делают их золотистыми, или стараются, чтобы они были густыми, или накладывают поддельные волосы...Это ныне особенно, как бы некоторая зараза, распространилось между христианами".

Для Русской Православной Старообрядческой Церкви, получившей от древней Византийской церкви веру и благочестивые обычаи, в том числе и постановления о стрижении волос духовенством, недопустимо отвергать их, потому что уступив в малом – легко уступить и в большом. Равняться надо не на длинноволосое и еретическое никонианское духовенство, а на учение Святых Отец и на изображения Иоанна Златоустаго, Василия Великаго, первомученика диакона Стефана и других великих Отцов Церкви, которые изображаются на иконах отнюдь не с длинными волосами, а в соответствии с церковными преданиями и исторической истиной с волосами по мочки ушей "с припусками". Хотя можно допустить, что для некоторых братьев закоренелая любовь к длинным блудничным волосам может быть более авторитетна, чем учение Святых Отец, но в этом случае, дорогие братие, не стоит удивляться, что когда некий батюшка идет после службы по городу в цивильной одежде и длинным хвостом из волос на голове, его невозможно отличить от стоящих тут же на тротуаре содомитов.

Если же столь многочисленные примеры от Св. Писания и Святых Отец кажутся некоторым братиям неубедительными, что само по себе уже странно, то мы с удовольствием выслушаем их контрдоводы и готовы тщательным образом изучить их примеры из церковной истории, от Святых Отец и Кормчей (если таковые, конечно, обрящутся) в защиту ношения длинных волос.

По материалам источников: Староверы Чувашии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама