ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О неравноправных отношениях Христа и Церкви

Сергей Худиев :: 17 ноября 2009

Довольно большое внимание привлекло известие о том, что Русская Православная Церковь готова разорвать отношения с Евангелическо-лютеранской церковью Германии из-за того, что главой этой общины стала женщина, Епископ Марго Кессманн из Ганновера. Марго Кессманн 51 год, она разведена и имеет четырех дочерей. Реакция прессы – и интернета – была довольно предсказуемой, и нам, пожалуй, стоит остановиться на некоторых ее аспектах.

В интернете можно обнаружить много негодования на "отсталую" РПЦ, которая, в отличие от прогрессивных европейских лютеран не спешит рукополагать женщин в священный сан. Эту точку зрения выражает, например, исполнительный директор движения "За прав человека" Лев Пономарев. "Если люди верят в Христа, какая разница, кто будет проповедовать – мужчина или женщина?... РПЦ все больше сдвигается в область идеологического радикализма, тогда как западные христиане адаптируются в современном мире, где права мужчины и женщины равны". В этой фразе нет ни единого истинного утверждения – впрочем, по-видимому, Лев Пономарев вовсе не лжет сознательно, он просто повторяет мифы, глубоко въевшиеся в сознание нашего образованного класса.

Русская Православная Церковь вовсе не сдвигается "в область идеологического радикализма". Она вообще никуда не сдвигается. Церковь следует практике, которая не менялась со времен ее Основателя, который избрал Двенадцать Апостолов, и ни одной Апостолицы. Возможно, в наши дни кто-то сочтет такие действия Господа дискриминацией – но если мы веруем во Христа, мы должны следовать Его слову и примеру. Означает ли это "неравенство прав"? Нет. "Равенство", "неравенство", "права" – это понятия из другой сферы жизни, из области государственного устроения.

Беда наших оппонентов в том, что они не могут представить себе другие отношения, кроме правовых, а поэтому приступают к любым отношениям с требованиями "равноправия". Однако наиболее важные в нашей жизни отношения – не правовые. Равноправны ли отношения ребенка и матери, которая не спит у его кроватки? Равноправны ли их отношения с мужем и отцом, который тяжело трудится, чтобы обеспечить их всем необходимым? Равноправны ли отношения этой семьи с их престарелой бабушкой, которую они лечат за свой счет? Равноправны ли, наконец, отношения Христа и Церкви? Равноправно ли то, что мы согрешили, а Христос умер за наши грехи?

Писание называет Церковь телом Христовым и сравнивает христиан с членами тела; органы тела не "равноправны", между ними существуют не правовые, а органические отношения. Бессмысленно говорить о том, что печень должна быть "равноправна" сердцу. Оба органа жизненно необходимы, Печень не может перекачивать кровь, сердце не может исполнять функции печени. Мужчина не может быть матерью; женщина не может быть пастырем. Унижает ли женщин невозможность быть Епископами? Не более, чем мужчин унижает невозможность быть матерями. Более того, превыше всех сотворенных существ, превыше херувимов и серафимов Церковь чтит именно Женщину – Матерь нашего Господа.

Мирской взгляд видит не органическое тело, а постройку из кирпичиков "лего", каждый из которых должен быть "равноправен" с другим и заменим на другой. Но люди – не кирпичики; мы обладаем глубокими различиями, и каждый из нас призван занять свое место в теле Церкви, место, предназначенное только для него – или для нее. Отец, мать, ребенок, бабушка – каждый занимает свое место в теле семьи, каждый уникален, никого нельзя заменить другим. Так и в теле Церкви женщины не могут заменить мужчин в священническом и епископском служении.

Люди, чуждые Церкви, совершенно не понимая ее строения, берутся судить ее с точки зрения понятий, к ней неприложимых. В миру – например, в корпорации – люди конкурируют за доступ к более престижным и высокооплачиваемым рабочим местам, и, чтобы несколько смягчить этот процесс распихивания локтями, вводятся требования равноправия – никто не должен ставиться в изначально менее выгодные условия.

Но Церковь – это не корпорация, священство, или, тем более, епископство – это не должность. Это жертвенное служение, воспроизводящее служение самого Христа. Его не добиваются в конкурентной борьбе. На него призывает Господь. Священник подражает не топ-менеджеру; он подражает Христу, он не ищет "самореализации", не ищет утверждения своей воли, но воли Божией. Он являет перед общиной верных Христа, умершего за нас и воскресшего. За нас умер Мужчина; может, кто-то считает это дискриминацией женщин, но таков факт нашей веры.

"Право" быть священником или Епископом, которого надо "добиваться" противоречит самой природе священнического (да и христианского вообще) служения; мужчины и женщины приходят в Церковь не для того, чтобы добиваться прав, но для того, чтобы служить Богу и друг другу. Невозможно одновременно говорить "не моя воля, но Твоя да будет" и требовать себе права "занимать должность".

Лев Пономарев упоминает "западных христиан" которые "адаптируются в современном мире". Западные христиане ведут себя по-разному. Многие западные общины восприняли новость с неодобрением. "Как показывает практика, рукоположение женщин во священники часто затрудняет диалог Католической церкви с протестантскими деноминациями", – говорит генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский. Даже российские лютеране из "Церкви Ингрии" считают практику рукоположения женщин "небиблейской".

Однако есть и те, кто "адаптируется". Их опыт весьма поучителен; нам очень часто говорят, что Церковь должна подчиниться требованиям "современного мира", иначе люди от нее отвернутся. Подразумевается, что именно "нелиберальность" православных отталкивает от Церкви людей. Хорошо, вот немецкие лютеране "адаптировались"; их, конечно, за это похвалили, но кто-нибудь из тех, кто бранил Православие за отказ рукополагать женщин, ушел под омофор Епископессы Марго? Было бы совсем нетрудно создать свою общину, попросить немецких лютеран поставить пастора (или пасторшу, если уж так хочется) и зажить "подлинно евангельской", либерально-христианской жизнью, вдали от православной "отсталости".

Однако ничего подобного не происходит; люди, порицающие Церковь, и указывающие ей, в чем должна проявляться вера во Христа, вовсе не собираются присоединяться к каким бы то ни было христианским общинам – сколь угодно либеральным. Требования ввести женское священство выдвигают люди, которые менее всего заинтересованы в каком бы то ни было христианском служении. "Либерализировать" христианство хотят те, кто ни при каких обстоятельствах не собираются становиться христианами.

Уже довольно много протестантских общин Европы и Северной Америки пошли по пути уступок, ввели сначала женское священство, потом дошли до рукоположения практикующих гомосекуалистов, сделали все, что от них хотели – и что они получили в итоге? Статистика достаточно очевидна – такие общины стремительно теряют прихожан, а из Англиканства, например, разбегается даже клир – особенно после того, как Папа Римский разрешил женатому англиканское священству присоединяться к Католической Церкви.

Архиепископ Роуэн Уильямс, глава англикан, недавно с горечью заметил, что будущее его общины "хаотично и сомнительно". Это заметно отличается от обетования Господа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)". Те, кто отказываются, в угоду веку сему, от повелений Господа, лишаются и Его обетований.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама