ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Холодная война закончилась мирно благодаря христианству. Религия сломила коммунизм, и именно религия помогает нам противостоять голому капитализму

Адриан Пабст :: 16 ноября 2009

Бархатные революции 1989 года часто связывают с подъемом далеких от Церкви либералов против атеистических коммунистических режимов. Однако чрезвычайные события, которые привели к падению "железного занавеса", лучше охарактеризовать как победу религиозного сопротивления, предопределившую появление постсекулярной Европы. Как таковое возрождение религии скорее связано с 11 октября 1989 года, чем с 11 сентября 2001-го.

Без христианства холодная война не закончилась бы мирно. По всему Востоку Церкви и религиозные организации объединяли рабочих, студентов и интеллектуалов. При тоталитарном режиме церковные службы и религиозные праздники зачастую были последними бастионами свободы и сопротивления.

В Польше оппозиция часто собиралась за католическими литургиями и торжествами. Их вдохновлял призыв Папы Иоанна Павла II к объединению всех христиан советского блока, прозвучавший в Гнезно 3 июня 1979 года – ровно за десять лет и один день до победы объединения профсоюзов "Солидарность" на полудемократических выборах, положивших конец коммунистическому правлению в Варшаве.

Точно так же знаменитые понедельничные демонстрации в бывшей ГДР проходили после молебнов о сохранении мира в церкви Святого Николая в Лейпциге. Католические и протестантские церкви поддерживали и диссидентов, и простых граждан и, по словам Маркуса Мекеля, занимавшего в 1990 году пост министра иностранных дел ГДР, "представляли единственное свободное пространство для свободного общения и размышления".

Даже в Советском Союзе Православная Церковь, пользуясь горбачевской гласностью и перестройкой, сформировала ядро сопротивления официальной государственной идеологии "научного атеизма". В 1988 году, во время празднования тысячелетия Крещения Руси, стали возрождаться прежде популярные христианские традиции, и вновь открылись древние храмы и монастыри. Церковь во главе с Патриархом Алексием в свою очередь решительно выступила против попытки путча, предпринятой кэгэбэшниками-консерваторами против Горбачева в августе 1991.

Наконец, в 1989 году гражданское общество восторжествовало над тоталитарными государствами. А за гражданским обществом стояли Церкви и религиозные организации, которые защищали и поддерживали ассоциации рабочих, профессиональные гильдии, образовательные и социальные учреждения. Фактически в 1989 году появилась беспрецедентная возможность преодолеть биполярное устройство мира с полюсами на коммунистическом Востоке и капиталистическом Западе и пойти истинно "третьим путем", пролегающим над централизованной бюрократической государственностью и разнузданным капитализмом свободного рынка.

Сегодня мы знаем, что после окончания холодной войны в мире установился новый однополярный порядок, основанный, как заметил Энтони Лерман, главным образом на светских ценностях индивидуальной свободы, ценностного плюрализма и либерально-демократического капитализма. Пожалуй, параллельный подъем религиозного фундаментализма во многом является реакцией на триумфалистское высокомерие секулярного Запада и новую идеологию воинствующего атеизма.

Однако секулярный консенсус, достигнутый после 1989 года, уже разрушается. Нынешний экономический кризис снова выявил, что главенство индивидуальной свободы над общинной справедливостью нежелательно и неустойчиво. В то же время ценностный плюрализм сам по себе не может ни обеспечить интеграцию религиозных меньшинств, ни решить такие этические вопросы, как, например, самоубийство с посторонней помощью, потому как он отвергает общечеловеческие принципы культурного единения вокруг религии или святости жизни.

Наконец, распространение капитализма произвело на свет режимы, которые не являются ни либеральными, ни демократическими. В Центральной Европе и восточнее коммунизм мутировал в этнонационализм, пользующийся поддержкой фундаменталистски настроенных христиан и мусульман на Балканах и повсюду. В России (и Китае), мировая рыночная демократия превратилась в авторитарный государственный капитализм.

Даже на Западе мы вступили в постдемократическую фазу, когда демократия формально остается на своем месте даже после того, как такие по-настоящему демократические процедуры, как голосование или партийность, стремительно разлагаются, и власть переходит от масс к небольшим элитам и новым классам. После тридцати лет неолиберального капитализма номинальные отличия остаются, а настоящая разница между секулярными категориями государства и рынка, "правыми" или "левыми" так же, как между демократией и авторитаризмом, начинает стираться. На самом деле мы видим смешение государства и рынка за счет автономности гражданского общества, так как практически все гражданские институты подчинены административному и символическому порядку постдемократического авторитарного рыночного государства. Вот почему гражданскому обществу так необходима поддержка религии.

В то же время похоже, что Европа уже начала двигаться в постсекулярном направлении. Хотя религиозная практика, безусловно, находится в упадке и на Востоке, и на Западе, мы все же видим начало религиозного возрождения, причем не только модернизированных вероисповеданий, но и более традиционных – например, католицизма, православия и ислама. Об этом свидетельствует развитие религиозных организаций, к примеру, католического движения "Общность и освобождение", которое помогает организовывать ежегодные встречи в Римини с участием более 700 тысяч человек, в этом году к участникам встречи обратился Тони Блэр. Растет популярность таких молодежных движений, как Всемирный день католической молодежи, встречи которого проводятся раз в два года, или Форум мусульманской молодежи Европы и студенческие организации.

Секулярным традициям вовсе не следует бояться этого религиозного возрождения. Религия в целом и христианство в частности дают ключ к новым политическим и социально-экономическим решениям, ведь Церкви и религиозные организации защищают относительный характер личности в обществе в противовес секулярному сговору между индивидуализмом и коллективизмом. Поддержка гражданских институтов и сил не ограничивается сектором воли, но распространяется на экономику и политику, ведь смешанные системы собственности и правления ведут к большему политическому представительству (включая профессии и религиозные традиции), большему гражданскому участию, распространению активов (не только доходов) и введению справедливых цен и справедливых зарплат в рыночных экономиках.

Через двадцать лет после падения атеистического коммунизма, в 2009 году, мы видим крах секулярного капитализма. Сейчас у нас появилась уникальная возможность провозгласить новое социально-экономическое устройство, основанное на человеческих отношениях, семьях и общинах вместо бинарной, секулярной логики отдельного человека и коллектива. Вместе с другими религиями христианство в Европе будет значительной интеллектуальной, культурной и общественной силой в споре об альтернативах секулярному консенсусу после 1989 года.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама