ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Типикон и тайм-менеджмент

18 ноября 2009

Мало кто не жалуется сегодня на нехватку времени. На помощь приходит тайм-менеджмент – искусство управления временем. Но оказывается, уметь управлять временем – это не просто больше успевать, главное – получать от этого радость. Об этом "НС" рассказал основатель российского тайм-менеджерского сообщества Глеб АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Ведущий эксперт в области организации времени серьезно занимается изучением науки о богослужении – литургики.

Зачем слушать музыку?

– Отчего появляется эта мысль: я ничего не успеваю? Может, это все суета?

Arhang_ – Иногда человек на своей работе просто не умеет организоваться – тогда ему надо ежедневник завести, научиться грамотно планировать свои дела, чтобы свою работу делать не за 12 часов с зеленым лицом, а за 8 с нормальным. Это вопроc технологии. Но гораздо чаще человеку кажется, что жизнь пролетает, а он ничего не успевает, потому что он живет неродными, навязанными целями. Родная цель соответствует твоим глубоким личным ценностям, твоему призванию. А навязанных целей миллион: сколько образований ты должен получить, на какой машине ездить. Человек бежит за этими целями, а целей-то все больше: если ты ездишь на "Мазде", то надо пересаживаться на "Ауди"; если ты уже на "Ауди" – то почему не на "Бентли"? При этом, поскольку цели не родные, он, даже достигая их, совершенно не получает удовольствия. И тут уже вопрос не технологический, потому что с ежедневником или без, но в порочном колесе ты будешь бежать бесконечно. Это та часть тайм-менеджмента, которую мы называем лайф-менеджмент – вопросы управления жизненными целями, понимания, чем вообще стоит заниматься, а чем нет, и что посидеть часочек, глядя на закат – не менее полезное занятие, чем бизнес-план написать.

Вообще основной принцип тайм-менеджмента – жизнь ограничена и стоит ее прожить скорее лучше, чем хуже. В основе своей это, конечно, христианский принцип.

– Вы на своих семинарах по тайм-менеджменту учите людей понимать свои родные цели?

– Например, мы предлагаем человеку вести мемуарник. Это когда ты каждый вечер записываешь главное для тебя событие дня, самое интересное, такое, которое достойно быть вписано в мемуары. А рядом с этим событием пытаешься сформулировать ту ценность, на основе которой это событие стало главным. Например, главное событие дня – написал отличный бизнес-план. Какая ценность: благосостояние, успех, признание, интерес? Или – любовался грозой. Здесь какая ценность? Может быть, любовь к природе, созерцание? И ты таким образом, каждый день выделяя главное событие, все лучше понимаешь, что для тебя на самом деле главное в жизни. А если вдруг выясняется, что на протяжении нескольких дней записать нечего, это показатель, что человек живет чем-то очень неродным.

– А как понять доброкачественность своих целей? Может, кому-то вредно быть начальником отдела, а он к этому стремится?

– Есть простой критерий, который, к сожалению, работает только постфактум: насколько долго сохраняется радость после достижения цели. Приведу такой пример: у меня в свое время была маниакальная цель – переехать жить в Замоскворечье. Потому что с детства один из любимых писателей – Иван Сергеевич Шмелев, потому что здесь наш офис, здесь был первый клиент в Москве. И вот эта цель может быть как "родной", потому что я люблю Замоскворечье, так и "неродной", потому что престижно, круто жить в центре города с видом на Кремль. Так вот я могу сказать, что все те годы, как я сюда переехал, я выглядываю утром в окошко, вижу эти храмы вокруг – и я счастлив. И я понимаю, что это явно была "родная" цель, раз столько лет после ее достижения сохраняется радость. Радость – очень хороший критерий.

– Бывает ли, что у человека, старающегося эффективнее тратить свое время, появляется к нему жадность, и он уже с раздражением отвечает на звонок просто так, без дела позвонившего друга?

– Да, это бывает поначалу, но очень быстро проходит. Вообще очень важно понять, что человек – это не машинка для создания результатов. И пообщаться "ни о чем" с другом – это тоже часть жизни. Или вот зачем человек, например, слушает музыку, особенно когда идет в консерваторию и сидит там два часа? Эти два часа никакой добавочной стоимости не создают. Но это просто гармония мироздания, которая дана нам в том числе и для того, чтобы получать от нее удовольствие. И когда ты это понимаешь, все встает на свои места.

– Что значит для вас "убивать время"? Случается ли, что вы сами тратите время впустую?

– Конечно, сколько угодно. Я же не идеальный человек. Но с другой стороны, что значит "впустую"? Вот ситуация – человек застрял в пробке. И тут можно вести себя по-разному: можно поставить аудиокнигу и получать пользу для души и мозга. Можно дергаться, нервничать и ругаться. А можно просто наслаждаться видом из окна и хорошей музыкой. Вот они, одни и те же два часа, проведенные в автомобиле совершенно по-разному. Как понять, впустую они потрачены или нет? Мы вообще главную задачу тайм-менеджмента формально определяем так: невосполнимое время жизни потратить в соответствии со своими целями и ценностями. И здесь ни слова о том, есть ли какие-то технотронные критерии правильности траты времени. Тут критерий – соответствие твоим личным ценностям. Я очень не люблю дергаться, нервничать и думать: "Чего этот идиот меня подрезает?" Но если я себя веду так – для меня это время, потраченное впустую. И наоборот, для меня ценности – музыка и природа; поэтому два часа в машине по дороге с дачи – это в высшей степени эффективное время. Я мог бы в это время слушать аудиокнигу, с точки зрения рационального тайм-менеджмента это было бы правильнее, но я понимаю, что эта уникальность момента, этот закат, равнины, лес стоят ничуть не меньше, чем если я какую-то лишнюю книжку послушаю.

Или вот кажется, поганей времени не найти, чем в очереди в поликлинике или в паспортном столе. Но я как раз во время сидения в этих очередях половину своей первой книги написал.

Человек тратит время на то, что для него ценно. Ты можешь сколько угодно бить себя в грудь и говорить, что "хорошая музыка для меня ценность", но если реально ты в консерваторию доползаешь раз в год и дома эту музыку слушаешь раз в месяц, то твоя декларируемая ценность явно отличается от реальной.

Богослужение как дерево

– Вы изучаете литургику, Типикон, даже пели знаменным распевом на клиросе. Вам Типикон интересен с точки зрения планирования церковного времени?

– В питерской Духовной Академии (одно время я был прихожанином академического храма) в библиотеке я перерыл, кажется, все, что было на тему литургики, науки о богослужении. Наверное, мне так это интересно, потому что я люблю музыку и архитектуру, при этом центр христианской жизни, богослужение, очень архитектурно и очень музыкально. Невероятно интересно разбираться в службе, почему она именно такая, почему сначала покадили, а потом 103-й псалом прочитали. Фантастически много людей, к сожалению, об этом не задумывается, пропуская мимо ушей 95 процентов богослужения: ну, хор поет, ходят батюшки в красивых одежах – такое вот умилительно-благочестивое отношение. А если понимать, что поют и зачем, а еще и в историю заглянуть: откуда 103-й псалом? – это совсем другой эффект.

Есть историческая литургика, которая говорит: вот, в храме Софии в Константинополе это песенное последование пели так, а в Иерусалиме пели вот так. А почему, зачем? Я, возможно, приблизился к какому-то пониманию структурных закономерностей – почему вот здесь второй глас, а здесь – третья кафизма, и почему степенны после непорочных, выделил несколько основных сюжетных закономерностей в годовом, недельном и суточном круге богослужения. Эта структура очень сложная, в ней много напластований из разных эпох и мест: Византия свое добавила, иерусалимские монастыри свое. И самое интересное – разобраться, почему оно все в итоге именно так состыковалось.

Я не сторонник идеалистической позиции, что в богослужении каждый чих божественно задан, потому что глянешь к каким-нибудь грекам или карпатороссам, – там чих совершенно другой, и вопрос: кому он божественно задан, нам или им? На самом деле не нам и не им – Евхаристия божественна, а вокруг нее уже те или иные структуры. Я это сравниваю с деревом – в нем есть своя закономерность: оно растет снизу вверх, если это липа, то у нее одни листочки, если клен – другие. При этом совершенно непонятно, куда вырастет конкретный листочек, и в этом красота: есть гармония, но нет механической заданности. То же самое в богослужении: есть общие закономерности, а есть вещи случайные в рамках этих закономерностей, которые и задают цветущее разнообразие.

Я пока написал половину книги об архитектонике богослужения, вторую половину напишу, наверное, лет через двадцать, потому что пока окончательного сложившегося понимания нет, которое можно было бы представить широкой публике.

– Вы верующий с детства?

– С детства у меня среди любимых писателей был Иван Сергеевич Шмелев, его книги о жизни в Замоскворечье, в том числе о том, как он воспринимал и переживал богослужение, а пришел в Церковь я уже в довольно сознательном возрасте, в 10–11 классе.

Веди хронометраж и помни о смерти

– Тайм-менеджмент к спасению души можно как-то применить?

