Не пугайтесь термина "эстетический аргумент", если он вам незнаком. Это философский термин, но то, о чем пойдет речь, не требует специальной философской подготовки у меня ее просто нет. Мы поговорим о вещах вполне простых и понятных. Время от времени у нас, верующих, спрашивают, можем ли мы доказать бытие Божие. Ответ зависит от того, что мы понимаем под словом "доказать". Бывают реальности, которые вы просто вынуждены признать, нравится ли вам это или нет например, воспаление зубного нерва. Практически все остальное можно отрицать как последователи популярного псевдоисторика Фоменко отрицают, например, существование Древнего Рима. Вы можете представить им самые серьезные свидетельства их неправоты и они их не убедят. У них на это есть свои причины.
Человек может просто отвергнуть свидетельства в пользу той точки зрения, которая его не устраивает. Многие отвергают и свидетельства бытия Божия. Бог не принуждает нас к вере; Он зовет, а не тащит, дает нам достаточные основания для веры в Него, но не заставляет. Нам ничто не мешает закрыть глаза и заткнуть уши, выстроить себе мировоззрение, в котором мы запретим себе обращать внимание на указатели, которые Бог расставил вокруг нас. Но мы можем поступить и по-другому: вылезти из бункера, куда мы себя загнали, и осмотреться, чтобы понять, кто мы такие и каково наше место в мироздании. Мы можем проанализировать наш опыт жизни в этом мире и подумать о том, на что он указывает. Один из аспектов этого опыта наше восприятие красоты.
Мало у кого из нас были мистические озарения, но большинству из нас знакомо переживание красоты. Это не зависит от личных убеждений человека атеист может чувствовать красоту, как и верующий, и высоко ценить ее.
Известный атеист, английский писатель-фантаст Терри Пратчетт, страдающий смертельной болезнью, пишет: "Когда на горизонте замаячит конец игры, я хочу умереть, сидя в кресле, в моем собственном саду, с бокалом бренди в руке, с Томасом Таллисом в айподе, потому что музыка Томаса способна приблизить к раю даже атеиста". Томас Таллис великий английский композитор, вероятно, один из величайших композиторов, когда-либо живших. Он творил в XVI веке веке тяжких гражданских, династических и религиозных смут, и писал церковную музыку удивительной, поистине райской красоты, преисполненную мира, гармонии, веры и благоговения.
Пратчетт, несомненно, человек достаточно культурный, чтобы ценить великую музыку беда в том, что он, (пока, по крайне мере) отказывается слышать ее послание. Оставаясь атеистом, он отказывается верить в рай, к которому можно приблизиться, или в небеса, куда можно отправиться, или в путь, который продолжается после смерти хотя он и употребляет все эти выражения, но только в переносном смысле. Но в каком смысле? Может ли быть у них вообще какой-либо смысл, если смерть означает окончательное исчезновение? Почему мы находим некоторые вещи слишком уродливыми, чтобы называть их своими именами? Почему даже атеист говорит о небесах и рае?
У нас всех есть опыт переживания красоты великолепия осеннего леса или (как у Пратчетта) красоты великой музыки, и эта красота ставит перед нами определенный вопрос. Отражает ли наш опыт красоты некую реальность, которая существует в мироздании до нас, и которую мы просто с благоговением и благодарностью осознаём? Или красота это только иллюзия, чисто субъективное переживание, которому не соответствует ничего за пределами нашего сознания?
Известный атеист Жак Моно пишет: "Чистая случайность, абсолютно свободная, но слепая лежит у самых корней величественного здания эволюции, и в результате человек, наконец, знает, что он одинок в бесчувственных глубинах вселенной... Жизнь вообще и человек в частности явление уникальное, единственное творение необъятной Вселенной, возникшее вопреки планам природы... Человек должен наконец пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям... Человек наконец сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая".
Но когда он говорит, например, о "величественном здании эволюции", что он имеет в виду? Что величественность есть нечто присущее самой по себе эволюции, и признавая это, мы просто отдаем ей должное, осознаем некую реальность, которая была до нас и которая была бы, если нас и на свете не было? О чем мы говорим, говоря о красоте и величии, о некой реальности или о наших эмоциях?
Атеист вынужден верить, что в мироздании как таковом нет ни величия, ни красоты, ни смысла, ни цели; все это наши оценки и наши субъективные переживания. Правильны ли это оценки? Это бессмысленный вопрос, как бессмысленно само мироздание. Бессмысленно спрашивать, правильно ли вы понимаете текст, если это и не текст вовсе, а случайная россыпь точек. Бессмысленно задаваться вопросом, смогли ли вы по достоинству оценить красоту звездного неба, если в звездах просто нет никакой красоты, которую вы могли бы оценивать.
Такой же бессмысленной оказывается и музыка. Электронное устройство преобразует последовательность нулей и единиц в звуковые колебания, наушники доносят их до ушей, сигнал воздействует на нервные окончания и вызывает какие-то сложные биохимические процессы в мозгу (как, впрочем, и бренди), субъективно это переживается как "красота". Это всё никакого рая, никаких небес и никакой красоты за пределами чисто субъективных переживаний не существует.
Однако в красоте есть некое могущество, которое побуждает нас признать, что мы имеем дело с реальностью. В отличие от телесного удовольствия, эстетическое переживание указывает на что-то за своими пределами. Вкус пищи может быть очень приятен, но это удовольствие никуда не зовет оно все здесь. Музыка "может приблизить к раю даже атеиста". Мы чувствуем, что красота, как окно или просвет в облаках, указывает на нечто большее, ожидает от нас ответа, признания и благодарности. Даже атеисты не могут избавиться от этого чувства и связанного с ним языка. Так, неверующий астроном Карл Саган говорит о своей "признательности за красоту жизни и мироздания", хотя и отрицает Того, Кому он мог бы быть признателен. Все мы верующие и неверующие
в сердце своем понимаем, что красота есть нечто большее, чем наше субъективное переживание.
Люди, для которых писал Таллис, не стремились вызвать в своих нейронах какие-то субъективные ощущения; они "молясь, воспевали Бога". Голоса в наушниках, поющие Veni, Redemptor gentium*, передают послание из самой глубины реальности. Мы можем принять его или отвергнуть, обратиться
к Художнику и Зиждителю мироздания, к Автору красоты или закоснеть
в противлении.
Существует так называемое пари Паскаля человек, который ставит на веру, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он заблуждается; человек, который ставит на неверие, не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается. Признав, что красота не иллюзия, что она имеет Исток в реальности, за пределами наших переживаний, мы заведомо не теряем ничего; отвергнув это послание, мы рискуем обнаружить, что нас настойчиво звали войти в реальность небес, рая, нетленной красоты, на которую нам указывала великая музыка и величие мироздания, но мы навсегда отказались.
*Приди, Искупитель народов (лат.). Ред.
Источник: Фома