Юрий Николаев был крещен дважды в детстве и уже будучи взрослым человеком. Почему так получилось? Что привело его к решению креститься в сознательном возрасте и как это решение отразилось на его дальнейшей жизни? Что такое, по его мнению, хорошее детское телевидение и от чего сегодня нужно оберегать молодое поколение? Об этом наш разговор с Юрием Александровичем.
Юрий Николаев родился в 1948 году в Кишиневе.
В 1970 году окончил Государственный институт театрального искусства по специальности "актер театра и кино". С 1973 года работает на телевидении. С 1975 по 1991 год был ведущим музыкальной программы "Утренняя почта" (в 1997 году программа возобновлена).
В 1991 году его продюсерская фирма "ЮНИКС" выпускает в эфир программу "Утренняя звезда". В 1996 году по инициативе Юрия Александровича учреждена национальная премия детского творчества "Призвание".
Народный артист Российской Федерации, лауреат премии Союза журналистов Российской Федерации.
Между атеизмом и возрождением
Юрий Александрович, нередко мы получаем отказ, когда обращаемся к известным людям с просьбой дать интервью об их опыте веры, церковной жизни. Многим такие вопросы кажутся очень личными. Вы же, наоборот, с радостью согласились поговорить с нами на эту тему...
Я не понимаю, почему сегодня нужно стесняться говорить о своей вере. Времена "перестроечной веры" прошли. В храмах уже нет тех людей-"подсвечников", которые не знают, зачем в церковь пришли, что читает священник и о чем поет хор. Мне кажется, то возрождение Православия, которое мы наблюдаем в России сейчас, это очень хороший посыл, и посыл не только ко внутреннему состоянию каждого из нас, но и ко всей стране в целом. Я до сих пор вспоминаю Пасхальную службу в этом году. В храме было очень много детишек, и эти радостные возгласы: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!", и эти абсолютно искренние звонкие детские голоса... В такие моменты понимаешь: вот где наши корни, наша история. Представить Россию неверующей, бездуховной сегодня это просто невозможно. Россия и Православие настолько неразрывно связаны! Ведь во все смутные времена единственное, что удерживало народ вместе, это храм, вера в Бога.
И тем не менее, не всегда публичные люди готовы открыто заявлять о своей вере вне дома, вне храма...
Я не понимаю почему. Когда меня спрашивают: "Верующий?" я отвечаю: "Да, верующий!" И говорю это с гордостью, с радостью, с благодарностью Вседержителю за каждый день, который Он даровал мне, и за все, что Он сделал в моей жизни, за то, что помогал мне и спасал меня. Как же не говорить об этом?
Я знаю, что Вы были крещены два раза. Отчего так получилось?
Действительно, сразу после рождения мои бабушки крестили меня, но в семье об этом долгое время умалчивалось. Только когда в 1982 году я крестился сознательно и сказал об этом маме, она ответила, что я уже был крещен в детстве.
Почему же родители не говорили о Вашем крещении?
Я рос в военной семье, а, как Вы знаете, военнослужащие обязательно должны были быть партийными. Мама была капитаном КГБ, а папа полковником в Министерстве внутренних дел. Конечно, у них были причины не афишировать факт моего крещения... Тем не менее, православные традиции так или иначе проявлялись в нашем доме. Мы справляли Пасху, красили яйца и делали куличи, бабушка готовила кутью. С бабулями я ходил и в храм, но, конечно, понимания того, куда и зачем я хожу, не было.
А когда Вы решили креститься осознанно?
Я долгое время ходил в храм, не зная, что я крещеный. И как-то в церкви я перекрестился, а стоявшая рядом женщина спросила меня крещен ли я? Я говорю, что нет. "Тогда Вам нельзя совершать крестное знамение", сказала она. Тогда я задумался и понял, что не хочу себя чувствовать в храме инородным телом, некрещеным человеком, который иногда приходит в церковь, чтобы пообщаться
с Всевышним, сказать Ему за что-то спасибо. Я осознал, что мне нужно воссоздать гармонию
в себе, которая постоянно нарушалась мыслями о том, что я невоцерковленный христианин. Мое решение исходило даже не от разума, а от некой внутренней потребности... Понимаете, не было какого-то конкретного события трагического или радостного, которое подтолкнуло меня к Крещению. Просто с детства я ощущал раздвоенность в нашей семейной жизни. С одной стороны мои бабушки, для которых вера, молитва, походы в храм были столь естественны. С другой стороны родители. Да, они были крещеными, все свое детство и юношество они провели в храме, но потом ведь они действительно поверили в коммунистическую идеологию. И вот от такой двойственности, мне кажется, я все детство недопонимал чего-то, пытался найти пути к преодолению этой дисгармонии... И кстати, о моих родителях: уже к концу жизни, когда ни отца, ни мать уже не связывали погоны и партийные билеты, я видел, как оба они молились. То есть ясно было, что вера была заложена в них, была в их естестве.
В Церкви
Изменилось ли что-то после сознательного крещения в Вас, в Вашей жизни?
Мне трудно ответить определенно. Я стараюсь измениться в своих поступках, в своих взаимоотношениях с людьми, в своей повседневной жизни. Я не знаю, изменился ли я, но я очень надеюсь, что изменился. Есть фраза: "Если у человека цель без Бога она бессмысленна", поэтому все свои дела, свои мысли я стараюсь соизмерять со своей верой.
Знаете, в конце 1980-х мне довелось побывать на Святой Земле. У меня были съемки в Тель-Авиве. Собственно работы было мало, и я попросил свозить меня в Иерусалим. Там нас нескольких паломников из Советского Союза познакомили с русской монахиней, которая провела нас по всему Крестному пути Христа. Что-то удивительное произошло тогда внутри меня. Вот все мы думаем о евангельских событиях, что это было когда-то очень давно. Но когда ты своими глазами видишь те места, видишь конкретные вещи, то время сразу сжимается. Ты понимаешь, что это не просто какая-то легенда, что это было на самом деле, на этом самом месте было недавно! Тогда я впервые подумал, что мы неправильно относимся к времени в своем сознании, в своей повседневной жизни... Я не могу забыть эти дни настолько они личные, настолько "не экскурсионные". То паломничество действительно изменило меня...
Я благодарен Богу, что в Церкви встретил много людей, без которых, наверное, не был бы таким, какой я сейчас есть. И это, прежде всего, владыка Питирим*. Близко мы познакомились с ним в 1994 году. Я делал передачу о переходе Суворова через Альпы и попросил владыку поехать с нами в Лихтенштейн на съемки. На Чертовом мосту, в тех местах, где гибли русские солдаты, мы установили мемориальную доску и вместе помолились. Помню, что когда владыка совершал молебен, то помянул и меня раба Божия Георгия. Мне было так радостно от этого!.. С тех пор мы начали часто общаться. Меня всегда очень поражала образованность митрополита Питирима. Не образование, а именно образованность, то есть нечто намного более широкое. Я не могу ответить на вопрос, что конкретно изменило во мне общение с владыкой. Но абсолютно точно скажу: что-то осталось во мне и, уверен, многое еще проявится.
А были ли у Вас в жизни такие моменты, когда Вы понимали, что именно вера спасла или уберегла от чего-то?
Да, после того, как мне поставили страшный диагноз, я почти три года находился в каком-то пограничном состоянии. Но я не хотел бы говорить об этом. То, что писали о моей болезни в интернете и в "желтых" газетах... все это мне очень неприятно и больно вспоминать. Единственное, что могу сказать: я очень много молился, и когда везли в больницу, и уже в операционной. Знаю, что многие близкие мне люди молились за меня. До сих пор у меня хранятся записки от отца Тихона (Шевкунова), в которых он пишет, что молится о моем выздоровлении. Это было так важно в те дни... Не сомневаюсь, что только благодаря помощи Господа и молитвам любящих меня людей я смог преодолеть этот непростой момент в моей жизни.
"Утренняя звезда"
Юрий Александрович, программа "Утренняя звезда" становилась для многих ребят стартовой площадкой" в мир шоу-бизнеса. Чувствовали ли Вы свою ответственность за то, что могло случиться с детьми в этом не очень чистом и приятном мире?
Сразу Вас поправлю наша программа не была рассчитана на то, чтобы пробить ребенку дорогу на экран или в шоу-бизнес. Мы хотели только одного: чтобы талантливых детей даже из глухой провинции заметили, чтобы потом они у себя дома получили внимание и поддержку. И еще один важный момент. Представьте, что какой-нибудь мальчик в далеком городе посмотрел "Утреннюю звезду" и понял: раз мой друг Володька со двора поехал туда и выступает на сцене, значит, и я могу, все возможно! С помощью программы я отрывал детей от улицы, отрывал от алкоголя, от сигарет, от подворотни. А ведь при этом "Утренняя звезда" была невероятно популярна!
Ни с кем из участников мы не подписывали никаких договоров, я просто говорил: "У вас есть единственная возможность, постарайтесь же улыбнуться и спеть так, как вы можете, все это реально!" Я не шел по пути организации каких-то элитарных школ и академий танцев. Мне было совершенно все равно, как ребенок учился петь: с бабушкой или с преподавателем вокала. Главное чтобы получился интересный номер. Ведь прелесть передачи и была в ее демократичности, доступности.
А Ваши взгляды совпадали со взглядами родителей ребят?
Не всегда. С родителями приходилось бороться чуть ли не на каждой съемке. Они подходили к детям и словно вбивали им в голову слова: ты должен победить, ты обязан это сделать! После этого ребята выходили на сцену испуганные, с автоматическими движениями, с деланой улыбкой исполняли песню. Я не мог быть спокоен, потому что мне не нужен был "уголок Дурова", не нужна дрессура.
Мне хочется, чтобы на сцене дети были такими же, какие они в жизни. В этом и интерес для меня как для продюсера, в этом и удовольствие для детей, которые чувствуют, как на них смотрят и как их принимают.
И все же, если говорить о детях на телевидении, мы знаем немало примеров, когда они не выдерживали испытания славой...
Да, такие примеры есть. Но дети здесь совершенно ни при чем. Я думаю, что внутренний нравственный стержень формируется у ребенка родителями с самого малого возраста. Если с ранних лет в человека заложены определенные понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо, то потом сломать эти понятия будет очень нелегко. Разумеется, это не отменяет необходимости постоянного внимания к своим чадам по мере их взросления. Тут есть очень хороший пример семья Газмановых. В какое-то время Родион стал почти неуправляемым. И его можно понять с малых лет он вращался в кругу знаменитостей: Пугачевой, Леонтьева и так далее, всегда был окружен роскошью этого мира, а другого мира он просто не знал. Но Олег очень вовремя заметил, что сына стало кренить не в ту сторону, и сделал все, чтобы остановить это. И сейчас Родион изменился, он прекрасный парень, нормальный, без, как говорится, "закидонов".
То есть дети чаще всего просто становятся жертвами обстоятельств?
Они жертвы либо родительских амбиций, либо амбиций тех, кто хочет сделать на них карьеру или деньги.
Общее дело
Что такое, по-Вашему, детское телевидение?
Знаете, когда я начинал делать программу "Утренняя звезда", то часто слышал от других, что это детская программа. Я не соглашался, потому что это, конечно, программа с участием детей, но она предназначена и для взрослых. Ведь так и получалось родители смотрели ее вместе с детьми. В идеале, как мне кажется, детский канал должен быть интересен и маленьким, и взрослым только тогда все "срастется". Потому что не может быть так, чтобы дети узнавали одно, а родители другое таких "ножниц" нужно избегать.
А какого проекта не хватает сегодня на детском телевидении?
Разных детских шоу много, но чего-то схожего по масштабу и по идее с "Утренней звездой" явно не хватает. Потому что именно некоммерческий характер нашей программы, большие творческие возможности, которые она давала, все это позволяло реально отвлечь от ребят от улиц и подворотни. Я стараюсь быть в курсе судеб участников: многие стали действительно достойными людьми, многие до сих пор общаются и переписываются с другими участниками, у них прекрасные семьи, прекрасные дети.
То есть Вы считаете, что и сегодня главная угроза для молодого поколения исходит от улицы?
Понимаете, мы много говорим о том, что молодые люди должны отказаться от алкоголя, от наркотиков. Сейчас мы реализуем проект "Общее дело", выступаем за строительство спортивных площадок. Однако ведь зачастую эти нововозведенные спортплощадки простаивают. Проблема здесь вот в чем: призывая молодежь отказаться от чего-либо, мы должны предложить ей что-то взамен. Я много езжу по стране, и мне больно смотреть на заброшенные деревни: стоят остатки домов, живет одна старушка, все уехали в город. А справиться с городом молодому человеку сегодня очень и очень трудно. Мы должны как-то помочь молодежи. Как именно? Это вопрос сложный, и потребуется немало времени для поиска ответа на него. Но не замечать проблемы просто нельзя от ее решения зависит наше будущее.
*Владыка Питирим (Нечаев) (1926 2003) митрополит Волоколамский и Юрьевский.
С 1963 по 1994 год возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Ред.
Источник: Фома