– Если про спасение души вспоминать, то давно уже очень просто сказано – "внимай себе и помни о смерти". Вот, например, когда человек ведет хронометраж, даже люди совершенно нецерковные и далекие от христианства начинают отмечать, что обостряется ощущение внимания к своей жизни, к своему поступку, а это очень христианская вещь. "Внимай себе" – а как? А если ты каждый раз должен хронометраж записать, чем ты занимался, ты уже на 30 секунд задумался, и то самое "внимание" получается более эффективным. То же самое – "помни о смерти": а как помнить? Вот через тот же хронометраж, через планирование легко прочувствовать, что жизнь ограничена, написал матрицу жизненных целей, смотришь, а не так уж много лет на их осуществление.

Я к управлению временем отношусь точно так же, как к управлению каким-то своим талантом, в евангельском смысле этого слова, – что ты с этим данным тебе временем сделал, во что его вложил? Лучше, если все-таки ты им разумно распоряжался.

Христианство говорит по отношению к земной деятельности человека: вот тебе земля, возделывай в поте лица. И в этом смысле любая работа одинакова, будь ты бизнесмен, столяр, садовник, операционистка в кассе или космонавт: тебе дан в управление какой-то кусочек мира – кому-то чуть больше, кому-то чуть меньше, суть от этого не меняется. И ты или этот кусочек возделываешь разумно, с пользой, или хищнически, попутно на нем все истребляя, или вообще не возделываешь.

Знаете, я в свое время работал несколько месяцев экскурсоводом в Валаамском монастыре, и изучил историю монастыря – меня потрясло, как там в 19 веке было грамотно и разумно организовано хозяйство. Все эти водопроводы, эти дыни и арбузы на карельских широтах. И ведь еще слово "экология" человечество не придумало, а они уже выращивали мальков и выпускали в Ладогу. И при всем том они и скиты устраивали уединенные, и умным деланием занимались. Это их хозяйствование никак не противоречило высокой духовной жизни.

Бизнесмен – тоже творческая профессия

– Ваши клиенты – в основном предприниматели и менеджеры – хотят научиться эффективнее тратить свое время, чтобы быть еще успешнее, еще богаче? Не слишком ли большой культ успешности у нас в стране сегодня?

– Я бы не сказал, что основной критерий успешности сейчас – это деньги. Когда мастер-класс проводишь у студентов, там, да – одно из их основных желаний: надо много денег заработать. Но когда работаешь с серьезными бизнесменами, там уже совсем другие мотивации.

Бизнес похож на искусство: муза посетила, и пока ты эту музыку или картину не напишешь, ты не способен ничего другого делать. Бизнесовая муза точно такая же: ты не успокоишься, пока завод не построишь, это такой же творческий процесс по сочетанию божественного и человеческого вдохновения. И как чтобы симфонию написать, нужно много рутинной работы проделать, расписать все партии за каждый инструмент, так и в бизнесе много нудной повседневной работы, которую надо делать, чтобы завод все-таки заработал, но есть и муза, драйв, который непонятно откуда берется у человека, если у него призвание к предпринимательству.

Недавно владелец российского завода, контролирующего 30% российского рынка топоров, мне показывал свой завод, у него это такое огромное предприятие: цеха, склады – море разливанное. "Знаете, – говорит, – я был в Китае на заводе нашего главного конкурента. Так у них завод – 300 на 200 метров: пять этажей вглубь, пять вверх, и вот на всей этой площади помещаются и завод, и склады, и все остальное. Я тоже хочу, чтобы мой завод был 300 на 200 метров , а не 50 гектаров , как сейчас, потому что это – правильное производство". Вот у него такой драйв! Хотя в его нижегородской губернии земли этой – море! Но он хочет сделать высокотехнологичное предприятие. И это не меньший кайф, чем когда Пушкин прыгал по комнате: "Ай да Пушкин!" – и бил себя по ляжкам.

В советское время всяк сверчок знал свой шесток, и все знали, кто куда может развиваться и с какой скоростью. Сейчас у человека эти социальные подпорки отняли, и мне это нравится, потому что есть возможность проявить себя человеком, а не винтиком тех или иных систем.

– И тем не менее к вам приходят в основном чтобы научиться больше успевать, чтобы быть успешными (даже корень у этих слов одинаковый!). А вы свою сверхзадачу в чем видите?

– Есть вещи, которые помогают человеку не просто уйти пораньше с работы, выполнить больше за определенное время – они помогают человеку лучше определиться в таких высоких вещах, как призвание, жизненная миссия, смысл жизни – не побоюсь этого слова, – то есть понять, ради чего ты вообще занимаешься тем, чем занимаешься. И главной целью является не столько результативность, сколько те самые радость и счастье, которые ты получаешь от жизни. А ради этого уже и ежедневник, и весь остальной тайм-менеджмент. Поначалу в основном к нам приходят за: "Хочу быть практичным, больше успеть, я заботами замученный". Но мало просто стать менее замученным – надо еще с жизненными целями разобраться. Вот в этом некая сверхидея. И мы замечаем, что люди, которые начинают относиться к времени более внимательно, и к своим жизненным целям начинают по-другому относиться.

Я очень люблю "Дневники" известного литургиста, протопресвитера Александра Шмемана, но у него постоянно через все "Дневники" красной нитью проходит: загрузили тем, этим, не смог здесь отказать, а времени не хватает; "Евхаристию" он писал много лет и дописал, когда его с раковой опухолью положили на полгода в больницу, не исключено, что промыслительно, чтобы он наконец дописал эту книгу. И вот в дневниках он писал, что еще хотел бы написать по литургике: цикл праздников, литургия смерти, еще что-то. Но не хватило времени. Мне лично это невероятно обидно, потому что мало кто по литургике что-то сказал на его уровне. И я понимаю, что даже нашу элементарную услугу – настройку секретариата, ему сделать бы за два дня, работу с документацией, с почтой, я не говорю про какие-то более сложные вещи, – и он реально высвободил бы довольно много времени, и этой суматохи у него было бы меньше. Но, с другой стороны, "Евхаристию"-то он успел, то есть самую главную книгу написал, жирная точка поставлена.

– Сейчас в связи с кризисом многих людей уволили, и для многих это стало ударом. Что бы вы могли бы посоветовать тем, кто считает себя неуспешным?

– Бывают разные ситуации, но одна из аксиом – только ты сам отвечаешь за то, что с тобой происходит. Страна, компания, родственники, несомненно, влияют, кто бы это отрицал, но с чего начинали многие великие предприниматели? Коносукэ Мацушита, основатель Panasonic, начинал работу помощником в велосипедной лавке с зарплатой в одну иену в год. Компании Microsoft, Google начинались в прямом и переносном смысле "в гаражах", на голом энтузиазме. Поэтому лучше делать, что угодно, но все-таки делать, чем лежать на диване и думать: какой я неуспешный! Но, делая, всегда прислушиваться к себе, к окружающим – а то ли я делаю, тем ли занимаюсь?

При этом нужно понимать, что в жизни не всегда все будет на пятерку. Я занимаюсь уже много лет абсолютно любимым делом, но все равно в какие-то моменты испытываю сомнения: а этим ли надо заниматься? Я отношусь к этому как вот: бывает человеку радостно, бывает грустно, и с этим не надо специально что-то делать, если грустно – это не значит, что надо срочно куда-то бежать и искать, чему бы порадоваться. Ощущение скуки, разочарования надо иногда переживать, это тоже зачем-то нужно человеку. Это как зима-лето, зимой и летом есть свои неудобства: летом комары, зимой холодно. Но ты это проживаешь и летом стараешься не обращать внимания на комаров, а зимой – на холод.

Вся наша жизнь – череда неправильных ответов, но степень этой неправильности может быть разной. Нужно быть готовым к тому, что каждый сделанный шаг может быть хорошим, результативным, но небезошибочным, всегда с высоты следующего опыта ты оглянешься и поймешь, что можно было сделать лучше. И когда ты поймешь это, будешь спокойно относиться к тому, что что-то получилось нерационально и неэффективно.

Самый древний ежедневник

Глеб Архангельский: "Идея, что время надо планировать, появилась очень давно. О ежедневнике упоминается даже в Библии – книга "Эсфирь", 6-я глава, 1-й стих: Артаксерксу не спалось, и он велел читать перед ним книгу дневных записей. Также в древнеиндийском трактате "Архашастра" (это наставление царя своему сыну, написаны во II–I тысячелетии до нашей эры) упоминается и про планирование дня, и про проведение совещаний".

Как съесть "лягушку" и другие хитрости организации времени

Тайм-менеджмент (буквально – управление временем) – технология, позволяющая научиться эффективно планировать свое время и деятельность. В ключает в себя различные методики и инструменты, например: каждое утро съедать по одной "лягушке" – у каждого из нас есть неприятные задачи, решение которых мы постоянно откладываем (сделать звонок скандальному клиенту, вызвать сантехника). Нужно составить список этих "лягушек" и свой рабочий день начинать с решения одной из них. Такая маленькая победа над собой дает положительный заряд на весь день. При этом "лягушки" начинают быстро заканчиваться, может наступить день, когда и "съесть" будет нечего.

Разрезание "слона" (глобальной задачи) на бифштексы – небольшие задачи. "Слон" – выучить иностранный язык, "бифштексы" – в неделю выучить столько-то слов, столько-то часов пообщаться с носителями языка на интернет-форумах, посмотреть фильм на языке. Но не "изучить грамматику" – ее можно изучать бесконечно.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама